Организация социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:42, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выяснить место и роль социального страхования в обществе.
Предметом исследования данной курсовой работы является сама система социального страхования.
Объектом исследования - становление социального страхования, а так же перспективы развития в современной России.
Для достижения цели формируются следующие задачи:
проанализировать состояние социального страхования в России;
показать роль государства в регулировании социального страхования;
показать практику организации социального страхования через фонды социального страхования.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 66.04 Кб (Скачать документ)

Его основными  функциями становятся:

- формирование  экономических и правовых предпосылок,  условий для становления и  развития социального страхования,  включая содействие развитию  инфраструктуры; создание законодательной  базы социального страхования,  определение обязательных его  видов, а также размеров страховых  взносов, пособий и услуг;

- гарантирование  социальной защиты в области  социального страхования, контроль за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной защищенности трудящихся;

- посредничество  в области трудовых отношений  с целью согласования интересов  субъектов этих отношений;

- оказание  необходимой целевой помощи наиболее  социально-уязвимым категориям населения  в рамках социальной помощи, а  также финансовое участие в  некоторых видах социального  страхования, предполагающих долю  ответственности государства.

- проведение  налоговой политики в страховой  сфере

- содействие  тому, чтобы на страховом рынке  укреплялись лишь стабильные  в финансовом плане компании, также государство предупреждает  возможности сговора компаний

     В настоящее время экономическая политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг[1,c.315].

    Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан.

    Что касается совершенствования механизма налогового администрирования в части платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, то ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

   Кроме того, Федеральный закон № 118-ФЗ установил, что в отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы:

- проводят  все предусмотренные мероприятия  налогового контроля, осуществляют  взыскание сумм недоимки, пеней  и штрафов по платежам в  государственные социальные внебюджетные  фонды;

- осуществляют  зачет (возврат) излишне уплаченных  сумм единого социального налога (взноса);

    Статьей 9 Федерального закона № 118-ФЗ особо отмечено, что порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в вышеуказанные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, то есть за фондами остаются функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию.

      Следует особо отметить, что несмотря на то, что налогоплательщики должны теперь представлять отчетность по единому социальному налогу налоговым органам, в НК РФ предусмотрена норма, в соответствии с которой за налогоплательщиками также закреплена обязанность представлять сведения в:

-- ПФР -- в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования;

-- ФСС -- о суммах, использованных на выплаты по государственному социальному страхованию.

    Необходимость представления данных сведений в ФСС продиктована тем, что по ФСС в законодательстве заложен «остаточный» принцип зачисления части суммы социального налога, подлежащей зачислению в данный фонд[3,c.375].

     Контроль за страховой деятельностью осуществляет департамент страхового надзора, который входит в состав Министерства финансов, также территориальные органы страхового надзора и инспекции.

Основные  функции органов страхового надзора:

- регистрация  и лицензирование страховых компаний

- нормотворческие, т.е. создание подзаконных актов

- контрольные (финансовый контроль, контроль за соблюдением прав страхователей).

     Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить, что функции страхования в обеих теориях не просто похожи, а практически одинаковы. Кроме того обе стороны выделяют как особую и наиболее важную функцию - рисковую. Она является определяющей, поскольку страховой риск, как вероятность ущерба, непосредственно связан с основным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим хозяйствам или гражданам. Именно в рамках действия рисковой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости среди участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Страховые фонды в системе социального страхования  РФ

2.1 Государственные фонды социального страхования

    

      Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение.

    Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также представительные государственные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

   Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.

    Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации), внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы . С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации[4,c.615].

      Контроль за рациональным и целевым расходованием средств государственных (федеральных) целевых фондов осуществляет Министерство финансов РФ.

    При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. В настоящее время в государственные социальные внебюджетные фонды входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения граждан, поддержки в сфере занятости, в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, оказания бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного обслуживания и других[25,c.187].

    Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

- запланированы  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

- денежные  средства фондов используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

- формируются  в основном за счет обязательных  отчислений юридических и физических  лиц;

- страховые  взносы в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

- на  отношения, связанные с исчислением,  уплатой и взысканием взносов  в фонды. Распространено большинство  норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы  РФ";

- денежные  ресурсы фонда находятся в  государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом;

- расходование  средств из фондов осуществляется  по распоряжению Правительства  или специально уполномоченного  на то органа (Правление фонда).

   Пенсионный фонд Российской Федерации:

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации указывает:  Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПФРФ  является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством  Российской Федерации и настоящим  Положением.

ПФРФ  выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном  действующим на территории Российской Федерации законодательством о  банках и банковской деятельности.

ПФР и  его денежные средства находятся  в государственной собственности  Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат[10,c.42].

    ПФР обеспечивает:

- целевой  сбор и аккумуляцию страховых  взносов, а также финансирование  расходов, предусмотренных целями  ПФР;

- организацию  работы по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

- капитализацию  средств ПФР, а также привлечение  в него добровольных взносов  физических и юридических лиц;

- контроль  с участием налоговых органов  за своевременным и полным  поступлением в ПФР страховых  взносов, а также контроль за  правильным и рациональным расходованием  его средств.

       Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами.

С 1 января 2001 года взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, уплачивались в составе  единого социального налога. С 1 января 2002 года введены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование[6,c.36].

     Средства ПФР формируются за счет:

- страховых  взносов работодателей;

- страховых  взносов граждан, занимающихся  индивидуальной трудовой деятельностью;

- страховых  взносов иных категорий работающих  граждан;

- ассигнований  из республиканского бюджета  Российской Федерации на выплату  государственных пенсий и пособий  военнослужащим и приравненным  к ним по пенсионному обеспечению  гражданам, их семьям социальных  пенсий, пособий на детей в  возрасте старше полутора лет,  на индексацию указанных пенсий  и пособий, а также на предоставление  льгот в части пенсий, пособий  и компенсаций гражданам, пострадавшим  от чернобыльской катастрофы, на  расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

- средств,  взыскиваемых с работодателей  и граждан в результате предъявления  регрессивных требований;

- добровольных  взносов физических и юридических  лиц, а также доходов от капитализации  средств ПФР и других поступлений.

      Средства ПФР направляются на:

- выплату  в соответствии с действующим  на территории Российской Федерации  законодательством, межгосударственными  и международными договорами  государственных пенсий, в том  числе гражданам, выезжающим за  пределы Российской Федерации;

Информация о работе Организация социального страхования РФ