Оценка риска в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности, классификации предпринимательского риска, а также вероятных видов потерь и методов оценки предпринимательских рисков. В настоящее время проблема минимизации риска стала главным аспектом в предпринимательской деятельности.
Для рассмотрения данной темы были проанализированны научные работы известных ученых, таких как Воронцовский, Кудрявцев, Чернова, Тэпман, Хохлов, а также различные статьи из периодических изданий («Экономика и Жизнь», «Расчет»).
Предметом рассмотрения в данной курсовой является оценка риска в предпринимательской деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Оценка риска в предпринимательской деятельности.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

Поскольку предпринимательский риск — это риск, возникающий при любых видах деятельности, связанной с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией, товарно-денежными отношениями и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов, наиболее правильно,  выделить следующие типы риска: экономический, технический, политический.

Экономический риск включает следующие риски: производственный; коммерческий; кредитный; инвестиционный; валютный; инфляционный; финансовый и другие.

Производственный риск связан с производством продукции, товаров, услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска — возможное снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, потери от низкого качества и несертифицированной продукции.

Коммерческий риск — это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска: снижение объемов реализации из-за изменения конъюнктуры рынка или других обстоятельств, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объемов закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.

Одним из важнейших рисков в деятельности предпринимательской фирмы в условиях рыночной экономики является кредитный риск. Он связан с возможностью невыполнения предпринимательской фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы внешнего займа. Таким образом, кредитный риск возникает в процессе делового общения предприятия с его кредиторами: банком и другими финансово-кредитными организациями; контрагентами: поставщиками и посредниками, а также с акционерами.

Следующий вид экономического риска — инвестиционный риск, который связан со спецификой вложения предпринимательской фирмой денежных средств в различные проекты. Данный риск включает все возможные риски, возникающие при инвестировании денежных средств.

Валютный риск — это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим осуществлением расчетов по нему. Следует отметить, что предпринимательские фирмы, не имеющие выхода на международный рынок, также подвержены риску, связанному с валютными операциями, поскольку их внутренние рынки сбыта могут переключаться на иностранных поставщиков. Негативные последствия валютного риска на развитие предпринимательства наглядно проявились после финансового кризиса, разразившегося в августе 1998 г.

На конечные результаты деятельности предпринимателей существенное негативное влияние оказывает инфляционный риск, проявляющийся в снижении покупательской способности национальной валюты, росте цен на товары (работы, услуги) и снижении уровня покупательского спроса.

Технический риск проявляется при непредсказуемых остановках производства из-за выхода из строя оборудования, нарушении требований технологических процессов, что приводит к непредвиденным потерям материальных ресурсов, снижению качества продукции.

 

1.3. Факторы, влияющие на уровень  предпринимательского риска

 

Предпринимательская фирма — это сложная система, подверженная влиянию различных внутренних и внешних факторов риска. Проявление их порождает неопределенность, при этом у предпринимателя есть определенные шансы получения прибыли, но одновременно он находится под угрозой возможных потерь.

Поскольку риск имеет объективную основу из-за неопределенности внешней среды и субъективную в результате принятия решения самим предпринимателем, успехи и неудачи предпринимательской фирмы следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов. Одни из них являются внешними по отношению к предпринимательской фирме, а другие — внутренними.

Под внешними факторами следует понимать те условия, которые предприниматель, как правило, не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел.

          Внешние факторы подразделяются на две группы:

     1. Факторы прямого воздействия:

- налоговая система. В нашей стране действует более 100 видов различных налогов, пошлин, тарифов, сборов, среди которых наиболее существенное значение для развития предпринимательства имеют налоги на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, акцизы и другие. Такое количество налогов тяжело осилить любому предприятию, но особенно непосильным это бремя является для малых фирм;

- взаимоотношения с хозяйствующими партнерами. Усиливать уровень риска в этом случае могут нарушения договорных обязательств, с одной стороны, поставщиками, с другой — покупателями. Предпринимательская фирма рискует получить заказы на изготовлении, и сбыт продукции, оказание услуг неплатежеспособным покупателям. При этом их платежеспособность может выявиться в процессе выполнения фирмой своих обязательств по изготовлению и поставке, когда изготовитель, поставщик уже произвел необходимые затраты, которые не окупятся. В данном случае предпринимательской фирме приходится искать альтернативных партнеров и источники покрытия возникающих задолженностей, идти на дополнительные издержки, откладывая, таким образом, получение прибыли;

- законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Влияние на уровень предпринимательского риска законодательства и государственных органов противоречиво. С одной стороны, они упорядочивают деятельность предпринимательских фирм, так как в рыночной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами подпадает под воздействие многочисленных правовых ограничений. Каждая предпринимательская структура имеет определенный правовой статус, и именно это определяет, как фирма может вести свои дела и какие налоги должна платить;

- конкуренция предпринимателей. Рынок — это жесткая система, требующая от предпринимателя большой физической и интеллектуальной отдачи. Риск и конкуренция — неразрывно связанные между собой экономические категории, оказывающие взаимное влияние друг на друга. Именно риск включает предпринимателя в систему отношений естественного отбора через острую конкурентную борьбу. С другой стороны, усиливающаяся конкуренция заставляет предпринимателя искать новые виды деятельности, выходить со своей продукцией на новые рынки сбыта, что усиливает уровень предпринимательского риска. Поэтому конкуренция предпринимателей относится к основным факторам, влияющим на уровень предпринимательского риска;

- коррупция и рэкет. Также оказывают непосредственное влияние на предпринимательскую деятельность и, следовательно, усиливают уровень предпринимательского риска коррупция со стороны государственных чиновников и рэкет;

Особую обеспокоенность вызывает мощный и все более усиливающийся прессинг на сферу частного бизнеса со стороны преступных группировок. Учащаются такие противоправные действия, как создание баз данных (досье) на предпринимателей, хищение важной для них информации, в том числе данных о банковских счетах и доходах, прослушивание линий связи, установка в офисах специальных подслушивающих устройств.

    1. Факторы косвенного воздействия:

- состояние экономики. На результаты предпринимательской деятельности оказывает влияние как экономическая ситуация в стране деятельности, так и экономическое положение отрасли деятельности. Конъюнктура рыночной экономики имеет тенденцию изменяться циклически. Высокий уровень спроса сменяется периодами депрессии, когда предприятию становится трудно продавать произведенные продукты по приемлемым ценам. Многие фирмы очень чувствительны к такого рода подъемам и спадам, поэтому кризисы перепроизводства всегда приводят к увеличению степени предпринимательского риска;

Значительное влияние на уровень риска предпринимательских фирм оказывает уровень инфляции в стране деятельности. Инфляция искажает все экономические расчеты, делает неопределенными перспективы развития, усиливает риск, связанный с новыми инвестициями. Растущая неуверенность, отсутствие необходимой достоверности в прогнозах динамики цен становятся причинами отказа от долгосрочных проектов. Одновременно делается невыгодным предоставление долгосрочного кредита, поскольку возврат долгов осуществляется обесценившимися деньгами, что несет потери для предпринимательской деятельности.

- политические условия. Политическая нестабильность, вызывает повышенную неуверенность предпринимателя не только в успешности результатов деятельности, но и в возможности ведения дела, также она не позволяет наладить надежные и долговременные связи с партнерами, что постоянно ставит проблему выбора партнера (и поставщика, и потребителя) в качестве важнейшего условия успеха дела.

В экономической литературе, посвященной проблемам предпринимательства, выделяют и внутренние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска.

Внутренние факторы подразделяются на четыре группы:

- стратегия фирмы;

- принципы деятельности фирмы;

- ресурсы и их использование;

- качество и уровень использования маркетинга.

Следует заметить, что эти четыре группы факторов включают в себя десятки конкретных, действующих в каждой фирме факторов.

По различным американским данным, около 90% неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или служебной некомпетентностью и несоответствием. Очень велико влияние на степень риска таких факторов, как: отсутствие профессионального опыта руководителя фирмы, слабые общеэкономические знания руководства и персонала фирмы, финансовые просчеты, плохая организация труда сотрудников, утечка конфиденциальной информации по вине служащих, плохая приспосабливаемость фирмы к переменам в окружающей рыночной среде, недостаток знаний в области маркетинга и др.

          Следующий  внутренний фактор, оказывающий  значительное влияние на уровень предпринимательского риска, — это качество продукции, услуг. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности коммерческой организации. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость предпринимательских фирм в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства. Соответственно ухудшение качества продукции приводит к снижению конкурентоспособности фирмы и как следствие к увеличению уровня риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ риска в предпринимательской деятельности

2.1. Методы анализа риска

 

          В настоящее  время наиболее распространенными  являются следующие методы анализа  рисков:

- статистический;

- экспертных оценок;

- аналитический;

- оценки финансовой устойчивости и платежеспособности;

- оценки целесообразности затрат;

- анализ последствий накопления риска;

- метод использования аналогов;

- комбинированный метод.

          В случаях, когда информация ограничена, для  количественного анализа риска  используются аналитические методы  или стандартные функции распределения вероятностей, например, нормальное распределение, или распределение Гаусса, показательное (экспоненциальное) распределение вероятностей, которое довольно широко используется в расчетах надежности, а также распределение Пуассона, которое часто используют в теории массового обслуживания.

          Вероятностная  оценка риска математически достаточно  разработана, но опираться только  на математические расчеты в  предпринимательской деятельности  не всегда бывает достаточным, так как точность расчетов  во многом зависит от исходной информации.

          В последнее  время стал популярен метод  статистических испытаний — метод  «Монте-Карло». Его достоинством  является возможность анализировать  и оценивать различные «сценарии»  реализации проекта и учитывать  разные факторы рисков в рамках одного подхода.

          Разные  типы проектов имеют разную  уязвимость со стороны рисков, что выясняется при моделировании. Недостатком данного метода является  то, что в нем для оценок  и выводов используются вероятностные  характеристики, что не очень удобно для непосредственного практического применения и не удовлетворяет менеджеров проекта. Однако, несмотря на указанные недостатки, этот метод дает возможность выявить риск, сопряженный с теми проектами, в отношении которых принятое решение не претерпит изменений.

          Статистический  метод по определению риска  проекта используется в системе  ПЕРТ для вычисления ожидаемой  продолжительности каждой работы  и проекта в целом. Суть данного  метода заключается в том, что  для расчета вероятностей возникновения потерь анализируются все статистические данные, касающиеся результативности осуществления фирмой рассматриваемых операций.

          Метод  экспертных оценок. Данный метод  отличается от статистического  лишь методом сбора информации для построения кривой риска. При этом методе предполагаются сбор и изучение оценок, сделанных различными специалистами (данного предприятия или внешними экспертами), касающихся вероятности возникновения различных уровней потерь. Оценки базируются на учете всех факторов финансового риска, а также на статистических данных. Реализация способа экспертных оценок значительно осложняется, если количество показателей оценки невелико.

Информация о работе Оценка риска в предпринимательской деятельности