Оценка инвестиционных ресурсов РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является экономика Республики Беларусь. Предметом исследования является совокупность источников инвестиционных ресурсов в экономике Республики Беларусь.
Цель работы – рассмотреть теоретические основы инвестиций, инвестиционных ресурсов, их роль в развитии экономики, провести анализ инвестиционной деятельности.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
исследовать понятие инвестиционных ресурсов, их классификацию;
рассмотреть особенности централизованных, децентрализованных и иностранных инвестиционных ресурсов;
проанализировать источники инвестиционных ресурсов Республики Беларусь;
выявить основные проблемы и тенденции развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………...
1. Экономическая сущность инвестиционных ресурсов………………....
1.1 Понятие инвестиционных ресурсов………………………………….
1.2 Классификация инвестиционных ресурсов………………………….
1.3 Методы формирования инвестиционных ресурсов………………...
2. Источники инвестиционных ресурсов в РБ…………………………….
2.1 Централизованные инвестиционные ресурсы……………………....
2.2 Децентрализованные инвестиционные ресурсы…………………….
2.3 Иностранные инвестиционные ресурсы…………………………….
3. Оценка инвестиционных ресурсов РБ…………………………………..
3.1 Анализ источников инвестиционных ресурсов за 3-5 лет……….....
3.2 Проблемы в сфере привлечения инвестиционного капитала в РБ...
3.3 Направления повышения инвестиционной активности в РБ……….
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников.............................................................

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.docx

— 552.52 Кб (Скачать документ)

    Обращение к внешним источникам формирования инвестиционных ресурсов, как правило, происходит после того, как полностью  реализованы возможности внутренних источников. Объемы и конкретные формы  привлечения заемных инвестиционных ресурсов оп­ределяются исходя из целей  и специфики инвестиционной деятельности предприятия, с учетом обеспечения  его финансовой устойчивости. 

    1.3 Методы формирования  инвестиционных ресурсов

    Система финансового обеспечения инвестиционного  процесса складывается из органического  единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования.

    Методами  инвестирования являются:

  • бюджетный;
  • кредитный;
  • самофинансирование;
  • акционерное финансирование;
  • комбинированный.
  1. Бюджетный метод инвестирования предполагает направление государственных бюджетных инвестиционных ресурсов (средств республиканского и местных бюджетов) на создание и воспроизводство основных фондов. Государственные бюджетные инвестиционные вложения предоставляются на безвозвратной и возвратной основе и предназначаются       для приоритетных направлений экономической политики государства, обеспечивающих структурную перестройку экономики, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциалов страны, решение социальных и других проблем, которые невозможно осуществить за счет иных источников финансирования.

    При бюджетном методе инвестирования государственные  централизованные инвестиционные ресурсы  могут непосредственно направляться для финансирования целевых программ, государственных нужд, а также  использоваться для оказания государственной  поддержки инвестиционных проектов путем выдачи гарантий и предоставления налоговых и других льгот инвесторам.

  1. Кредитный метод инвестирования предполагает предоставление банковских кредитов на условиях срочности, платности и возвратности. С помощью кредитного метода осуществляется трансформация сбережений и накоплений в производственные инвестиции.

    Преимущество  кредитного метода инвестирования связано  с возвратностью средств, где  немаловажное значение имеет также  необходимость уплаты заемщиком  процентов за пользование кредитом, уровень которых зависит от спроса и предложения на ссудный капитал, уровня инфляции в стране, величины ставки рефинансирования и процентов  по депозитам. Взимаемые банками  проценты дифференцируются в зависимости от сроков и размеров предоставленных кредитов, их обеспеченности, степени кредитного риска и т.п.

  1. Самофинансирование инвестиций предусматривает осуществление процесса расширенного воспроизводства преимущественно за счет собственных источников предприятий: амортизации основного капитала, прибыли и фондов, созданных за счет прибыли. Самофинансирование развития предприятий возможно при их стабильном и устойчивом финансовом состоянии. Падение рентабельности промышленных предприятий и рост количества убыточных предприятий в реальном секторе экономики повлекли за собой снижение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Возможность самофинансирования предприятий связана также с проводимой государством бюджетной, налоговой и амортизационной политикой.

    Стимулированию  инвестиций предприятий благоприятствуют снижение налоговой нагрузки, сближение  доходности средств, вкладываемых в  производство, с их доходностью от использования в других сферах, повышение  надежности инвестирования, совершенствование  амортизационной политики государства.

  1. Акционерное финансирование представляет собой форму получения дополнительных инвестиционных ресурсов путем эмиссии ценных бумаг. Оборот ценных бумаг на финансовом рынке существенно расширяет возможности привлечения временно свободных денежных средств предприятий и домашних хозяйств для инвестирования производственных и социальных мероприятий.

    Акционерное финансирование включает в себя следующие  формы:

  • дополнительные эмиссии ценных бумаг под конкретный инвестиционный проект;
  • эмиссию долговых обязательств в виде инвестиционных сертификатов, облигаций;
  • формирование специализированных инвестиционных компаний и фондов, в том числе паевых, в форме акционерных обществ с эмиссией ценных бумаг и инвестированием полученных средств в инвестиционные проекты.

    Развитие  акционерного метода инвестирования зависит  от политики разгосударствления и приватизации объектов государственной формы  собственности, создания правовых условий  для функционирования рынка ценных бумаг, функционирования рыночной инфраструктуры.

  1. На основе комбинированного инвестирования может осуществляться финансирование и кредитование строительства за счет средств государственного бюджета, собственных средств организаций, предприятий и других юридических лиц, кредитов банков с соблюдением пропорций расходования бюджетных ассигнований и собственных средств в течение всего периода реализации инвестиционного проекта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Источники инвестиционных ресурсов в РБ

    2.1 Централизованные  инвестиционные ресурсы

    Централизованные  инвестиционные ресурсы - финансовые ресурсы государства, в том числе средства республиканского бюджета, предусматриваемые для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов.

    Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает направление государственных  капитальных вложений на структурную  перестройку экономики, решение  социальных задач, развитие отдельных  отраслей и регионов.

    Бюджетное финансирование инвестиций осуществляется исходя из бюджетной политики государства  в пределах ежегодно утверждаемого  в Законе о бюджете объема государственных  капитальных вложений.

    При бюджетном методе финансирования инвестиции традиционно предоставлялись на безвозвратной, бесплатной основе, и  субъекты хозяйствования не были заинтересованы в рациональном использовании выделенных ресурсов. Однако безвозвратное финансирование остается необходимым в отдельных  сферах и отраслях экономики: социальной сфере, просвещении, здравоохранении, науке, культуре.

    В настоящее время лишь часть бюджетных  средств используется на безвозвратной  основе, другая же часть предоставляется  на условиях платности, срочности и  возвратности. Государство перешло  от распределения бюджетных средств  на капитальные вложения между отраслями  к оказанию государственной поддержки  инвестиционных проектов на конкурсной основе и практике совместного государственно-коммерческого  финансирования проектов.

    Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется путем предоставления централизованных инвестиционных ресурсов на условиях срочности, платности и  возвратности для финансирования инвестиционного  проекта через банки, уполномоченные обслуживать государственные программы, а также путем выдачи гарантий Правительства Республики Беларусь.

    Оказание  государственной поддержки производственным отраслям предусматривает комплексную  оценку экономической эффективности  проекта при принятии решения  о его финансировании, изучение бизнес-плана, назначение экологической экспертизы, а при необходимости - научно-технической  экспертизы.

    Основным  условием государственной поддержки  инвестиционных проектов является вложение инициаторами инвестиционного проекта  в его реализацию не менее 20% собственных  средств от полной стоимости проекта.

    Процедура конкурсного отбора инвестиционных проектов гарантирует более эффективное  размещение и использование государственных  инвестиционных ресурсов, получение  коммерческого или социального  эффекта.

    Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется при наличии положительного заключения государственной комплексной  экспертизы, проводимой Министерством  экономики Республики Беларусь.

    Бюджетному  финансированию присущи следующие  принципы: направление средств для  реализации высокоэффективных и  социально значимых проектов; целевой  характер использования бюджетных  средств; предоставление

бюджетных ресурсов стройкам и подрядным организациям по мере выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

    Финансирование  победивших на конкурсе проектов за счет бюджетных инвестиционных ресурсов происходит после проведения тендера  среди поставщиков товаров (работ, услуг), необходимых для реализации инвестиционного проекта.

    Министерство  финансов перечисляет финансирующему банку бюджетные средства для  инвестиционного кредитования объектов, прошедших конкурсный отбор и  включенных в перечень, утвержденный Советом Министров. На основании  заключенного Министерством финансов и банком кредитного договора банк гарантирует возврат средств. Другой договор банк заключает с заемщиком.

    Срок  пользования устанавливается с  учетом норм продолжительности строительства  и освоения производственных мощностей. Предельный срок составляет пять лет.

    Погашение кредитов производится в соответствии с графиком исходя из нормативных  сроков окупаемости проекта. Погашенные средства подлежат перечислению Министерству финансов. Банки контролируют целевое  использование средств и ежеквартально  представляют Министерству финансов отчетность о расходовании бюджетных средств. 

    2.2 Децентрализованные  инвестиционные ресурсы

    Децентрализованные  инвестиционные ресурсы понимают под  собой инвестиционные ресурсы субъектов хозяйствования коммерческого и некоммерческого характера, общественных объединений, физических лиц, в том числе иностранных инвесторов; кредиты коммерческих банков, средства инвестиционных фондов, страховых компаний и др.;

    Децентрализованные, или внебюджетные, источники финансирования инвестиций  подразделяются на внутренние и внешние источники.

    Среди внутренних, или собственных, инвестиционных ресурсов выделяют:

  • прибыль;
  • амортизационные отчисления.

    Ключевую  роль в структуре собственных  источников финансирования инвестиционной деятельности предприятий играет прибыль. Она выступает как основная форма  чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта. После  уплаты налогов и других обязательных платежей в распоряжении предприятий  остается чистая прибыль, часть которой  может направляться на инвестиции. Как правило, часть прибыли, направляемая на инвестиционные цели, аккумулируется в фонде накопления или других фондах аналогичного назначения, создаваемых  на предприятии.

    Фонд  накопления выступает как источник средств хозяйствующего субъекта, используемый для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств  и т.д. Динамика фонда накопления отражает изменение имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение его собственных средств.

    Следующим по значению собственным источником финансирования инвестиций являются амортизационные  отчисления. Эти отчисления образуются на предприятиях в результате переноса стоимости основных производственных фондов на стоимость готовой продукции. Функционируя длительное время, основные производственные фонды постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость  на готовую продукцию частями.

Поскольку основные производственные фонды не требуют возмещения в натуральной  форме после каждого воспроизводственного цикла, предприятия осуществляют затраты  на их восстановление по истечении  нормативного срока службы. Денежные средства, высвобождающиеся в процессе постепенного восстановления

стоимости основных производственных фондов, аккумулируются в виде амортизационных отчислений в амортизационном фонде.

    Величина  амортизационного фонда зависит  от объема основных фондов предприятия  и используемых методов начисления. В хозяйственной практике применяют  метод равномерной (прямолинейной) и ускоренной амортизации.

      Внешние источники финансирования  инвестиций подразделяются на  привлеченные и заемные.

Информация о работе Оценка инвестиционных ресурсов РБ