Общее понятие о государственном и муниципальном долге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:51, контрольная работа

Описание

Структура и объем внешнего долга России отражают геополитические и экономические проблемы – разрушение СССР, экономический спад в России 90-х годов, непоследовательность рыночных реформ, сложность отношений с иностранными кредиторами.
С учетом актуальности проблемы внешнего долга и значимости ее решения важно сосредоточить внимание на поиске эффективных путей выхода из создавшегося положения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Государственный и муниципальный долг как материальное выражение долговых отношений органов власти………………………………………………..…..4
2.Классификация государственного и муниципального долга, характеристика его видов…………………………………………………………………………………12
3. Социально-экономические последствия государственного и муниципального .долга………………………………………………...........................16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………….……………………………..19

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа государственный и муниципальный долг - Огородов А.Н. - гр. 1201-у.docx

— 37.25 Кб (Скачать документ)

Государство как  кредитор

В середине 90-х годов усилилась  активность РФ как кредитора на внутреннем рынке. Если ранее предпочтение отдавалось бюджетному финансированию, то в 1994-1995 гг. происходит перенос силы тяжести  на кредитные отношения, которые  рассматриваются как более эффективные, позволяющие сэкономить достаточный  объем бюджетных ресурсов. Напротив, деятельность РФ как кредитора на международной арене остается свернутой  и в основном ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР.

Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств экономическим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. При этом в зависимости от категории заемщика различают бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и собственно государственные кредиты.

Бюджетный кредит – форма  финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.

Способами обеспечения исполнения по возврату бюджетного кредита могут  быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Возврат предоставленных  юридическим лицам бюджетных  средств, а также плата за пользование  ими приравниваются к платежам в  бюджет. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим  лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным  бюджетным средствам на возвратной основе.

Бюджетная ссуда – бюджетные  средства, предоставляемые другому  бюджету на возвратной, безвозмездной  или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

В качестве заемщиков средств  федерального бюджета могут выступать [БК РФ, ст.118]:

    • бюджетные учреждения;
    • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;
    • органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим  лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым  у иностранных государств, их юридических  лиц и международных организаций  возникают долговые обязательства  перед Российской Федерацией как  кредитором [БК РФ, ст. 122].

Предоставление государством кредитов трех видов ведет к формированию государственных финансовых активов  или долгу перед государством. Государственные финансовые активы представляют собой результат взаимосвязей исполнительных органов государственной власти РФ с физическими и юридическими лицами, исполнительными органами государственной власти других стран и международными организациями в части предоставления им средств взаймы.

Разница между государственным  долгом и финансовыми активами представляет собой чистый государственный долг. Он как результативная величина показывает, в каком качестве в большей степени выступает государство на финансовых рынках – в роли заемщика или кредитора.

 

2. Классификация государственного и муниципального долга, характеристика его видов.

Государственный долг может  быть внутренним и внешним. Российские законодатели долгое время не могли  определиться с делением государственных  заимствований на их внутреннюю и  внешнюю части. И только авторы действующего Бюджетного кодекса РФ попытались внести ясность в вопрос о классификации  государственного долга. Однако в основу классификации долгов на внутренние и внешние они заложили сомнительный признак – валюту, в которой  выражены долговые обязательства государства. Но события, предшествовавшие 17 августа 1998 г., со всей определенностью показали, что рублевый долг, приходящийся на иностранных инвесторов, не есть обычный  внутренний долг, что он имеет черты  внешнего долга. Поэтому можно сказать, что государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом – обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами.

Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный  долг представляет собой всю сумму  выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных  им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Согласно существующим уровням  государственной власти различают  государственный долг Российской Федерации  и долг субъектов Российской Федерации. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, формируют  муниципальный долг.

Сейчас действуют два  вида официальной классификации  государственного долга России: одна – в отношении внутреннего долга, вторая – в отношении внешнего долга и внешних активов.

Государственный внешний долг

Привлечение средств за рубежом  и обслуживание внешней задолженности  является составной частью внешнеэкономических  отношений стран. Внешний долг оказывает  огромное влияние на всю экономику  страны. Заемные внешние средства вливаются в национальную экономику  страны, что может способствовать экономическому росту, а обслуживание внешнего долга изымает средства из национальной экономики. Причем в  случае накопления большого объема задолженности  обслуживание долга может стать  тяжелым бременем для страны.

При рассмотрении внешнего долга прежде всего требуется определиться с его понятием. Необходимо отметить, что в настоящее время понятия внешнего долга могут различаться. Каждый из подходов обосновывается целями представления информации. Российский бюджетный кодекс рассматривает внешний долг как долг, выраженный в иностранной валюте [БК РФ, ст.6], и этот подход целесообразен для бюджетных целей, поскольку информация, представленная в соответствии с этим подходом, позволяет судить о валютной нагрузке на государственные органы власти, но в этом случае не берется в расчет «резидентность» или «нерезидентность» кредитора. Например, Минфин России, пользующийся методологией Бюджетного кодекса, учитывает в составе внешнего долга задолженность перед Банком России в размере 6,4 млрд. долл. США. Подход, реализованный в платежном балансе, тоже важен, поскольку информация, представленная в соответствии с этим подходом, позволяет судить об уровне выплат нашей экономики, т.е. по методологии платежного баланса внешний долг – это долг перед нерезидентами.

Таким образом, валютный государственный  долг (внешний государственный долг в бюджетной методологии) отличается от внешнего долга платежного баланса  на рублевую задолженность перед нерезидентами, которая присутствует в платежном балансе, и валютную задолженность перед резидентами, которая присутствует во внешнем долге по бюджетной методологии.

В соответствии с бюджетным  кодексом информацию публикует Минфин России, а в соответствии с методологией платежного баланса – Банк России [

 Понятие внутреннего государственного долга

Внутренний долг государственный — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны. 
 
В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Виды государственных долговых инструментов Долговые обязательства различаются по срокам на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают: государственные краткосрочные облигации ГКО;

государственные долгосрочные облигации;

облигации государственного сберегательного займа;

облигации внутреннего государственного валютного займа;

казначейские векселя  и обязательства: золотые сертификаты  Министерства финансов РФ. Федеральным  законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социально-экономические последствия государственного долга

Финансовые отношения  по формированию и обслуживанию государственного долга затрагивают интересы органов  государственной власти, всего многообразия юридических и физических лиц, иностранных  правительств и международных финансовых организаций. Они оказывают влияние  на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного  климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и многие другие элементы социально-экономической  жизни общества. Этим объясняется  существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.

Государственный долг может  оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические  процессы. Положительное значение государственных  заимствований состоит в том, что они являются в основном неинфляционным источником финансирования дефицита бюджетов органов государственной власти различного уровня. Правительственные структуры посредством предоставления государственных кредитов перспективным предприятиям и гарантий по займам и кредитам, привлекаемым эффективными хозяйственниками, могут способствовать ускорению социально-экономического развития страны.

При разумной организации  функционирования отношений по формированию и обслуживанию государственного долга  исполнительная власть может эффективно распределять долговое бремя во времени  между поколениями населения  страны. Этот способ распределения  налогового бремени дает положительный  результат при финансировании за счет заимствованных средств строительства объектов долгосрочного характера, служащих десятки лет. В этом случае финансовое бремя ложится не на одно (как это имеет место при бюджетном финансировании за счет налоговых поступлений), а на несколько поколений, поскольку погашение основной суммы долга и уплата процентов по нему растягивается во времени.

Наконец, взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания. Этому способствуют межправительственные займы, заимствования у международных финансовых организаций и на международных финансовых рынках, внешние государственные кредиты. При высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности в мире.

Негативные аспекты государственного долга на социально-экономические  процессы, прежде всего, проявляются  в том, что при чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство  ограничивает инвестиционные возможности  в народном хозяйстве. Это происходит потому, что, привлекая заемные средства, государство снимает с рынка  часть финансовых ресурсов, которые  могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики.

Чрезмерное увлечение  государства заемными операциями способствует значительному отвлечению бюджетных  средств от нужд хозяйственного и  социального развития. Высокий уровень  заимствований ведет к большим  бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга.

Если государство, увлекающееся заимствованиями, делает крен в сторону  внешних займов, то возможно не только попадание в чрезмерную зависимость  состояния отечественных финансов от состояния финансов международных, но и потеря политической независимости.

Наконец, мобилизуемые с  помощью государственных заимствований  средства являются антиципированными, взятыми вперед налогами. Рано или  поздно долги надо погашать и платить  по ним проценты. В части долгосрочной задолженности это перекладывается  на будущие поколения.

 

 

 

Заключение

Урегулирование внешней  задолженности и управление внешним  долгом – разные понятия. Первое относится  к разряду тактических и означает изыскание путей выхода из конкретной кризисной ситуации. Второе понятие  имеет стратегическую направленность и призвано обеспечить нормализацию внешнедолговых отношений на длительную перспективу. К сожалению, пока усилия сконцентрированы исключительно на проблемах урегулирования внешнего долга страны, при этом акцент делается на его частичное списание. Однако если учесть, что внешние заимствования в современном мире превратились в прочную составляющую мировой экономики, а списание долга решает лишь текущие проблемы, то станет очевидным, что Россия, как и любая современная страна, должна иметь адекватную систему управления внешним долгом.

После проведения тщательного  анализа проблемы внешней задолженности  нашей страны можно сделать некоторые  выводы и сформулировать предложения  по выходу из сложившейся неблагоприятной  ситуации. Во-первых, очевидно, что решать проблему внешней задолженности России нужно не с помощью сокращения суммы долга, а путем создания эффективной системы управления этим долгом. Во-вторых, стоит отметить, что реструктуризация, особенно на данном этапе не является панацеей. Она лишь оттягивает сроки выплат, но когда-нибудь по долгам все равно придется платить. Тем более, что платить гораздо больше, т.к. начисление процентов не остановишь.

Информация о работе Общее понятие о государственном и муниципальном долге