Оценка управления расчетами с контрагентами в компании ОАО «Изумруд»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является оценка управления расчетами с контрагентами в компании ОАО «Изумруд».
Задачами данной работы являются:
- изучение теоретических аспектов дебиторской и кредиторской задолженности;
- анализ дебиторской задолженности в компании ОАО «Изумруд»;
- анализ кредиторской задолженности в компании ОАО «Изумруд»;
- совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАСЧЕТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. Основные элементы расчетов организаций 5
1.2. Понятие, сущность и виды дебиторской и кредиторской задолженности 8
1.3. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью 13
Глава 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ОАО «ИЗУМРУД» 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Изумруд» 17
2.2. Анализ кредиторской и дебиторской задолженности 23
2.3. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью 29
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ОАО «ИЗУМРУД» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАСЧЕТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5

1.1. Основные элементы расчетов организаций 5

1.2. Понятие, сущность и виды дебиторской и кредиторской задолженности 8

1.3. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью 13

Глава 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ  И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ОАО «ИЗУМРУД» 17

2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Изумруд» 17

2.2. Анализ кредиторской и дебиторской задолженности 23

2.3. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью 29

Глава 3.  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ОАО «ИЗУМРУД» 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на сегодня - одна из наиболее актуальных проблем многих российских предприятий. Часто из-за отсутствия такого управления происходит неконтролируемый рост задолженности и снижение ликвидности. Решить эту проблему удалось благодаря созданию регламента присвоения кредитных лимитов покупателям и системы мотивации сотрудников отдела продаж. До внедрения систем управления задолженностью на предприятиях информацию о задолженности клиентов можно было получить только из первичных учетных документов (договора и счета), но на основании этих сведений нельзя определять объемы и периоды просрочки, что не позволяет контролировать добросовестность контрагентов. Отсутствие системы управления дебиторской задолженности также приводило к тому, что при увеличении плановых объемов продаж менеджеры отдела сбыта в несколько раз увеличивали дебиторскую задолженность, отдавая продукцию в долг. В результате в январе - феврале, когда из-за фактора сезонности объем продаж снижался, уровень дебиторской задолженности превышал выручку компании.

При отсутствии системы управления кредиторской задолженностью компания может накапливать долги, которые в конечном итоге приведут к падению платежеспособности и  устойчивости компании.

Для управления дебиторской задолженностью предприятия  требуется информация о дебиторах и их платежах. Как правило, такие сведения можно получить путем простой доработки системы бухгалтерского учета. Однако, прежде чем приступить к доработке системы, следует определить принципы учета и контроля и управления дебиторской и кредиторской задолженности.

Дополнительным  стимулом для исследования проблем  организации анализа и контроля дебиторской и кредиторской задолженности  служат активно происходящие в настоящее  время процессы глобализации и интернационализации  экономики, очередным этапом которых является вступление России во Всемирную торговую организацию. В разработку положений анализа дебиторской и кредиторской задолженности внесли свой вклад многие отечественные и зарубежные ученые-экономисты.

Целью данной работы является оценка управления расчетами с контрагентами в компании ОАО «Изумруд».

Задачами данной работы являются:

- изучение теоретических аспектов дебиторской и кредиторской задолженности;

- анализ дебиторской задолженности в компании ОАО «Изумруд»;

- анализ кредиторской задолженности в компании ОАО «Изумруд»;

- совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностями.

Объектом исследования является ОАО «Изумруд». Предмет работы – расчеты с контрагентами ОАО «Изумруд».

Курсовая работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложение.

В работе были использованы нормативно-правовые документы, а именно: Законы О бухгалтерском учете, О  несостоятельности (банкротстве), Гражданский  кодекс. Также использованы учебные пособия по бухгалтерскому учету, экономическому анализу и анализу финансовой отчетности, оценке дебиторской и кредиторской задолженности. Кроме того использованы публикации и статьи научных сборников и периодических изданий.

Информационной  базой исследования является бухгалтерская отчетность за период с 2008 по 2010 гг.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАСЧЕТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Основные элементы расчетов организаций

Современное общество не возможно без взаимодействия между  индивидуумами и (или) их объединениями. Эти взаимоотношения основаны на процессе передачи из рук в руки на тех или иных условиях того или иного ресурса.

Любую организацию, используя системный подход, можно  представить как некую систему, состоящую из взаимосвязанных частей. В процессе осуществления производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организация приобретает материальные и трудовые ресурсы, реализует свою продукцию, работу или услуги или осуществляет другие операции, позволяющие ей продолжить свое функционирование в дальнейшем. Таким образом, деятельность организации можно представить как кругооборот средств, который включает в себя процесс приобретения, производства и реализации.

В процессе приобретения происходит снабжение сырьем, материалами, электроэнергией и другим необходимым для производства. Затем внутри организации, как системы, происходит создание продукции или непосредственное оказание услуг. На этапе реализации предприятие продает свою продукцию (работы, услуги) и получает средства, позволяющие начать заново кругооборот средств, т.е. возвращается к процессу приобретения.

Кругооборот средств  организации характеризует экономическая  сущность и содержание расчетов. Так, приобретение - это расчеты с поставщиками сырья и материалов, информации, капитала. В процессе производства возникают расчеты внутри самого предприятия: с подразделениями, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами. На этапе реализации готовой продукции, работ, услуг возникают расчеты покупателей и заказчиков с продавцом. Таким образом, расчеты являются важной составляющей текущей финансовой деятельности любой организации.

Правовой основой  осуществления большинства расчетов являются обязательства, возникающие  из договоров.

Договор заключается  по средствам оферты (предложения  заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной, и вступает в силу (становится обязательным для сторон) с момента его подписания обеими сторонами (или с момента получения стороной, отправившей оферту, ее акцепта). Содержание и условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующих условий предписано законом. Т.е. при возникновении договора, возникают обязательства, прекращение которых подразумевает взаимные расчеты между сторонами сделки.

Законодательством не дано определение понятию "расчеты", хотя в нормативных документах достаточно часто встречается данный термин. В экономической и юридической  литературе существуют различные подходы  к определению указанного понятия, т.е. выделяют правовые и экономические точки зрения, но все они сужены до оплаты долга, причем только денежными средствами, игнорируя тем самым все многообразие применяемых в настоящее время форм и видов расчетов, приводящих к прекращению обязательств.

С позиции бухгалтерского учета, характерной особенностью расчетов является одновременные с их осуществлением изменения в структуре имущества (дебиторская задолженность) или обязательствах (кредиторской задолженности) организации. В первом случае при погашении дебиторской задолженности происходит уменьшение одного вида актива (права на получение определенной денежной суммы) и увеличение другого (денежные средства), валюта баланса при этом остается неизменной. Во втором случае при погашении кредиторской задолженности уменьшается валюта баланса с одновременным уменьшением не только суммы самой задолженности, но и размера имущества организации (денежных средств или других активов).

Расчетные операции сопровождают деятельность любой организации. В настоящее время существует множество вариантов осуществления расчетных операций как внутри самой организации, так и с ее контрагентами. Ниже представлена классификация расчетов организации для целей бухгалтерского учета.

Признак

Виды расчетов

Форма расчетов

1. денежные

2. неденежные

По категории  контрагентов

1. физические лица

2. юридические лица

По моменту  проведения платежей

1. авансы (предварительная оплата)

2. последующая оплата

По экономическому содержанию

1. с поставщиками и подрядчиками

2. с потребителями и заказчиками

3. с разными дебиторами и кредиторами

4. внутрихозяйственные расчеты

По отношению  к среде предприятия

1. внутренние

2. внешние


 

Кроме того денежные расчеты подразделяются на наличные, когда должник вручает кредитору  деньги в натуральной форме, и безналичные, т.е. расчеты по гражданско-правовым сделкам и иным основаниям с использованием для этого денежные средства на банковских счетах. Не денежные расчеты - это исполнение обязательств не денежными средствами. При этом используются такие варианты расчетов, как договор мены, товарообменные (бартерные) операции, взаимозачеты, вексельные расчеты, уступка права требования, исполнение обязательств третьим лицом, перевод долга. Также к не денежным расчетам можно условно отнести и списание дебиторской задолженности. В зависимости от используемой формы расчетов применяются соответствующие счета бухгалтерского учета.

Деление контрагентов на физические и юридические лица связано, как правило, с формой оплаты. Физические лица в основном рассчитываются наличными денежными средствами, а юридические - безналичными.

Использование авансов и/или предварительной  оплаты при расчетах с контрагентами, обусловлено желанием организации  уменьшить риск неплатежа со стороны  организации - партнера.

По экономическому содержанию контрагенты подразделяются на 4 основные группы. Данное Разделение отражено и в главных счетах, используемых при расчетных операциях с ними. Это счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (поставщики поставляют предметы и средства труда, а подрядчики выполняют строительные и иные работы для нее по ее заказу), счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 76 "Расчет с разными дебиторами и кредиторами". Отдельное место в составе данных расчетных операций занимает счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", поскольку применяется при расчетах с обособленными подразделениями организации, являющимися отдельными юридическими лицами, либо в связи с передачей ее имущества другой организации в доверительное управление.

По отношению  к среде предприятия все расчеты можно Разделить на две группы. Первая группа - внешние расчетные операции. Это операции данной организации с другими юридическими лицами и физическими лицами, не являющимися ее штатными работниками. Вторая группа - внутренние расчетные операции. Это операции по расчетам организации со своими штатными работниками, подотчетными лицами и учредителями. В составе внешних расчетных операций рассматриваются расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с разными дебиторами и кредиторами, а также внутрихозяйственные расчеты.

 

1.2. Понятие, сущность и виды дебиторской и кредиторской задолженности

В условиях рынка  основное положение зачастую занимают покупатели и заказчики, которым  выгодно сначала получить товар  или принять работу (услугу), и только потом расплатиться за них. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики все чаще используют предоставление коммерческого кредита в виде отсрочки платежей и т.д. Несовпадение сроков передачи (получения) имущества или результатов выполненной работы (потребления оказанной услуги) и их оплаты контрагентом по сделке является основной причиной возникновения дебиторской задолженности во взаимоотношениях субъектов хозяйствования.

Текущая дебиторская  задолженность характеризует сумму  задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары работы, услуги, выданные авансы и т.п.

Взаимосвязь между  дебиторской и кредиторской задолженностью состоит в том, что кредиторская является источником покрытия дебиторской. Поэтому на практике при анализе предприятия обычно следят за соотношением между ними. В то же время в условиях инфляции, стимулирующей неплатежи, рост кредиторской, задолженности предприятию выгоден, а дебиторской не выгоден.

Информация о работе Оценка управления расчетами с контрагентами в компании ОАО «Изумруд»