Олимпийский деловой цикл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:56, реферат

Описание

Для анализа издержек и выгод от подготовки и проведения Олимпийских игр возникает
необходимость введения понятия, определяющего этапы деловой активности государства, общества, бизнеса с целью проведения Олимпийских игр и достижения двух основных целей: получение максимальной прибыли и достижение положительного внешнего эффекта. В достижении первой цели более заинтересован частный бизнес, ко второй, в большей степени, стремится государство. Введение подобного определения позволит однозначно интерпретировать данное понятие и предложить его для дальнейшего использования в работах по олимпийской тематике.

Работа состоит из  1 файл

Олимпийский деловой цикл.docx

— 500.27 Кб (Скачать документ)

Олимпийский деловой  цикл

  1. К истории вопроса

Для анализа издержек и  выгод от подготовки и проведения Олимпийских игр возникает

необходимость введения понятия, определяющего этапы деловой активности государства, общества, бизнеса с целью проведения Олимпийских игр и достижения двух основных целей: получение максимальной прибыли и достижение положительного внешнего эффекта. В достижении первой цели более заинтересован частный бизнес, ко второй, в большей степени, стремится государство. Введение подобного определения позволит однозначно интерпретировать данное понятие и предложить его для дальнейшего использования в работах по олимпийской тематике.

Цикл начинается в момент оглашения столицы Игр и заканчивается  церемонией закрытия

Олимпийских игр.

 

Назовём весь процесс по подготовке, организации, проведению и  использованию результатов Олимпийских  игр олимпийским деловым циклом. Это период времени между моментом решения города бороться за право принятия у себя Олимпийских игр и моментом спада экономической активности в месте проведения Игр. В нём с известной долей условности можно выделить 3 этапа, критерием выделения которых могут быть

Олимпийские игры:

  • предолимпийский этап;
  • проведение Олимпийских игр;
  • постолимпийский этап.

Внутри предолимпийского этапа можно выделить 2 подэтапа: подэтап участия в борьбе за

право принятия у себя Олимпийских  игр и подэтап непосредственно подготовки к проведению Олимпийских игр. Не все претенденты на право проведения Олимпийских игр преодолевают первый подэтап, для большинства из них он последний.

Если в начале ХХ века олимпийский деловой цикл составлял 3-4 года, то в 50-60 гг. ХХ

века он вырос до 7 лет, в 70-е до 8 лет, в 80-е до 9 лет, а начиная  с середины 90х гг. (как видно  из таблицы 1) он длится уже 10 лет.В современном олимпийском деловом цикле продолжительность 3х этапов составляет около 10 лет:

  • первый этап - 9 лет;
  • второй этап - до 0,1 года;
  • третий этап – в среднем 1 год.

Судя по длительности цикла - это среднесрочные циклы (7-10 лет) или циклы К. Жуглара

(1819-1905 гг.). Учёные отмечают, что циклы Жуглара совпадают с циклами инвестиций, которые, в свою очередь, влияют на изменение ВНП.

Если рассматривать цикличность  активности Международного олимпийского комитета

(МОК), то она, по сути, состоит из идущих друг за  другом олимпийских деловых циклов. Однако важной особенностью является  то, что для МОК одновременно  может существовать несколько  уровней активности – до 5 уровней.  Уровень характеризует параллельность  деятельности МОК в контроле  проведения других Олимпийских  игр и участия в их финансировании  и получении прибыли. Окончание  цикла на одном из уровней  означает начало нового цикла  на этом же уровне, но для  других Олимпийских игр.

Рис 1. Взаимосвязь среднесрочных  олимпийских деловых циклов

Выявленная закономерность позволяет сделать вывод о  том, что в олимпийском движении

одновременно существует 5 олимпийских деловых циклов, в  которых МОК принимает активное участие в качестве стороны, частично финансирующей Организационный  комитет Игр (OlympicGames Organizing Committee - ОКОИ) и получающая часть прибыли от их проведения. В рамках олимпийского делового цикла необходимо рассмотреть политический деловой цикл и экономический деловой цикл с целью чёткого понимания, в какой момент времени при организации Олимпийских игр требуется наибольшая аккумуляция организационных и экономических ресурсов.

Политический деловой  цикл возник на основе идеи о классическом экономическом цикле и представляет собой цикл экономической и политической активности правительства между  выборами. В рамках олимпийского делового цикла под политическим деловым  циклом будем понимать активность государства  по контролю за подготовкой и проведением Олимпийских игр, а под экономическим деловым циклом – уровень издержек (инвестиций) на организацию и проведение Игр. Для того, чтобы понять характер их поведения на разных этапах олимпийского делового цикла, рассмотрим его основные этапы подробнее.

  1. Этапы Олимпийского делового цикла
    1. Предолимпийский этап

Подэтап участия в борьбе за право принятия у себя Олимпийских Игр

Процедура выбора Международным  Олимпийским Комитетом города-хозяина  и,

соответственно, страны проведения очередных Олимпийских игр в  последнее время значительно  усложнилась и включает три подэтапа (см. рис. 2), каждый из которых несёт для участника свои выгоды и свои издержки. Количество городов-претендентов (N) всегда больше или равно количества городов-кандидатов (К).

 

Рис. 2 Подэтапы процедуры выбора столицы Олимпийских игр

Первый подэтап включает следующие виды издержек: затраты на подготовку документов

для подачи заявки, членский взнос за рассмотрение заявки, подготовка и организация

мероприятий по популяризации  идеи проведения Олимпийских игр  и т.д. Данные издержки несёт государство  как инициатор идеи проведения Игр. Второй подэтап - города получают статус претендентов (applicant city) - включает расходы Заявочного комитета на подготовку Заявочной книги, на основе которой МОК строит Матрицу оценки городов-претендентов и выбирает несколько городов, которым присваивается статус кандидатов. Матрица заполняется на основе различных критериев (опыт проведения крупных спортивных мероприятий, транспорт, гостиничный фонд и т.д.), характеризующих города-претенденты.

Третий подэтап (города имеют статус кандидатов) включает в себя расходы на рекламу

города-кандидата, популяризацию  идеи проведения Игр среди населения и за границей, развитие инфраструктуры и подготовку к визиту Оценочной комиссии МОК. Размер затрат на последнее сильно зависит от готовности города к приёму Игр уже в текущий момент. Если говорить о доходах и выгодах (в том числе нематериальных), то рекламная кампания и участие в борьбе наэтом подэтапе повышает статус города в глазах мирового бизнеса, а статус страны – на мировой арене. Города, по сути, доказывают, что именно они достойны и способны провести Олимпийские игры на должном уровне.

После оглашения итогов голосования  по выбору новой столицы Олимпийских  игр

значительно активизируется фондовый рынок, что благоприятно сказывается на инвестиционной привлекательности страны и увеличивает приток как внутренних, так и внешних инвестиций в экономику.

Индекс Российской Торговой Системы (РТС) отреагировал на новость.

Рост котировок акций российских компаний начался 27 июня 2007 года – накануне голосования по выборам столицы Олимпийских зимних Игр 2014 года. За одну неделю индекс РТС вырос на 6%. Импульсом же для инвестиционного бума стала новость о проведении Олимпиады-2014 в Сочи. 6 июля 2007

после объявления результатов голосования МОК  котировки строительных, девелоперских и энергетических компаний выросли сразу на 5-17%.

 

В последнее время МОК  всё более строго подходит к этапу  выбора столицы очередных

Олимпийских игр. Об этом свидетельствуют данные таблицы 2, из которой видно, что в последние 15 лет при большом числе городов-претендентов статус города-кандидата (попадали в т.н. shortlist) получали менее 50% участников.

 

Следует отметить, что в  борьбе за право принятия Олимпийских  игр участвуют города

представители как стран  с развитой экономикой, так и развивающихся  стран, для которых

проведение Олимпийских  игр кроме престижа, ещё и возможность дать дополнительный импульс для развития экономики. К развитым странам также отнесём Россию, так как она входит в Большую 8 (G8) и Китай, который демонстрирует в последние годы очень высокие темпы развития.

За период выборов столиц Олимпийских игр с 1994 по 2014 гг. статус «города

претендента» получали 80 городов. Доля городов, представлявших развивающиеся страны, составила 1/5 (21,2%). До финального голосования дошли лишь 7 городов-представителей развивающихся стран или 8% от общего числа городов-претендентов (с учётом введённого в последние года отбора с присвоением статуса «города-кандидата»). Среди них Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро – города, представляющие страны с более чем 200 млн. населением и не раз претендовавшие на организацию Игр, а также Стамбул и София. Но ни один из них не стал столицей очередных Олимпийских игр16. Успехи можно записать только на счета Пекина и Сочи – представителей как раз тех стран, которые ранее были отнесены в нашем анализе к развитым странам.

Наибольшее представительство  претендентов на проведение Олимпийских  игр

обеспечивают Италия, Франция, США и Швеция с их развитой инфраструктурой и большими финансовыми возможностями. Но необходимо также отметить, что для получения наибольшего положительного внешнего эффекта Олимпийские игры необходимо проводить в городах, не являющихся крупными деловыми или туристическими центрами, так как при подготовке к проведению Олимпийских игр, инфраструктура таких городов, их политическая и экономическая сфера развиваются ускоренными темпами и могут преодолевать 25-летний этап своего обычного развития за 6-7 лет. Интенсивность преобразований в таких городах будет значительно ощутимее и заметнее.

Подэтап подготовки к проведению Олимпийских игр

Подэтап подготовки к проведению Олимпийских игр представляет собой уже

непосредственно организацию  Олимпийских игр. Проведение Игр на современном научно-техническом уровне ставит перед организаторами две основные задачи: первая - провести Игры как спортивное мероприятие, и для этого предоставить всё необходимое, и вторая - усовершенствовать инфраструктуру местности, принимающей Олимпийские игры. После оглашения результатов голосования по выбору столицы очередной Олимпиады и оглашению имени столицы следующих Олимпийски игр НОК страны-хозяйки в 30-дневный срок должен формирует Организационный комитет по подготовке и проведению Олимпийских игр.

Его целью является координация  всех мероприятий по подготовке и проведению Олимпийских игр, управление потоками финансовых средств. Это определяет необходимость рассмотрения его структуры, экономических и административных функций. Оргкомитет непосредственно несёт ответственность за расходы, связанные с созданием материально-технической базы Олимпийских игр и организационные расходы, которые покрывают его деятельность в период подготовки и проведения Игр.

Основные расходы по подготовке и проведению Олимпийских игр можно подразделить на организационные расходы и расходы по созданию материально-технической базы (строительство стадионов, бассейнов, спортивных баз, олимпийской деревни, пресс-центра и т.д.). Серьёзной строкой бюджета также идут расходы по совершенствованию инфраструктуры местности, организующей Олимпийские игры (обычно не включаются в стоимость Олимпийских игр). Чаще всего такие расходы косвенно связаны с Играми и финансируются за счёт средств федерального, регионального или местного бюджетов (иногда долевое финансирование совместно с ОКОИ).

Совершенствование и создание новой инфраструктуры требует больших капиталовложений, в связи с чем сроки окупаемости переходят в плоскость долгосрочного периода. Развитие инфраструктуры способствует экономическому подъёму города, в котором проходят Игры. Всесторонне развитые транспорт и связи, расширение дорог, строительство предприятий бытового обслуживания, отелей, создают условия для роста экономики и улучшения её отраслевой структуры.

Опыт Японии.

 И в Токио, и в Саппоро, и в Нагано японцы воспользовались поводом и

привели в порядок  инфраструктуру города, построили метро, отреставрировали много домов, улучшили шоссейные дороги.

В 1964 году при  организации XVIII летних Олимпийских  игр в Токио в развитие и

совершенствование инфраструктуры было вложено более 2 млрд. 668 млн. долларов, тогда как  затраты Оргкомитета Игр на их проведение составили около 25,5 млн. долларов, а на спортивные сооружения и оборудование – 460 млн. долларов. После  Игр Токио стал превращаться в  элитный город.

А, например, за 5 лет, предстоящих XI Олимпийским зимним играм 1972 года в Саппоро, в предстоящий  праздник спорта было вложено более 550 млн. долларов. И это предопределило судьбу города, как горнолыжного курорта  и центра ледового спорта, рассчитанного  не только на 2 недели олимпийских состязаний, но и на долгие годы после отъезда  участников этого праздника.

Что касается доходной части  этапа организации Олимпийских  игр, то к основным её

Информация о работе Олимпийский деловой цикл