Органы государственного финансового контроля, их роль в управлении финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 19:04, курсовая работа

Описание

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Финансовый контроль как элемент управления финансами
1.1 Понятие управления финансами, его роль
1.2 Государственный финансовый контроль, его формы, методы
1.3 Международные стандарты финансового контроля
2 Государственные органы, осуществляющие государственный финансовый контроль
2.1 Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля
2.2 Финансовый контроль органов исполнительной власти Российской Федерации
2.3 Финансовый контроль Центрального банка Российской Федерации
3 Роль государственных органов в повышении эффективности осуществления финансового контроля
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

органы гос.контроля.docx

— 840.44 Кб (Скачать документ)

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Федеральное агентство по образованию

     Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ РАБОТА

     по финансам

     Тема: Органы государственного финансового контроля, их роль в управлении финансами 
 
 
 
 

     Выполнил: студент факультета

     предпринимательства и менеджмента

     гр. ФК-С-07-2 м/з

     Лыхина Светлана Сергеевна

     Проверил: старший преподаватель

     Сулейманова Елена Евгеньевна 
 
 

     Екатеринбург

     2008г.

 

     Содержание 

Введение

1 Финансовый контроль как элемент управления финансами

1.1 Понятие управления финансами, его роль

1.2 Государственный финансовый контроль, его формы, методы

1.3 Международные стандарты финансового контроля

2 Государственные органы, осуществляющие государственный финансовый контроль

2.1 Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля

2.2 Финансовый контроль органов исполнительной власти Российской Федерации

2.3 Финансовый контроль Центрального банка Российской Федерации

3 Роль государственных органов в повышении эффективности осуществления финансового контроля

Заключение

Список использованных источников

 

      Введение

 

     Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль.

     Тема финансового контроля была всегда актуальна. Сегодня проблемы совершенствования и усиления государственного финансового контроля остаются не менее актуальными, чем год или пять лет назад. Однако нельзя утверждать, что никаких изменений в лучшую сторону не происходит. Представляют интерес действия субъектов Российской Федерации, осуществляющих финансовый контроль за составлением и исполнением федерального, региональных и местных бюджетов, также роль финансового контроля в обеспечении развития общественного и частного производства, ускорении темпов модернизации промышленности, развитии научно-технического прогресса, повышении качества и объемов выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Финансовый контроль охватывает все сферы жизни общества и должен быть нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и эффективное использование финансовых, трудовых, материальных ресурсов и природных богатств, уменьшение непроизводительных издержек и расходов, пресечении фактов бесхозяйственности и расточительства1.

     Цель данной курсовой работы: выявление роли государственных органов финансового контроля в повышении эффективности государственного финансового контроля.

     Для достижения данной цели, поставлены такие задачи как:

    1. Рассмотрение теоретических основ финансового контроля, как элемента управления финансами.
    2. Рассмотрение основных функций и задач органов государственного финансового контроля;
    3. Выявление роли государственных органов в повышении эффективности финансового контроля.

     Объект исследования в данной работе – это государственный финансовый контроль, и органы, в полномочия которых он входит.

     Предмет исследования – суть и значение государственного финансового контроля в экономической политике государства, его роль в создании условий для финансовой стабилизации, а также организация контрольной работы, проводимой соответствующими финансовыми органами.

     В первой главе данной работы раскрывается понятие финансового контроля как элемента управления финансами. Даны понятия системы управления финансами, государственного финансового контроля, представлены международные стандарты финансового контроля.

     Во второй главе представлена деятельность органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в области финансов и их функции. В том числе описаны задачи и полномочия Счетной палаты Российской Федерации, перечислены субъекты исполнительной власти, осуществляющие финансовый контроль, приведены особенности контрольных функций Центрального банка Российской Федерации.

     В третьей главе описана роль государственных органов в повышении эффективности государственного финансового контроля.

     В данной работе использованы нормативно-правовые документы Российской Федерации, учебники, материалы периодической печати, интернет-ресурсы.

     Работа включает введение, 3 главы, заключение, список литературы.

 

      1 Финансовый контроль как элемент управления финансами

     1.1 Понятие управления финансами, его роль

 

     Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина «управление». В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Государство должно улучшать систему отношений, призванных оптимизировать денежные фонды, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На достижение этой цели направлено управление финансами, в основе которого лежит Конституция Российской Федерации и которое является процессом, представляющим единство управляемой (объект) и управляющей (субъект) систем. Объект управления – совокупность финансовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами. Субъект управления – управляющие органы, финансовый аппарат, исполнительные органы, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на всех уровнях финансовой системы, а также финансы коммерческих и некоммерческих организаций. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности самих субъектов управления2.

     Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы и способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе. Управляющая система (финансовый аппарат) – это совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, а управляемая система (система финансов) – это совокупность денежных отношений. Система управления финансами схематично представлена на рисунке 1. 

     

     Рисунок 1 – Система управления финансами3 

     Цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства, которые проявляются в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии государственного долга, твердой национальной валюте и в итоге в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

     Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга и так далее4.

     В ведении Российской Федерации находятся такие вопросы как: установление основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральные экономические службы; федеральный бюджет; налоги и сборы; и т.д.

     Общее управление финансами возложено на высшие органы власти и управления, регламентирующие деятельность финансовой системы. Это такие органы как:

    • Президент Российской Федерации (администрация Президента) – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает Федеральный закон о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием;
    • Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, — устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.);
    • Правительство Российской Федерации – формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами;
    • Министерство финансов Российской Федерации – является центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации; координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти; осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; организует разработку федерального бюджетного плана; принимает активное участие в разработке баланса финансовых ресурсов страны. На Министерство финансов Российской Федерации возложены организация исполнения федерального бюджета, проведение мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению.

     Управление финансами включает в себя такие стадии как: предварительный анализ изучаемого объекта, его финансовое состояние; финансовое планирование и прогнозирование; реализацию и координацию выполнения планов; финансовый контроль, анализ выполнения плана. В результате финансовой политики в России осуществляется перераспределение валютного внутреннего продукта, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов Российской Федерации, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.

     На стадии предварительного анализа дается оценка финансового состояния субъекта.

     На стадии финансового планирования проводится работа по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам Российской Федерации. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование – составная часть планирования экономики. Оно базируется на системе макроэкономических показателей, получающих отражение в прогнозе социально-экономического развития, и направлено на сбалансированность движения финансовых ресурсов, денежных и материальных потоков. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, структура доходов и расходов.

     На стадии финансового прогнозирования выполняется предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочными (на срок 3 – 10 лет) и долгосрочными (на срок более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, отражает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Цель финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования на долгосрочный период. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить и проанализировать разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

     На стадии финансового контроля проводится совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации5.

    1. Государственный финансовый контроль, его формы, методы
 

     Финансовый контроль – деятельность государственных, муниципальных органов и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов, правильности и эффективности их использования.

     Финансовый контроль – форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики. Данная система денежных отношений служит объектом финансового контроля. В свою очередь субъектом финансового контроля являются все хозяйствующие субъекты и все органы государственного управления.

     Непосредственным предметом контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; другие операции и действия, имеющие стоимостную форму. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения. Его цель – содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

     Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечение соблюдения действующего финансового (бюджетного, налогового, страхового и т.д.) законодательства; обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой и внебюджетными фондами; содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях и в организациях; обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности; проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др.

Информация о работе Органы государственного финансового контроля, их роль в управлении финансами