Общая характеристика отношений предприятия и банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 07:39, контрольная работа

Описание

Для достижения позитивного экономического результата, предприятие должно непрерывно и эффективно функционировать, т.е. осуществлять свою хозяйственную деятельность. Но, как показывает практика, процесс функционирования предприятия достаточно сложный, ему сопутствуют многочисленные нюансы и трудности. Поэтому на разных этапах этого процесса у предприятий возникает потребность в услугах различных институтов финансово-кредитной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Расчетно-кассовое обслуживание предприятий……………………….…...4
Покрытие временного недостатка средств……………………………..…..7
Размещение временно свободных средств предприятия………………...14
Заключение………………………………………………………………………22
Тест……………………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

введение.docx

— 77.04 Кб (Скачать документ)

    Содержание

    Введение………………………………………………………………………..…3

  1. Расчетно-кассовое обслуживание предприятий……………………….…...4
  2. Покрытие временного недостатка средств……………………………..…..7
  3. Размещение временно свободных средств предприятия………………...14

    Заключение………………………………………………………………………22

    Тест……………………………………………………………………………….23

    Список  литературы……………………………………………………………..25 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

    Одним из центральных элементов современного рыночного хозяйства является предприятие.  Именно предприятие – основной производитель товаров и услуг, главный рыночный субъект, непосредственно влияющий на конъюнктуру экономики.

    Для достижения позитивного экономического результата, предприятие должно непрерывно  и эффективно функционировать, т.е. осуществлять свою хозяйственную деятельность. Но, как показывает практика, процесс функционирования предприятия достаточно сложный, ему сопутствуют многочисленные нюансы и трудности. Поэтому на разных этапах этого процесса у предприятий возникает потребность в услугах различных институтов финансово-кредитной системы.

    Финансово-кредитный  институт – это государственная  или частная, коммерческая организация, необходимая для осуществления  финансовых операций по кредитованию, депонированию вкладов, ведению  расчетных счетов, купле и продаже  валюты и ценных бумаг, и оказанию других финансовых услуг.

    Существуют  различные финансово-кредитные организации: банки, финансовые компании, инвестиционные фонды, сберегательные кассы, пенсионные фонды, взаимные фонды, страховые компании.

    Деятельность  каждой из этих организаций имеет  свои особенности. Знание этих особенностей позволяет предприятию оптимизировать отношения с ними, что, в конечном счёте, обеспечивает повышение общей  эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

    Таким образом, проблема взаимных отношений между предприятием и различными финансово-кредитными институтами является очень актуальной. Её понимание обеспечивает стабильное функционирование предприятия, а значит, положительно влияет на всю экономику.

    Целью данной работы является исследование организационно - экономического взаимодействия банков и предприятий в современной России для разработки основных направлений его развития.

    Поставленная  цель исследования предопределила решение  следующих задач:

    -раскрыть  теоретические основы взаимодействия  предприятий и банков;

    -определить специфику процесса взаимодействия системы «предприятие-банк» как субъектов рыночной экономики, особенности, закономерности.

    Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, в частности предприятия и банка.

    Объектом  исследования является процесс взаимодействия  секторов банков и предприятия в экономики современной России. 

1.Расчётно-кассовое обслуживание предприятий.

    Согласно  Положению Центрального банка РФ от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации  наличного денежного обращения  на территории Российской Федерации»,  все предприятия, организации и  учреждения на территории России обязаны  хранить свободные денежные средства в коммерческих банках. Для хранения денежных средств, а также для  осуществления безналичных расчётов банки открывают  предприятиям различные  счета.

    Основным  счётом предприятия является расчётный  счёт. Он открывается для каждого предприятия, обладающего  правами  юридического  лица,  независимо  от формы  собственности. Предприятие должно открыть один обязательный расчётный счёт. Он необходим для осуществления расчётов  предприятия с другими предприятиями и банками в связи с осуществлением его основной деятельности. Он позволяет совершать практически любые операции: на него зачисляются все денежные поступления владельца, с него списываются деньги для выдачи заработной платы, оплаты приобретаемого имущества, уплаты налогов и т.п.

    Если  предприятие имеет  отдельные  структурные звенья вне места  своего нахождения, например филиалы, магазины или склады, то должны быть открыты расчётные субсчета в банках по месту их нахождения на имя предприятия. Расчётный субсчёт аккумулирует поступающую выручку филиалов и представительств, для последующего перечисления на основной расчетный счет. Выдача наличных денег с расчётного субсчёта, как правило, не предусматривается, хотя конкретный перечень операций устанавливается самим предприятием.

    Помимо  одного обязательного расчётного счёта  предприятие может иметь и  другие счета - текущий, ссудный, валютный. Их разрешается открывать в неограниченном количестве в разных банках.

    Текущие  счета  открываются предприятиям,  их  филиалам,  отделениям  и другим  подразделениям.  По  текущим счетам  производятся  ограниченные  расчётные операции,  связанные в основном  с оплатой труда и административно-хозяйственными расходами.

    Для открытия валютных счетов предприятиям банк должен иметь соответствующую  лицензию. Валютные счета служат для зачисления валютной выручки, перечисления на транзитные счета для конвертации в рубли, осуществление расчетов.

    В безналичном порядке через учреждения банков, осуществляется основная масса  расчетов. Безналичные расчёты – это денежные расчёты без участия наличных денег, проводимые либо путем списания денежных средств со счета плательщика и зачисления их на счет получателя, либо путем зачёта взаимных требований.1

    Основными правилами совершения безналичных  операций по счетам клиентов является зачисление (списание) денежных средств, которое  производится на основании следующих расчетных документов: 1) платежного поручения; 2) платежного требования-поручения; 3) заявления на аккредитив; 4) инкассового поручения (распоряжения) и др.

    При расчетах платежными поручениями банк обязуется по поручению плательщика  за счет средств, находящихся на его  счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом. Поручение плательщика исполняется банком при наличии средств на его счете, если иное не предусмотрено договором между плательщиком и банком. Поручения исполняются банком с соблюдением очередности списания денежных средств со счета.

    Расчеты платежными требованиями-поручениями  — сравнительно недавно используемая форма расчетов. Она представляет собой требование поставщика (получателя денег) к покупателю (плательщику) оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

    В отличие от платежного поручения  платежное требование-поручение  отражает как сумму требования получателя денег, заверенную подписями должностных  лиц и оттиском печати, так и  сумму, которую плательщик поручил  банку списать со своего счета. Платежное  требование-поручение выписывается поставщиком и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными договором документами направляет в банк покупателя.

    При расчетах по аккредитиву банк, действующий  по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

    При расчетах по инкассо банк (эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платеж и (или) акцепт платежа. Инициатива расчетов по инкассо исходит от поставщика. Оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. Платежи в порядке инкассо могут осуществляться как с акцептом, так и без акцепта плательщика в случаях, предусмотренных законодательством или договором между банком и клиентом.2

    Помимо  осуществления безналичных расчётов, предприятие имеет право использовать часть своих средств в виде наличных денег.  Необходимые наличные деньги предприятия и организации запрашивают в обслуживающих их банках. Выдача наличных денег предприятию производится в пределах имеющихся у него на счетах средств на основании справки – заявки о потребности в определенной сумме денег на определённые цели. Например, на выплату заработной  платы, стипендий,  пенсий,  а  также  на  закупку необходимой продукции. Правила проведения операций с наличными деньгами на территории Российской Федерации определяются Центральным банком, решением Совета директоров которого за № 40 от 22 сентября 1997 г. принят документ «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации».

    Для более рационального оборота  наличных денег, сокращения трудовых и материальных затрат, связанных с обслуживанием оборота наличных денег, основная масса платежей должна осуществляться в безналичном порядке. Предприятия и организации всех форм собственности должны сдавать в банк для зачисления на их расчетные (текущие) счета все суммы, полученные ими наличными деньгами за проданные товары, оказанные услуги и выполненные работы и др. Предприятиям и организациям по согласованию с обслуживающими их банками устанавливается лимит кассовой наличности, т.е. предельная сумма наличных денег, которая может храниться в кассе предприятия.

    Расходы предприятия по оплате услуг банка  – расчетных и кассовых операций – включаются  в себестоимость  продукции  (работ, услуг). Доходы, полученные  от  хранения  средств  на  счетах банков,  в том  числе и  курсовые разницы по взаимным  счетам, учитываются  в составе балансовой прибыли  предприятия как внереализационные  доходы.

    Особенностью  взаимодействия «предприятие-банк»  является серьезное различие экономических и коммерческих интересов: если для банка взаимодействие с предприятием (как объектом кредитования, расчетно-кассового обслуживания) является основным видом деятельности, важнейшим источником дохода, то для предприятий - это значимое, но не приоритетное направление деятельности, лишь звено подстратегии, элемент финансового расчета. Это объясняет тот факт, что чаще всего субъектом взаимодействия (инициатором) является банк, а объектом – предприятие, несмотря на то, что и банк, и предприятие являются равноправными партнерами.

    Очередность платежей с расчетных (текущих) счетов.

    Списание  денежных средств со счета осуществляется кредитной организацией на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом. При наличии на расчетных (текущих) счетах клиентов денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений владельца счета и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

    При недостаточности денежных средств  на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности согласно ч. 2 ст. 855 ГК РФ:

  • в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
  • в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и Фонд обязательного медицинского страхования;
  • в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены третьей очередью;
  • в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Информация о работе Общая характеристика отношений предприятия и банка