Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:56, реферат
Для анализа издержек и выгод от подготовки и проведения Олимпийских игр возникает
необходимость введения понятия, определяющего этапы деловой активности государства, общества, бизнеса с целью проведения Олимпийских игр и достижения двух основных целей: получение максимальной прибыли и достижение положительного внешнего эффекта. В достижении первой цели более заинтересован частный бизнес, ко второй, в большей степени, стремится государство. Введение подобного определения позволит однозначно интерпретировать данное понятие и предложить его для дальнейшего использования в работах по олимпийской тематике.
источникам обычно относят: продажу прав на трансляцию, доходы от рекламы, продажу билетов, лицензирование, проведение лотерей, чеканку монет, выпуск марок, выпуск сувенирной продукции и официальное спонсорство. Именно эти доходы позволят сказать в момент завершения Игр, были ли они выгодными или нет.
2.2. Этап проведения Олимпийских игр
Второй этап – этап непосредственного проведения Олимпийских игр связан с расходами на поддержание самих Олимпийских игр и обеспечение функционирования всего того, что делает «Олимпийский праздник» незабываемым зрелищем: функционирование транспорта, питание спортсменов, коммунальные расходы, аренда, безопасность, организация массовых развлекательных мероприятий.
Для экономики страны проведение Олимпийских игр играет не маловажную роль.
Основной заслугой проведения Игр является повышение экономической активности
экономических субъектов, а также привлечение внимания всего мирового (и финансового в том числе) сообщества к стране-хозяйке на всех этапах Олимпийского делового цикла.
Доходы государства, которое обычно несёт наибольшие затраты при организации
Олимпийских игр, складываются из части доходов непосредственно Оргкомитета игр (OCOG) и более интенсивного функционирования экономики на олимпийском и постолимпийском этапах олимпийского делового цикла. Основные доходы здесь могут быть получены за счёт: стоимостного выражения налога на доходы, налога с продаж, понижения безработицы (как затрат на неё, так и роста занятости), добавочной занятости рабочей силы, повышения платёжеспособного спроса, туризма, обмена валют туристами и др., то есть за счёт оживления деловой активности.
Рис. 3. Динамика структуры доходов Оргкомитетов Олимпийских игр от реализации
маркетинговых программ.
Составлено по материалам сайта www.olympic.org
ПРИМЕР: В дни XXVII Игр Летней Олимпиады в Сиднее было совершено 108977 транзакций спомощью пластиковых карт Visa на сумму более 10 млн. долларов, что превысило количество транзакций, совершённых в августе 2003 года, на 55%.
Руководство Сочи – столицы XXII Зимних Олимпийских Игр - уже заявило, что
проведение Игр создаст в регионе около 100 тыс. новых рабочих мест, а также 30 тыс. временных рабочих мест.
Большое значение также имеет реклама города и страны, которые в дни проведения
Олимпийских игр становятся
центром планеты. Если говорить о
структуре доходов
состязания и церемонии открытия и закрытия снижаются (см. рис. 3). Это свидетельствует, во-первых, о том, что люди предпочитают смотреть состязания дома, а не на стадионах, а, во-вторых, что телевидение приобретают всё большую важность, как для компаний, продающих права на телетрансляции, так и для зрителей, воспринимающих рекламу.
2.3. Постолимпийский этап
Постолимпийский этап, пожалуй, самый важный для организаторов Игр с точки зрения
доходной части и самый длительный. Данный этап является наименее исследованным, но
наиболее перспективным, так как он связан с использованием всей олимпийской инфраструктуры после проведения Олимпийских игр. Его успешность напрямую связана с тем, насколько точно и верно была разработана программа использования всей инфраструктуры, а его продолжительность равна приблизительно одному году, в течение которого продолжается высокая активность туристов и функционирование экономики. К основным статьям доходов здесь можно отнести: доходы от продажи недвижимости, использовавшейся для проживания спортсменов, делегаций и журналистов, перепрофилирования некоторых объектов (пресс-центр), частичное коммерческое
использование спортивных сооружений и др.
Рис. 4. Процент окупаемости затрат на организацию и проведение Олимпийских игр (1952-
2004 гг.)
Рассчитано по: В.И. Коваль Олимпиада 80 (экономический аспект), Изд. «Знание», М. 1978 год; A Look at the
Olympic Costs by C. Frank Zarnowsky, PhD Mount St. Mary’s College, Emmitsburg, Mariland.
Данные приведены без учёта затрат на инфраструктуру местности проведения Игр Олимпиады.
Олимпийская выгода.
Первыми окупившимися Олимпийскими играми были Игры в Лос-Анджелесе. Они принесли устроителям прибыль в 223 млн. долларов. Такой успех во многом связывают с наличием сооружений и повышенным внимание телевидения и коммерсантов. До Олимпийских игр в Лос-Анджелесе никто даже и не думал, что Игры могут приносить доход.
На рисунке 4 отражён процент окупаемости затрат без учёта издержек на инфраструктуру,
которые, зачастую, финансируются
из государственных источников. Обычно
они превышают затраты
Соотношение государственного и частного капитала на предыдущих Играх Летней Олимпиады и предстоящих.
Соотношение госрасходов и расходов бизнеса на Олимпийские игры в Афинах было 3 к 1. Игры не окупились (с учётом затрат на инфраструктуру), а дефицит госбюджета вырос. Сложно будет с окупаемостью Игр и Китаю. В связи с особенностями политико-экономического устройства Игры в основном финансируются из средств госбюджета. По различным оценкам затраты на них могут составить от 20 до 30 млрд. долларов, что должно стать абсолютным рекордом. Это подтвердил в середине января 2007 года и официальный представитель Департамента строительных проектов Пекина к 2008 году Сю Бо.
Очень важно отметить, что прибыльность Игр во многом зависит от привлечения к их
финансированию частных
источников: чем большую долю во
вложениях занимают финансы частного
сектора, тем большая вероятность,
что Игры окупятся быстро. Иногда при
организации Игр затраты на инфраструктуру
огромны, но формально они не включены
в бюджет Олимпийских игр. Это
позволяет организаторам
окупаемости Игр, что является имиджевым моментом и повышает статус государства в глазах народа.
Сочи 2014.
Операционный
бюджет проведения XXII Олимпийских зимних
игр 2014 года в Сочи не учитывает затрат
на инфраструктуру вообще. Расходы
равны доходам и составляют 1517,6
млн. долларов. Затраты на развитие
инфраструктуры Сочи и Красной Поляны
будут осуществляться в рамках отдельной
государственной федеральной
долларов. Большую часть указанных средств вложит государство. По расчётам Минэкономразвития РФ эти затраты окупятся уже к 2012 году23. Тем не менее, почти 32 % от запланированных доходов Сочинского ОКОИ составляют субсидии Правительства РФ – 481 млн. долларов.
Таким образом, говоря о формальной окупаемости Олимпийских игр необходимо чётко
понимать, какие именно затраты
учитываются в расходной части
бюджета их организации: с высокой
долей вероятности можно
Тем не менее, с особой долей условности, можно сказать, что при проведении
Олимпийских игр возникает масштабный социальный внешний эффект. Приоритет на развитие инфраструктуры при организации игр открывает большие возможности как для жителей столицы Игр, так и для внешнего мира, так как инфраструктурой смогут пользоваться не только гости и участники Игр, но и жители города проведения мероприятия. Ясно, что построенная дорога или линия метро, например, будет иметь огромное значение для людей, ежедневно добирающихся до работы вне зависимости от проведения Олимпийских игр. А новый или модернизированный аэропорт и современные таможенные терминалы делают государство более доступным для внешнего мира.
3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕЛОВЫЕ ЦИКЛЫ В РАМКАХ
ОЛИМПИЙСКОГО ДЕЛОВОГО ЦИКЛА
Внутри олимпийского делового цикла можно условно выделить 3 подцикла, которые
возникают за счёт наличия некоторых рубежей (рубежных дат), на которых происходит изменение деловой активности. К ним можно отнести:
• определение столицы очередных Олимпийских игр (Т1);
• готовность спортивных объектов и инфраструктуры к проведению крупных спортивных соревнований - приёму этапов кубков мира по соответствующим видам спорта и т.д. (Т2);
• проведение Олимпийских игр (Т3).
Длительность периода Т0Т1 (где Т0 момент начала процедуры определения столицы Игр)
примерно составляет 2 года, периода Т1Т2 - 5 лет, периода Т2Т3 – 2 года. Длительность периода Т3ТN – в среднем равна 1 году в рамках олимпийского делового цикла, или больше, если говорить
об окупаемости Игр с учётом затрат на инфраструктуру.
Рассмотрим подробнее политический и экономический деловые циклы внутри
олимпийского делового цикла.
Рис. 5. Экономический деловой цикл в рамках олимпийского делового цикла
3.1. Экономические деловые циклы
Экономический деловой цикл основан на расходах и доходах Оргкомитета или, другими
словами, на объёмах движения денежных средств в процессе подготовки к проведению
Олимпийских игр, их проведения и на этапе после их завершения.
Если рассматривать
отдельно по доходам Оргкомитета Игр и по расходам, то можно увидеть смещение цикличности их поведения во времени. Чаще всего экономический субъект начинает получать прибыль от того или иного рода деятельности только после некоторых вложений (затрат). Особенностью экономического делового цикла в рамках олимпийского делового цикла является то, что цикличность получения доходов смещена очень незначительно относительно расходов (см. рис. 5).
Это обусловлено особенностями построения маркетинговых программ МОК, о которых
упоминалось ранее. Задолго до момента начала Игр права на трансляцию соревнований
распроданы и со всеми спонсорами заключены соглашения. Названные два источника доходов являются наиболее значимыми в бюджете организаторов (см. рис. 4), поэтому доходы от них, по сути, уже могут учитываться на этапе подготовки к Играм (Т1Т2).
3.2. Политические деловые циклы
Также как в рамках обыкновенного политического делового цикла активность государства
повышается в преддверии очередных выборов, в рамках Олимпийского делового цикла
государство ведёт себя наиболее
активно накануне и во время отчётных
дат и визитов комиссий МОК. Государство
и руководство Оргкомитетов с
особой тщательностью и активностью
начинает контролировать ход выполнения
работ по подготовке к Играм и
уделяет этому большое
Об этом свидетельствует тот факт, что руководство комиссий МОК и самого МОК всегда
принимается на самом высоком уровне в стране проведения Олимпийских игр. Большое
количество заседаний Правительств, Парламентов и т.д. обычно посвящено теме подготовки к Играм накануне того момента, когда необходимо отчитываться о проделанной работе.
Рис. 6. Политический деловой цикл в рамках олимпийского делового цикла
Таким образом, в нашем
анализе к пикам деловой
Олимпийского делового цикла относятся моменты выбора столицы Олимпийских игр (Т1), начала
апробации объектов спортсменами (примерно за 2 года до Игр, Т2) и проведения Олимпийских игр
(Т3) (см. рис. 6).
Безусловно, есть и другие небольшие пики активности, но мы не будем отражать их на
графике, так как они не столь значимы, по сравнению с основными пределами.
В период Т2Т3, длительность которого примерно 2 года, глубина политического делового
цикла меньше, чем на предыдущем подэтапе. Очередной пик политической активности придётся
момент Т3 - непосредственное проведение Олимпийских игр.
Интересно одновременно рассмотреть поведение экономического и политического деловых
циклов на одном графике в рамках олимпийского делового цикла.
3.3. Соотношение
политического и
Соотношение политического и экономического деловых циклов приведено на рис. 7.