Оценка инвестиционных ресурсов РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является экономика Республики Беларусь. Предметом исследования является совокупность источников инвестиционных ресурсов в экономике Республики Беларусь.
Цель работы – рассмотреть теоретические основы инвестиций, инвестиционных ресурсов, их роль в развитии экономики, провести анализ инвестиционной деятельности.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
исследовать понятие инвестиционных ресурсов, их классификацию;
рассмотреть особенности централизованных, децентрализованных и иностранных инвестиционных ресурсов;
проанализировать источники инвестиционных ресурсов Республики Беларусь;
выявить основные проблемы и тенденции развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………...
1. Экономическая сущность инвестиционных ресурсов………………....
1.1 Понятие инвестиционных ресурсов………………………………….
1.2 Классификация инвестиционных ресурсов………………………….
1.3 Методы формирования инвестиционных ресурсов………………...
2. Источники инвестиционных ресурсов в РБ…………………………….
2.1 Централизованные инвестиционные ресурсы……………………....
2.2 Децентрализованные инвестиционные ресурсы…………………….
2.3 Иностранные инвестиционные ресурсы…………………………….
3. Оценка инвестиционных ресурсов РБ…………………………………..
3.1 Анализ источников инвестиционных ресурсов за 3-5 лет……….....
3.2 Проблемы в сфере привлечения инвестиционного капитала в РБ...
3.3 Направления повышения инвестиционной активности в РБ……….
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников.............................................................

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.docx

— 552.52 Кб (Скачать документ)

    К привлеченным относят средства, предоставленные  на постоянной основе, по которым может  осуществляться выплата владельцам этих средств дохода (в виде дивиденда, процента) и которые могут практически  не возвращаться владельцам. В их числе  можно назвать: средства от эмиссии  акций, дополнительные взносы (паи) в  уставный капитал.

    Под заемными понимаются денежные ресурсы, полученные в ссуду на определенный срок и подлежащие возврату с уплатой  процента. Заемные средства включают: средства, полученные от выпуска облигаций, других долговых обязательств, а также  кредиты банков, других финансово-кредитных  институтов.

    Среди заемных источников финансирования – главную роль обычно играют долгосрочные кредиты банков. Это наиболее распространенный способ финансирования

    Мобилизация привлеченных и заемных средств  осуществляется различными способами, основными из которых являются: привлечение  капитала через рынок ценных бумаг, рынок кредитных ресурсов. 
 

    2.3 Иностранные инвестиционные  ресурсы

    Предоставление  инвестиционных ресурсов иностранными инвесторами может происходить  в различных формах. В зависимости  от того, кто предоставляет инвестиции, можно выделить государственный  и частный капитал. Первый – это  средства государственного бюджета, которые  принимаются из-за рубежа по решению  правительств или межправительственных организаций. Сюда можно отнести  ссуды, займы, помощь и т.п.

    Частный капитал представляет собой средства негосударственных фирм, банков и  организации, принимаемые из-за границы  по решению руководящих органов  этих образований. Сюда могут быть отнесены торговые кредиты, межбанковское кредитование и т.п. Иногда по источнику происхождения  выделяют третью форму – капитал  международных организаций, в частности  кредиты МВФ, Мирового банка и  т.д.

      По объему прямых иностранных  инвестиций в экономику РБ  российские инвесторы намного  опережают инвесторов из других  стран. Основной вклад осуществляет  одна российская компания - РАО  "Газпром".

      Иностранные инвестиции по-прежнему  остаются острой проблемой для  Беларуси. С одной стороны, в  условиях дефицита реальных инвестиционных  ресурсов иностранный капитал  на современном этапе сохраняет  свою роль потенциального источника  капвложений, а с другой - невысокий  инвестиционный рейтинг страны, неустойчивость законодательства  и шероховатости экономической  политики государства препятствуют  формированию необходимых условий  для частного зарубежного инвестора.

      По данным Министерства статистики  и анализа, в Беларуси зарегистрировано 77 предприятий с участием российского  капитала (или 3,2% от общего числа  по республике), в том числе  67 совместных и 10 иностранных.

      Доля российского капитала в  объявленном уставном фонде данных  предприятий составила около  2 млн. USD, или менее 1% от общего 

объема  по республике, из которых перечислено 1,7 млн. USD, то есть 85% от объявленного. Их создание позволило организовать более 1,5 тысячи рабочих мест (или 2,4% от занятых  на всех СП и ИП). Однако с учетом всех зарегистрированных в РБ предприятий  с российским капиталом вклад российских инвесторов на          самом деле намного больше.

      Среди стран СНГ Россия занимает  доминирующее положение по количеству  созданных совместных предприятий,  зарегистрированных облисполкомами  в соответствии с национальным  режимом регистрации. Оценить  размер инвестиций в эти предприятия  затруднительно, так как их уставные  фонды объявлялись в белорусских  рублях в различное время в  течение периода, когда были  проведены две деноминации.

      Наиболее крупным инвестиционным  проектом на территории РБ  является строительство газопровода  Ямал - Западная Европа, осуществляемое  РАО "Газпром" совместно  с белорусскими субподрядчиками.  Согласно данным платежного баланса,  с 1995 года на финансирование  данного проекта перечислено  396,3 млн. USD, или 64,7% от общего объема  поступивших в республику прямых  иностранных инвестиций в виде  вложений в уставные фонды  предприятий и банков, а также  реинвестированных доходов.

      Без учета вложений "Газпрома" в сравнении со странами ЕС  российские позиции не отражают  в полной мере стратегического  экономического интереса к Беларуси. Так, на сегодня мы имеем  625 работающих предприятий с участием  инвесторов из стран Европейского  Союза, зарегистрированных в МИДе, против 77 из России (отношение 8:1), а соотношение фактически сформированного  уставного фонда составляет соответственно 80:1.

      Данные факты объясняются как  высокой потребностью самой России  в инвестиционных ресурсах, так  и существующими различиями в  экономических системах, законодательстве  и т. д. Тем не менее с  учетом упомянутого выше проекта  РАО "Газпром" Россия является  безусловным лидером по объемам  прямых иностранных инвестиций  в РБ.

      Отраслевая направленность деятельности  белорусских резидентов с долей  российских инвестиций соответствует  общереспубликанской тенденции  превалирования промышленного сектора,  сложившейся в последние три  года. Значительные прямые инвестиции  Россия направляет также в  развитие оптовой и розничной  торговли, транспорта и строительства.  Это отражает и десяток крупнейших  предприятий (из числа зарегистрированных  в МИДе), на долю инвестиций  которых приходится более 80% от  общего объема.

      Во исполнение Договора о создании  Союзного государства между Россией  и Беларусью от 8 декабря 1999 года  в рамках создания единого  экономического пространства государства-участники  принимают согласованные меры  по поэтапному сближению основных  социальных и макроэкономических  показателей развития и проводят  единую структурную политику, в  том числе и в сфере привлечения  инвестиций.

      В настоящее время правительством  Беларуси принято решение и  проводится работа по созданию  Координационного совета по иностранным  инвестициям при Совете министров  РБ по аналогии с действующим  уже пять лет Консультативным  советом по иностранным инвестициям  в России под руководством  председателя Правительства РФ. Важно, что такие органы работают  во многих странах - Латвии, Израиле,  Египте, Иране, Сирии, Индии, Казахстане, Японии и т. д.

      С целью унификации законодательства  РБ и РФ в рамках Межпарламентского  комитета РБ, Республики Казахстан,  Киргизской Республики, РФ и Республики  Таджикистан в ходе заседаний  соответствующей рабочей группы  был принят Закон «Общие принципы функционирования свободных экономических зон». Целью принятия модельного закона о принципах функционирования СЭЗ является определение общих основ и направлений развития СЭЗ в государствах - участниках Таможенного союза. 
 

    Глава 3. Оценка инвестиционных ресурсов РБ

    3.1 Анализ источников  инвестиционных ресурсов  за 2005-2010гг.

    Нельзя  не признать тот факт, что в настоящее  время инвестиции являются неотъемлемой частью современного общества. Ни одна экономика не может не то, чтобы  развиваться, а существовать без  инвестиций. Инвестиции – это вложения капитала с целью дальнейшего  извлечения прибыли, причем вложения эти, как правило, связаны с некоторой  степенью риска.

    Простое воспроизводство требует вложения инвестиций в сумме 20– 22% от ВВП, расширенное  воспроизводство – 24% и выше. В  Республике Беларусь прослеживается положительная  динамика поступления инвестиций в  основной капитал (см. рис. 1).

    

    Рис.1 Доля инвестиций в основной капитал в ВВП

    Удельный  вес инвестиций в основной капитал  составляет 33,3 процентов от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль  является инвестиционным. 

    За 2010 год в экономику республики поступило более 5 млрд. долларов США  прямых иностранных инвестиций, что  на 15 % больше, чем в за 2009 год. Валовой  приток зарубежного капитала составил порядка 9,0 млрд. долларов США. (рис.2)

    

    Рис.2 Структура иностранных инвестиций

    Происходит  постепенное увеличение доли прямых иностранных инвестиций, поступающих  в Республику Беларусь, в общемировом  объеме привлекаемых прямых иностранных  инвестиций (с 0,13 процента в 2008 году до 0,47 процента в 2010 году) (рис.3).

    

    Рис.3 Прямые иностранные инвестиции Беларуси в мировых 

    прямых  иностранных инвестициях.

    Предпочтение  Беларуси в качестве страны-реципиента инвестиций, как показал 2010 год, отдают инвесторы из многих стран мира, в том числе – Россия, Австрия, Кипр, Нидерланды, Соединённое Королевство, Швейцария, Китай, Германия, Латвия и  другие (рис.4).

    

    Рис. 4 Страны-инвесторы в Республику Беларусь

    Для нашей страны Беларусь привлечение  инвестиций в экономику – одна из самых насущных задач. На самом  деле, когда износ основных фондов в промышленности составляет зачастую около 80% (!при критическом 60–65%), а  конкурентоспособность падает, именно благодаря инвестициям ситуация может измениться коренным образом. И наряду с внутренними инвестициями, возможность которых сегодня  ограничена, весьма важно привлекать иностранные инвестиции.

    Практика  показывает, что наиболее стабильной формой привлечения 

средств из экономики других стран являются предприятия с иностранными инвестициями, по сравнению, например, с приобретением  иностранцами ценных бумаг или предоставлением  кредитных ресурсов. При малейших признаках нестабильности в экономике  начинается массовая продажа иностранцами

ценных  бумаг, что ещё более ухудшает экономическую ситуацию, и сразу  же выставляются требования по возвращению  кредитных средств. Вывести или  закрыть предприятие с иностранными инвестициями значительно сложнее. Поэтому страны стремятся привлекать иностранный капитал именно в  совместные или иностранные предприятия, т.е. заинтересованы в привлечении  прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

    Предприятия с иностранными инвестициями способствуют поступлению в страну новых технологий, современных методов менеджмента, «мягкой» конкуренции и сохранению квалифицированных местных кадров. Каждый вложенный доллар ПИИ даёт примерно такой же прирост величины ВВП. Каждое рабочее место, созданное  за счёт ПИИ, способствует появлению  нескольких рабочих мест в сопутствующих  сферах экономики, что повышает занятость  населения. Быстрее происходит «встраивание»  экономики в мировые хозяйственные  связи.

    Вместе  с тем возможны и отрицательные  последствия прихода иностранных  инвестиций. Встречаются случаи, когда  иностранный инвестор скупает местное  предприятие с целью его ликвидации или резко 

сокращает количество работников, создавая социальное напряжение. Т.е., страна-получатель иностранных  инвестиций должна, с одной стороны, стремиться к их привлечению, а с  другой – не оставлять этот процесс  без разумного контроля.

    Сегодня практически все страны, включая  наиболее экономически развитые, конкурируют  друг с другом в деле привлечения  ПИИ. Наша страна также заинтересована в привлечении иностранных инвестиций.

    Экономика страны начнёт выходить из кризиса  только тогда, когда отечественная  промышленность сможет производить  качественную и конкурентоспособную  продукцию. Для этого нужны значительные инвестиции.

    В стабильной экономике на первом месте  должны быть собственные средства предприятий. Но в условиях инфляции и острого  недостатка оборотных средств, производители  вынуждены всю прибыль направлять на приобретение последних. Не способствует прогрессу и нынешняя амортизационная  политика. Основные средства предприятий  учитываются не по своей истинной стоимости, сумма амортизации в  течение года не индексируется в  соответствии с инфляцией, что приводит к оскудению этого источника  инвестиций.

    Так как в экономике Беларуси преобладает  государственная форма собственности, можно было бы рассчитывать на средства государственного бюджета. Но у республиканской  казны столько других неотложных забот, что это не позволяет использовать ее ресурсы на цели, которые могут  быть профинансированы из других источников.

Информация о работе Оценка инвестиционных ресурсов РБ