Оценка управления расчетами с контрагентами в компании ОАО «Изумруд»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является оценка управления расчетами с контрагентами в компании ОАО «Изумруд».
Задачами данной работы являются:
- изучение теоретических аспектов дебиторской и кредиторской задолженности;
- анализ дебиторской задолженности в компании ОАО «Изумруд»;
- анализ кредиторской задолженности в компании ОАО «Изумруд»;
- совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженностями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАСЧЕТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. Основные элементы расчетов организаций 5
1.2. Понятие, сущность и виды дебиторской и кредиторской задолженности 8
1.3. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью 13
Глава 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ОАО «ИЗУМРУД» 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Изумруд» 17
2.2. Анализ кредиторской и дебиторской задолженности 23
2.3. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью 29
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ОАО «ИЗУМРУД» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Финансы.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)

Таблица 1 - Виды дебиторской задолженности

Задолженность

Сроки наступления

Особенности

1. Срочная

В пределах срока, установленного договором

Возникает в результате применения форм безналичных расчетов (инкассо) или как результат отсрочки платежа

2. Просроченная -сомнительная

Более срока, установленного договором

Часть задолженности  может оказаться безнадежной  до истечения срока исковой давности

3. Безнадежная – истек срок исковой давности

Более 3 лет с момента  окончания срока исполнения

Возникает из законной просроченной дебиторской задолженности; Списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы; Отражается на забалансовом счете

4. Находящаяся на забалансовом счете

В течение 5 лет с момента  списания

Цель - контроль за возможностью ее получения


Кредиторская  задолженность - сумма денежных средств  физических и юридических лиц, подлежащая возврату тем, кто выдал кредит. Возникает  в результате использования методов  расчета, при которых долг одного предприятия другому погашается по истечении определенного времени после возникновения задолженности. Например, когда расчетные документы за отпущенные предприятием товары или услуги оплачиваются после их получения. Так возникает временной лаг между отгрузкой товаров покупателем и их оплатой, поскольку требуется определенное время на оформление и оборот расчетных документов. Возникает также в связи с использованием банковских кредитов, предоставляемых на определенный срок физическим и юридическим лицам. Кредиторская задолженность может быть приемлемой (нормальной) и просроченной, т. е. отклоняющейся от установленных норм. Просроченная возникает, как правило, из-за отсутствия денежных средств на расчетном счете предприятия или при отказе банка выдать кредит на оплату товарно-материальных ценностей. В любом случае чрезмерный рост кредиторской задолженности свидетельствует о неблагополучном финансовом состоянии заемщика.

Наиболее распространенный вид кредиторской задолженности - задолженность  перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материально-производственные запасы, оказанные услуги и не оплаченные в срок работы.

Кредиторская  задолженность может быть прекращена исполнением обязательства (в том  числе зачетом), а также списана  как невостребованная.

В составе кредиторской задолженности выделяется задолженность организации:

-    перед поставщиками и подрядчиками (остатки по состоянию на отчетную дату по кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»);

-    перед персоналом организации (остаток по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»);

-    перед бюджетом (остаток по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»);

-    перед государственными внебюджетными фондами (кредитовый остаток по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»);

-    по полученным займам и кредитам (остатки по кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»);

-    перед прочими кредиторами (кредитовые остатки по счетам: 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и другие).

После окончания  календарного года перед составлением годовой отчетности организации  обязаны произвести инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (в том числе с банками, с бюджетом и с обособленными подразделениями организации).

Управление  движением кредиторской задолженности  — это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры  платежей предприятия последним в зависимость от поступления денежных средств от покупателей.

Следовательно, практически речь идет об одновременном  управлении движением как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Практическое осуществление такого управления предполагает наличие информации о реальном состоянии дебиторской и кредиторской задолженности и их оборачиваемости. Речь идет об оценке движения дебиторской и кредиторской задолженности в данном периоде. Поэтому в качестве исходных данных для такой оценки должны быть приняты долги, относящиеся именно к этому периоду. Иными словами, из балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности надо исключать долгосрочную и просроченную, т. е. те элементы долгов, превращение которых в денежные средства относятся к другим временным периодам. Оставшаяся после этого часть дебиторской и кредиторской задолженности есть основа для оценки периодичности поступления долгов покупателей, достаточного погашения кредиторской задолженности, а также балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на конец периода при условии их оборачиваемости в соответствии с договорными условиями или установленным порядком расчетов.

В конечном счете, все это позволяет ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и поставщиками потребность предприятия в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности.

Цель анализа  дебиторской и кредиторской задолженности  выявить суммы оправданной и  неоправданной задолженности; изменения  за анализируемый период, реальность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, причины и давность образования дебиторской задолженности.

Анализ дебиторско-кредиторской задолженности начинают с рассмотрения абсолютных сумм на начало и конец  периода, а также находят удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных средств и кредиторской задолженности в составе обязательств. Следующим этапом анализа является классификация дебиторской и кредиторской задолженности по срокам образования (от 1 месяца до 6 месяцев, до одного года и более года), а также в разрезе по каждому поставщику, покупателю.

Таким образом, при оценке и анализе дебиторской  и кредиторской задолженности важным понятием является управление. Особое место во взаиморасчетах занимает управление дебиторской задолженностью, так как получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие. Не полученные в срок платежи могут существенно повлиять на оперативную деятельность, нарушить производственные планы, привести к издержкам и финансовым потерям в будущем. Кредиторская задолженность несомненно выгодный источник финансирования компании. Но только в отдельных случаях.  Для более эффективного управления долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей, характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Также необходимо согласовать эти значения с дебиторской задолженностью, с учетом того, что бюджет дебиторской задолженности уже составлен.

Следующим шагом  в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений.

И, наконец, в  зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми параметрами.

Именно технологии управления дебиторской и кредиторской задолженностью будут рассмотрены  далее.

 

1.3. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью

Актуальность  темы управление дебиторской задолженностью для российских предприятий заключается  в том, что отсутствие управления отрицательно влияет на платежеспособность предприятий, особенно, когда взаимозачеты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды ограничены – требуются платежи “живыми” деньгами. Поэтому в настоящее время актуальна задача трансформации дебиторской задолженности в денежные средства. Решение этой задачи в большей степени зависит от качества дебиторской задолженности, от финансового состояния дебиторов и ускорения процесса расчетов с дебиторами.

Наиболее важное значение имеет для предприятия  ускорение процесса расчетов с дебиторами.

Снижение периода  оборачиваемости дебиторской и  кредиторской задолженностей говорит об улучшении финансового состояния предприятия. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности влечет за собой ускорения оборота денежных средств, запасов и обязательств предприятия.

Поскольку дебиторская  задолженность представляет собой, по сути, иммобилизацию, т. е. отвлечение из хозяйственного оборота собственных оборотных средств предприятия, сопровождающуюся косвенными потерями, любое предприятие заинтересовано в максимально возможном ускорении оборачиваемости замороженных в дебиторах средств. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции. С кредиторской задолженностью дело обстоит ровно наоборот; это источник средств, поэтому предприятие заинтересованно в максимально длительном использовании чужих средств, т. е. в оттягивании срока платежа., при условии их бесплатного появления и без отягощающих для предприятия последствий.

Успешная работа по предотвращению просроченной задолженности зависит от знания не только каждого из методов решения этой проблемы, но и порядка их применения в зависимости от конкретных хозяйственных ситуаций.

Наличие просроченной дебиторской задолженности –  явление отрицательное, так как  оно замедляет оборот капитала, ухудшает структуру баланса и т. д. Поэтому можно признать вполне обоснованными действия кредитора, направленные на предотвращение появления просроченной дебиторской задолженности и ликвидацию существующей.

Использование современных методов управления дебиторской и кредиторской задолженностями показывает что, эта проблема, должна решаться путем разработки и применения целой программы использования различных методов, так как не может быть универсального метода для всех конкретных ситуаций.

Для предприятий  можно порекомендовать следующие  предложения по управлению дебиторской  и кредиторской задолженностями:

1. Необходимо решать задачу не только снижения дебиторской задолженности, но и ее сбалансированности с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

2. Для обеспечения максимизации притока денежных средств предприятию следует использовать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты. При этом возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

3. Целесообразно проведение предварительного изучения платежеспособности и надежности партнера, его кредитной истории, особенно при заключении крупных контрактов. Однако для этого необходимо располагать банками данных, знанием методики и возможных способов оценки обязательности контрагентов. Подобную работу способны выполнять специальные агентства, кредитные бюро, банки или аналитические службы самих предприятий. Кредитное бюро способно предоставить реальную оценку надежности заемщиков. Для кредитора это ведет к значительному снижению кредитных рисков, уменьшению резервов на возможные потери по ссудам, повышению ликвидности, снижению остроты проблемы дебиторской задолженности. Но все же, нельзя рассматривать кредитное бюро, как панацею для предприятия. Они могут обеспечить предприятие ответом лишь на один из тех вопросов, которые возникают при рассмотрении возможности кредитования заемщика. Окончательное решение предприятие должно принимать самостоятельно. Если покупатель неизвестен и нет информации о его платежеспособности, целесообразно использовать аккредитивную форму расчетов, которая обеспечивает практически стопроцентную гарантию платежей. Если имеется информация о необязательности покупателя, то в качестве условия продажи товара могут быть выдвинуты предварительная оплата и авансовые платежи. Если информации о платежеспособности покупателя недостаточно и если покупатель не имеет возможности осуществить предоплату, авансовые платежи, выставить аккредитив, то можно использовать другие формы гарантированных платежей. В противном случае будут потеряны покупатели и рынки сбыта.

4. Поиск совместных решений по предотвращению нарушений условий контрактов в части платежей есть наиболее рациональный и цивилизованный путь упреждения просроченной задолженности. Таким образом, деловые партнерские отношения и сотрудничество продавца с покупателем способны обеспечить наиболее быстрое и эффективное решение проблем и сокращения просроченной задолженности.

Информация о работе Оценка управления расчетами с контрагентами в компании ОАО «Изумруд»