Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 00:17, курсовая работа
В условиях развития рыночной экономики оценка транспортных средств приобретает все большее значение. Важность этого вида оценочной деятельности обуславливается как расширением сектора частной собственности, так и необходимость роста инвестиций.
Основной целью оценочной деятельности на транспорте является определение стоимости транспортного средства при возникновении правоотношений между физическими лицами, юридическими лицами и государством, связанных с владением, распоряжением и использованием транспортных средств.
Введение…………………………………………………………………..стр. 3
1. Виды транспортных средств и стоимости, используемые
при оценке транспортных средств…………………………………… стр. 4
1.1. Виды транспортных средств и цели оценки
транспортных средств…………………………………………………стр. 4
1.2. Виды стоимости………………………………..………………..стр. 6
2. Основные принципы и подходы применяемые для оценки
транспортных средств…..………………………………………………стр. 9
2.1. Принципы оценки……………………………………………….стр. 9
2.2. Подходы для оценки транспортного средства ………………стр. 13
3. Виды износа, которые необходимо учитывать при оценке
транспортных средств ………………………………………………...стр. 18
4. Основные этапы работ при оценке автотранспортных средств
и порядок проведения оценки ………………………………………..стр. 23
5. Документация, используемая для оценки автотранспортных
средств………………………………………………………………… стр. 26
Заключение………………………………………………………. стр. 28
Список использованной литературы
Применение доходного подхода требует соблюдения принципа наиболее эффективного использования производственного объекта, в соответствии с которым стоимость объекта оценки определяется для такого варианта эксплуатации, когда отдача от него максимальная, в том числе, при условии дополнения его какими-либо устройствами или агрегатами. В этом случае оценку стоимости осуществляют с учетом этого дооснащения.
Доходный подход представлен тремя методами: капитализации, дисконтирования чистых доходов, равноэффективного аналога. Совокупность будущих доходов создается не только за счет использования машин и оборудования, но и других элементов производственной системы, включающей, кроме того, здания, сооружения, передаточные устройства, оборотные фонды и нематериальные активы. Доход от машинного комплекса (машин и оборудования) рассчитывается по методу остатка, выделяемого из общей суммы чистого дохода от функционирования всей производственной системы.
Сравнительный подход наиболее предпочтителен по сравнению с другими подходами при определении рыночной стоимости АМТС и их комплектующих, в том числе аварийных, не подлежащих восстановлению, крупносерийного и массового производства, имеющих, как правило, развитой рынок, что дает возможность оценщику выбрать достаточное по статистическим критериям количество аналогов. Сравнительный подход наиболее эффективен при использовании статистических методов при сборе и обработке стоимостной информации.
В соответствии с пунктом 16 «Стандартов оценки» «...оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает их выбор...». Для анализа рынка используются методы математической статистики. При определении рыночной стоимости объекта оценки обычно используется следующая информация:
- цены сделок купли-продаж;
- цены из периодических изданий и прайс-листов;
- цены из справочно-аналитических изданий.
Полученную информацию обрабатывают с помощью различных статистических методов (корреляционный, дисперсионный, регрессионный анализы и т.п.) с целью определения статистических зависимостей между ценой объекта оценки и параметрами, влияющими на цену.
Наиболее предпочтительной информацией, с точки зрения достоверности, являются цены сделок купли-продаж. Однако, такая информация является малодоступной, поэтому, в основном, используются цены справочно-аналитических и периодических изданий, прайс-листов, скорректированные должным образом при помощи соответствующих методик.
В сравнительном подходе рассматриваются три метода: прямого сравнения, статистического моделирования цены по удельным ценовым показателям, статистического моделирования с помощью корреляционно-регрессионных моделей.
Метод прямого сравнения является наиболее удобным и часто используемым. Он требует наименьшего количества исходных данных и дает в итоге наиболее достоверную рыночную стоимость.
3. Виды износа, которые необходимо учитывать при оценке
транспортных средств
Износ - это технико-экономическое понятие, отражающее, с одной стороны, снижение уровня потребительских свойств машины и уменьшение ее работоспособности, а с другой стороны, соответствующее этим процессам снижение стоимости машины как объекта оценки.
Обесценение, вызванное износом, необходимо отличать от амортизации, применяемой в бухгалтерском учёте. Амортизация в бухгалтерском учёте – это процесс распределения первоначальных затрат, связанных с приобретением машины, на весь срок её использования.
С течением времени в любой машине происходят изменения, которые приводят к снижению уровня её потребительских свойств. Различные виды энергии, действуя на машину, вызывают в её узлах и деталях связанные со сложными физико-химическими явлениями процессы, которые приводят к износу, поломке, коррозии и другим видам повреждений. Нарушение работоспособности машины, вызванное разными причинами, принято называть отказом. Все отказы можно разделить на два основных вида – внезапные и постепенные.
- Внезапные отказы возникают в результате сочетания неблагоприятных факторов, превышающих возможности машины, и носят случайный характер.
- Постепенные (износовые) отказы связаны со старением машины, ухудшающим начальные показатели ее качества.
В зависимости от причин, вызвавших износ машины, различают физический и моральный износ.
Физический износ - относительная потеря стоимости транспортного средства из-за изменения его технического состояния в процессе эксплуатации, приводящего к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства. Основными причинами физического износа транспортных средств являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, изменение физико-химических свойств конструктивных материалов.
С понятием физического износа тесно связаны такие понятия, как ресурс который измеряется наработкой и срок службы который измеряется календарной продолжительностью эксплуатации машин до наступления предельного состояния. Эти показатели не заменяют, а взаимно дополняют друг друга.
Моральный износ - относительная потеря стоимости транспортного средства из-за снижения его полезности для осведомленного покупателя под влиянием факторов, к которым относятся достижения научно - технического прогресса в автомобилестроении, ограничения, накладываемые государственным регулированием на производство, импорт, товарные рынки и эксплуатацию транспортных средств, окончание производства транспортных средств, прекращение производства запасных частей к ним и т.д.
Применительно к оценке объекта износ (И) означает потерю стоимости объекта оценки вследствие:
- его эксплуатации или длительного хранения (физический износ);
- развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных конструкций (функциональное устаревание или моральный износ);
- коренного изменения макроэкономической ситуации (экономическое или внешнее устаревание).
В зависимости от количества (величины выборки) объектов-аналогов, представленных на рынке и вне зависимости от сферы применения (коммерческая или нет), применяются два метода расчета величины износа. При расчете величины износа для объектов, достаточно широко, по статистическим критериям, представленным на рынке, применяются различные экономико-статистические методы (регрессионный, корреляционный, дисперсионный и т.п.), которые позволяют рассчитать степень износа объекта оценки в зависимости от изменения его стоимости.
В противном случае, когда невозможно из-за недостаточности представленных на данном рынке количества аналогов применить какой-либо статистический метод (например, для редких и эксклюзивных автомобилей, для праворульных автомобилей в Московском регионе, или для отечественных и европейских в Дальневосточном регионе и т.п.), при расчете величины износа применяются эмпирические зависимости, позволяющие рассчитать износ объекта с учетом его возраста, срока службы, пробега и других временных факторов.
Величина износа определяется по формуле:
где: И – величина износа, оцениваемого объекта, проценты;
Со– стоимость нового объекта на момент оценки, руб.;
Сt– стоимость оцениваемого объекта на момент оценки, руб. Очевидно, что величина износа не может превышать 100% (И≤100%), а для работоспособного объекта величина износа меньше 100% (И<100%). Износ АМТС и их комплектующих можно представить в виде суммы трех видов износа:
где: Ифиз- естественный физический износ, проценты;
Иф– функциональный (моральный) износ, проценты;
Иэк - экономическое устаревание, проценты.
Кроме того, износ подразделяется на:
- устранимый - износ, который возможно исправить технически и это целесообразно экономически;
- неустранимый - износ, который невозможно устранить из-за конструктивных особенностей объекта или нецелесообразно устранять по экономическим соображениям, так как расходы на устранение превышают стоимость объекта.
Способом устранения физического износа является ремонт.
Физическим износом объекта называется изменение размеров, формы или состояния поверхностей, физико-механических, химических, электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации, аварии или длительного хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю работоспособности объекта или его привлекательности и, как следствие, означает частичную или полную потерю стоимости объекта.
Естественным (нормальным) физическим износом, называют износ, который возникает при правильных (с соблюдением рекомендаций завода-изготовителя) эксплуатации или хранении объекта. В случае, если не определен конкретный вид физического износа, то "по умолчанию" подразумевается естественный физический износ.
Аварийным физическим износом называют износ, возникший в результате нештатной ситуации (ДТП, воздействие внешних сил и т.п.), а также при нарушении правил эксплуатации, в результате чего износ достигает таких размеров, что дальнейшая эксплуатацию АМТС становится невозможной.
Функциональным устареванием (моральным износом) называется потеря стоимости объекта, вызванная появлением новых, конструктивно более совершенных, аналогичных объектов. Способом устранения функционального устаревания является модернизация объекта.
Экономическое (внешнее) устаревание - потеря стоимости, обусловленная влиянием внешних макроэкономических факторов. Оно может быть вызвано общеэкономическими и внутриотраслевыми изменениями, приводящими к резкому, катастрофическому падению спроса на определенные объекты (например, катастрофическое падение спроса и цен в 90-х годах на грузовые автомобили ЗИЛ-130 и ГАЗ-53). Экономическое устаревание является неустранимым видом износа.
Мерой износа объекта оценки, может служить величина потери его стоимости. Величина естественного физического износа для АМТС, используемых в некоммерческих целях, (под «некоммерческими» понимаются АМТС, принадлежащие физическим лицам и используемые ими в личных целях - Ифиз) а также их комплектующих определяется по формуле:
где: Иб - базовое значение износа объекта, определяемое его сроком службы, проценты;
Ик - корректирующее по пробегу значение износа, определяемое величиной отклонения фактического пробега АМТС от среднегодового, проценты;
К - корректирующий коэффициент, учитывающий условия эксплуатации объекта и вычисляемый по формуле:
где: А1 - коэффициент корректирования износа, учитывающий природно-климатические условия эксплуатации;
А2 - коэффициент корректирования износа, учитывающий состояние окружающей среды в данном регионе;
А3 - коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатировался объект.
В свою очередь:
где: И1 - коэффициент корректирования износа в зависимости от величины отклонения фактического пробега АМТС от среднегодового (равный 0,25% или 0,1% за 1000 км. перепробега или недопрбега соответственно);
Пф - фактический пробег АМТС с начала эксплуатации, тыс.км.;
Дф - фактический срок службы, лет;
Пс – среднегодовой пробег, тыс.км.
где: И2 - величина износа АМТС за год эксплуатации (значения износа для различного типа АМТС берётся из таблицы).
Значения фактического пробега (Пф) определяется по показаниям спидометра и учетным документам. В сомнительных случаях определяется расчетным путем по среднегодовому пробегу АМТС.
В этом случае формула упростится и примет вид:
При определении износа мототехники и автомобильной техники, используемой в коммерческих целях (под «коммерческими»понимаются АМТС, принадлежащие хозяйствующим субъектам),а также прицепного подвижного состава, используемого в любых целях, применяются нормы амортизационных отчислений, утвержденные соответствующим директивным органом.
где: – годовая норма амортизационных отчислений, %;
– покилометровая норма амортизационных отчислений, %.
Величина износа комплектующих, которые ранее уже подвергались ремонтным воздействиям определяется по формуле:
4. Основные этапы работ при оценке автотранспортных средств
и порядок проведения оценки
Проведение оценки включает в себя следующие этапы:
- согласование целей и задач оценки объектов;
- заключение с Заказчиком договора об оценке;
- визуальный осмотр оцениваемых объектов, фиксирование данных по физическому износу объектов;
- сбор информации для проведения работ по оценке (проведение бесед и консультаций со специалистами Заказчика и привлеченных организаций);
- изучение документов, предоставленных Заказчиком (технической, бухгалтерской, правовой и другой документации);
- установление количественных и качественных характеристик объекта оценки;
- анализ рынка, к которому относятся объекты оценки;
- выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов;
- обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;
- представление и обсуждение результатов оценки с Заказчиком;
- составление и передача Заказчику отчета об оценке.
Для общего случая определения стоимости АМТС рекомендуется придерживаться следующей технологической последовательности выполнения подготовительных и расчётных операций;