Общее понятие о государственном и муниципальном долге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:51, контрольная работа

Описание

Структура и объем внешнего долга России отражают геополитические и экономические проблемы – разрушение СССР, экономический спад в России 90-х годов, непоследовательность рыночных реформ, сложность отношений с иностранными кредиторами.
С учетом актуальности проблемы внешнего долга и значимости ее решения важно сосредоточить внимание на поиске эффективных путей выхода из создавшегося положения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Государственный и муниципальный долг как материальное выражение долговых отношений органов власти………………………………………………..…..4
2.Классификация государственного и муниципального долга, характеристика его видов…………………………………………………………………………………12
3. Социально-экономические последствия государственного и муниципального .долга………………………………………………...........................16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………….……………………………..19

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа государственный и муниципальный долг - Огородов А.Н. - гр. 1201-у.docx

— 37.25 Кб (Скачать документ)

ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

 

Факультет Менеджмента и  маркетинга

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Государственный и муниципальный долг»

Тема 1 «Общее понятие о государственном и муниципальном долге»

 

 

 

 

 

Выполнил _______________________

студент гр.1201-у заочного отделения

Огородов Алексей Николаевич

 

 

 

 

 

Казань – 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1.Государственный и муниципальный долг как материальное выражение долговых отношений органов власти………………………………………………..…..4

2.Классификация государственного и муниципального долга, характеристика его видов…………………………………………………………………………………12

3. Социально-экономические последствия государственного и муниципального .долга………………………………………………...........................16

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………….……………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Практически все страны, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. Рациональное использование внешних  займов способствует решению социально-экономических  проблем. Однако ограниченность собственных  финансовых ресурсов, не всегда эффективное  использование внешних заимствований, нарушение сроков их погашения обусловили значительный рост долга развивающихся  стран. Бразилия, Мексика и Аргентина  в течение длительного времени  возглавляли список крупнейших должников  мира. В последние годы быстрыми темпами увеличивалась внешняя  задолженность Китая. Крупными должниками в Азиатском регионе остаются Индонезия, Индия, Южная Корея, Турция. У нашей страны образовался тоже немалый внешний долг.

Структура и объем внешнего долга России отражают геополитические  и экономические проблемы – разрушение СССР, экономический спад в России 90-х годов, непоследовательность рыночных реформ, сложность отношений с  иностранными кредиторами.

Переговоры о реструктуризации долга привели к списанию кредиторами  Лондонского клуба 30% задолженности. Но остаются непростыми отношения России с Международным валютным фондом. Не урегулирован долг частным фирмам. Актуальна проблема погашения задолженности  развивающихся стран по кредитам, предоставленным Советским Союзом, а также долга стран СНГ  по отношению к России. С учетом актуальности проблемы внешнего долга  и значимости ее решения важно  сосредоточить внимание на поиске эффективных  путей выхода из создавшегося положения.

 

 

 

 

    1. Государственный и муниципальный долг как материальное выражение долговых отношений органов власти

Государственный долг - это  совокупность долговых обязательств Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, а также  иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права, включая обязательства  по государственным гарантиям, которые  предоставлены Российской Федерацией (ст. 97 Бюджетного кодекса РФ) Бюджетный  кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.04.2007) // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823..

В результате заемной деятельности образуется государственный долг –  долговые обязательства Правительства  РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права [БК РФ, ст.97]. Обеспечением государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную  казну. Соответственно различают государственный  и общегосударственный долг. Общегосударственный  долг – более широкое понятие  и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов  управления низовыми звеньями, входящими  в состав государства.

Государственные долговые обязательства  могут существовать в различных  формах [БК РФ, ст. 89]:

    • кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредиторов;
    • государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;
    • договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;
    • переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе федеральных законов;
    • соглашения и договоры РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В Бюджетном кодексе РФ [БК РФ, ст.98] особо оговаривается, что  изменение условий выпущенного  в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения, не допускается.

Основными причинами образования  государственного долга являются дефицит  государственного бюджета и наличие  свободных денежных средств у  физических и юридических лиц.

Уровень государственного долга  требует осуществления ежегодных  процентных платежей. Если не использовать прирост размеров долга, эти ежегодные  выплаты процентов должны производиться  из суммы налоговых поступлений. Такие дополнительные налоги могут  погашать стремление брать на себя риск, стремление к инновациям, к  инвестициям, к работе. Существование  большого государственного долга может  подорвать экономический рост.

Очевидно, что выплата  процентов и суммы долга требует  передачи части национального реального  выпуска продукции в распоряжение других стран. Следует отметить, что  доля государственного долга, приходящаяся на иностранных кредиторов, увеличивается  в последние годы во всех странах. Это повод для беспокойства, особенно для России, т.к.:

    • остается открытым вопрос о размерах долга;
    • процентные платежи, связанные с государственным долгом, растут очень быстро;
    • ежегодные дефициты сформировались в условиях мирной экономики, которая функционирует весьма близко к уровню полной занятости

Однако государство в  кредитных отношениях может выступать  не только как заемщик, но еще как  гарант и кредитор. Если государство  дает поручительства по займам (кредитам), получаемым на финансовом рынке другими  лицами, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств, государство выступает как кредитор, а другая сторона - как заемщик.

Таким образом, в соответствии с характером операций государственные  кредитные отношения проявляются  в форме государственных заимствований, государственных гарантий и государственных  кредитов.

Государство как  заемщик

Для финансирования бюджетного дефицита органы государственного управления вынуждены привлекать заемные средства, займы.

В соответствии с Гражданским  кодексом РФ [ГК РФ, ст.807] по договору займа  одна сторона (заимодавец) передает в  собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется  возвратить заимодавцу такую же сумму  денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа [ГК РФ, ст.817] заемщиком выступает Российская Федерация, субъекты РФ, а заимодавцами – граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными, и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Для кредитов, привлекаемых органами государственной власти, характерно то, что инвесторы непосредственно (не опосредствуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов федерального Правительства  или органов исполнительной власти субъектов РФ. Прямое заимствование  средств может проводиться, в  частности, среди государственных и коммерческих банков, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств.

Классификация государственных  займов. В основе классификации лежит ряд признаков:

    • По эмитентам – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.
    • В зависимости от места размещения – внутренние и внешние займы.
  • В зависимости от обращения на рынке – рыночные и нерыночные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Нерыночные не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
  • В зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).
  • В зависимости от обеспеченности долговых обязательств – закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются в дополнительных гарантиях.
  • По характеру выплачиваемого дохода – долговые обязательства выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом, т.к. инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Большинство инвесторов отдает предпочтение процентным облигациям, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов.
  • Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства, весь доход по которым выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.
  • В зависимости от метода определения дохода – долговые обязательства с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

В зависимости от обязанности  заемщика твердо соблюдать сроки  погашения займа, установленные  при его выпуске, - обязательства  с правом досрочного погашения и  без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном  погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае инвестор терпит существенные потери, тогда как заемщик получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, разместив новый заем и погасив старый.

Возможны два способа  погашения задолженности: единовременно  и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения  суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:

1) равными частями в  течение определенного срока;

2) возрастающими долями;

3) снижающимися долями.

Государство как гарант

Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, хозяйственными организациями. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним. В этом случае идет речь о гарантированных займах и кредитах. Гарант (Российская Федерация или субъект РФ) дает письменное обязательство отвечать за исполнением лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству [БК РФ, ст.115].

В Законе о федеральном  бюджете должны быть установлены  верхние пределы государственных  гарантий РФ, предоставляемых в валюте РФ и в иностранной валюте. Общая  сумма гарантий РФ в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего  долга, а в иностранной валюте – в состав государственного внешнего долга [БК РФ, ст.116]. При предоставлении гарантии обязательно проверяется  финансовое состояние ее получателя.

Осуществление государственных  заимствований и предоставление государственных гарантий ведет  к формированию государственного долга.

Государственный долг выражает собой результат взаимосвязей исполнительных органов государственной власти РФ с физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), исполнительными органами других государств и международными финансовыми организациями  в части формирования фонда заимствованных средств для удовлетворения государственных потребностей Российской Федерации.

Информация о работе Общее понятие о государственном и муниципальном долге