Организация социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:42, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выяснить место и роль социального страхования в обществе.
Предметом исследования данной курсовой работы является сама система социального страхования.
Объектом исследования - становление социального страхования, а так же перспективы развития в современной России.
Для достижения цели формируются следующие задачи:
проанализировать состояние социального страхования в России;
показать роль государства в регулировании социального страхования;
показать практику организации социального страхования через фонды социального страхования.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 66.04 Кб (Скачать документ)

    При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета. При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними[15,c.24].

      Пенсионный фонд Российской Федерации:

     Первоочередной задачей Пенсионного фонда- является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого он организует:

* целевой  сбор и аккумуляция страховых  взносов, а также финансирование  расходов в соответствии с  назначением ПФ РФ: выплаты различным  категориям нетрудоспособного населения  в виде трудовых, военных и  социальных пенсий, а также пенсий  по инвалидности, различных пособий  и компенсационных выплат.

* капитализация  средств ПФ РФ, а также привлечение  в него добровольных взносов  физических и юридических лиц;

* контроль  с участием налоговых органов  за своевременным и полным  поступлением в ПФР страховых  взносов, а также за правильным  и рациональным расходованием  его средств; 

* проводит  индивидуальный (персонифицированный)  учет работников, в счет которых  осуществляют перечисления работодатели;

* межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции ПФР, участие в  разработке и реализации в  установленном законом порядке  межгосударственных и международных  договоров и соглашений по  вопросам пенсий и пособий.

     Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в основном за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан.

    Также, немалую долю вносят и средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, средства Фонда социального страхования, а также добровольные взносы физических и юридических лиц, доходы от капитализации средств ПФР и прочие поступления.

    Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. В настоящее время система Пенсионного фонда России включает центральный аппарат, 88 региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных.

    Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

   Таким образом система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев, -- от назначения до выплаты пенсий: региональное отделение Пенсионного фонда РФ -- банк -- управление социальной защиты населения субъекта РФ -- районный (городской) орган соцзащиты -- почта (Сбербанк) -- пенсионер.

    Пенсионный фонд РФ и его региональные отделения на местах наделены очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных функций.

      Фонд социального страхования РФ:

    Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

    ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ . Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ.

      Основными задачами Фонда являются:

обеспечение гарантированных государством пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и  оздоровление работников и членов их семей;

участие в разработке и реализации государственных  программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования;

осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе  создание резерва;

частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей  для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплата проезда к месту  лечения и отдыха и обратно;

разработка  совместно с Министерством труда  и социального развития РФ предложений  о размерах тарифа страховых взносов  на государственное социальное страхование;

организация разъяснительной работы среди страхователей  и населения по вопросам социального  страхования[20].

   Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат Фонда. Отделением руководит управляющий. Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами.

    Бюджет Фонда и отчет об его исполнении утверждаются Федеральным законом. А бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

   Средства для государственного социального страхования хранятся на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов, открываемых в учреждениях ЦБ РФ. Финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются ежеквартально. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой России, а за рациональным расходованием этих средств в организациях -Фондом с участием профессиональных союзов.

   В основу работы Фонда социального страхования РФ заложены принципы солидарности и остаточного перечисления страховых взносов, то есть страховые взносы начисляются на предприятии и расходуются на выплату пособий так же на предприятии, остаток перечисляется в Фонд социального страхования[17,c.35].

       Фонд обязательного медицинского страхования:

   ФОМС предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

    Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

   Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

   На территории России создаются страховые медицинские компании, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

    Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

   Основным источником поступления средств в социальные фонды является Единый Социальный Налог[5,c.98]. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого Фонда, и определяться как соответствующая процентная доля налоговой базы. Например, если налогооблагаемая база работника не превышает 100 тыс. руб., то начисление ЕСН производится по следующим ставкам: ПФ- 28%; ФСС - 4%; ФОМС - 3,6 %, таким образом, ЕСН = 35,6%.

     Сейчас основными источниками поступлений средств в фонды социального страхования служат страховые взносы.  Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости - государством, и аккумулируемые в страховых фондах на цели социальной защиты. 

3 Перспективы развития и направления реализации социального страхования в России 

    Социальному страхованию уделяется особое внимание. Созданы все предпосылки к тому, чтобы оно стало реально действующим механизмом. Ведь процент отчисления от заработной платы не так уж мал. Другое дело, что далеко не все выплаты заработной платы проходят через кассу предприятия. Но не смотря на это страховой рынок в современной России развивается быстрыми темпами. Начиная с 2004г. ощущаются последствия серьезных изменений в страховом законодательстве. Впервые за последние годы возросла в совокупных страховых взносах доля обязательного страхования. Рост страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом объясняется в основном восстановлением динамики рынка страхования жизни. Но при этом надежда некоторых страховых компаний на моментальное увеличение количества договоров с физическими лицами по добровольным видам страхования не реализовалась. Существуют и иные проблемы, сдерживающие развитие страхового рынка России. Вполне традиционны ссылки на неплатежеспособность потенциальных страхователей, а так же несовершенство нормативно-правового регулирования страховой деятельности. Многих страховщиков, занимающихся работой в регионах, беспокоят вопросы конкурентной борьбы и тесно связанного с ними монополизма крупных страховых компаний. В настоящее время у многих граждан России есть страховые интересы и финансовые ресурсы, остающиеся практически недоступными для страховых компаний. Представители так называемого российского среднего класса еще только должны будут появиться на страховом рынке, а в дальнейшем потребуется актуализировать под этих клиентов системы предоставления и продвижения страховых услуг[26,c.56]. 

    В России обязательное государственное социальное страхование представлено социальными внебюджетными фондами.

   Формирование этих фондов осуществляется путем взносов во внебюджетные фонды посредством единого социального налога.

   В последнее время предпринято много попыток, совершенствования законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но тем не менее на данном этапе существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве. Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов во внебюджетные фонды - одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в социальные страховые фонды РФ.

   Данная ситуация создается из-за высоких ставок отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации внебюджетным фондам надо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны внебюджетных фондов. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети[16,c.10]. 

   Не менее важным является развитие негосударственных страховых фондов( в частности НПФ).Многие специалисты связывают перспективы НПФ с выходом на территории. Это произойдет если фонды сами проявят инициативу и будут, во-первых, находить способы сближения с руководителями регионов и территорий для разработки и реализации территориальных программ НПО; во-вторых, проводить целенаправленную работу по информированию этих руководителей и депутатов местных законодательных собраний о необходимости, целях и возможностях НПО; в-третьих, сотрудничать с департаментами социальной защиты администраций и искать партнеров среди банков и страховых компаний[12,c.14].

    Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены.

Информация о работе Организация социального страхования РФ