Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – выяснить место и роль социального страхования в обществе.
Предметом исследования данной курсовой работы является сама система социального страхования.
Объектом исследования - становление социального страхования, а так же перспективы развития в современной России.
Для достижения цели формируются следующие задачи:
проанализировать состояние социального страхования в России;
показать роль государства в регулировании социального страхования;
показать практику организации социального страхования через фонды социального страхования.
Его основными функциями становятся:
- формирование
экономических и правовых
- гарантирование
социальной защиты в области
социального страхования,
- посредничество
в области трудовых отношений
с целью согласования
- оказание
необходимой целевой помощи
- проведение
налоговой политики в
- содействие
тому, чтобы на страховом рынке
укреплялись лишь стабильные
в финансовом плане компании,
также государство
В настоящее время экономическая политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг[1,c.315].
Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан.
Что касается совершенствования механизма налогового администрирования в части платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, то ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный закон № 118-ФЗ установил, что в отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы:
- проводят
все предусмотренные
- осуществляют
зачет (возврат) излишне
Статьей 9 Федерального закона № 118-ФЗ особо отмечено, что порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в вышеуказанные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, то есть за фондами остаются функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию.
Следует особо отметить, что несмотря на то, что налогоплательщики должны теперь представлять отчетность по единому социальному налогу налоговым органам, в НК РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой за налогоплательщиками также закреплена обязанность представлять сведения в:
-- ПФР -- в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования;
-- ФСС -- о суммах, использованных на выплаты по государственному социальному страхованию.
Необходимость представления данных сведений в ФСС продиктована тем, что по ФСС в законодательстве заложен «остаточный» принцип зачисления части суммы социального налога, подлежащей зачислению в данный фонд[3,c.375].
Контроль за страховой деятельностью осуществляет департамент страхового надзора, который входит в состав Министерства финансов, также территориальные органы страхового надзора и инспекции.
Основные функции органов страхового надзора:
- регистрация
и лицензирование страховых
- нормотворческие, т.е. создание подзаконных актов
- контрольные (финансовый контроль, контроль за соблюдением прав страхователей).
Подводя итоги вышесказанному необходимо
отметить, что функции страхования в обеих
теориях не просто похожи, а практически
одинаковы. Кроме того обе стороны выделяют
как особую и наиболее важную функцию
- рисковую. Она является определяющей,
поскольку страховой риск, как вероятность
ущерба, непосредственно связан с основным
назначением страхования по оказанию
денежной помощи пострадавшим хозяйствам
или гражданам. Именно в рамках действия
рисковой функции происходит перераспределение
денежной формы стоимости среди участников
страхования в связи с последствиями случайных
страховых событий.
2 Страховые фонды в системе социального страхования РФ
2.1 Государственные фонды социального страхования
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также представительные государственные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.
Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации), внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы . С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации[4,c.615].
Контроль за рациональным и целевым расходованием средств государственных (федеральных) целевых фондов осуществляет Министерство финансов РФ.
При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. В настоящее время в государственные социальные внебюджетные фонды входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения граждан, поддержки в сфере занятости, в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, оказания бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного обслуживания и других[25,c.187].
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
- запланированы
органами власти и управления
и имеют строгую целевую
- денежные
средства фондов используются
для финансирования
- формируются
в основном за счет
- страховые
взносы в фонды и
- на
отношения, связанные с
- денежные
ресурсы фонда находятся в
государственной собственности,
- расходование
средств из фондов
Пенсионный фонд Российской Федерации:
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации указывает: Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
ПФРФ
является самостоятельным финансово-
ПФРФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
ПФР и
его денежные средства находятся
в государственной
ПФР обеспечивает:
- целевой
сбор и аккумуляцию страховых
взносов, а также
- организацию
работы по взысканию с
- капитализацию
средств ПФР, а также
- контроль
с участием налоговых органов
за своевременным и полным
поступлением в ПФР страховых
взносов, а также контроль за
правильным и рациональным
Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами.
С 1 января 2001 года взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, уплачивались в составе единого социального налога. С 1 января 2002 года введены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование[6,c.36].
Средства ПФР формируются за счет:
- страховых взносов работодателей;
- страховых
взносов граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой
- страховых
взносов иных категорий
- ассигнований
из республиканского бюджета
Российской Федерации на
- средств,
взыскиваемых с работодателей
и граждан в результате
- добровольных
взносов физических и
Средства ПФР направляются на:
- выплату
в соответствии с действующим
на территории Российской