Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 19:04, курсовая работа
Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль.
ВВЕДЕНИЕ
1 Финансовый контроль как элемент управления финансами
1.1 Понятие управления финансами, его роль
1.2 Государственный финансовый контроль, его формы, методы
1.3 Международные стандарты финансового контроля
2 Государственные органы, осуществляющие государственный финансовый контроль
2.1 Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля
2.2 Финансовый контроль органов исполнительной власти Российской Федерации
2.3 Финансовый контроль Центрального банка Российской Федерации
3 Роль государственных органов в повышении эффективности осуществления финансового контроля
Заключение
Список использованных источников
2 Государственные органы, осуществляющие государственный финансовый контроль
Органами финансового контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления контрольных полномочий, либо подразделения органов исполнительной власти, на которые возлагаются функции финансового контроля в соответствующей отрасли или ведомстве.
На практике государственный финансовый контроль в нашей стране в настоящее время осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная таможенная служба, Центральный банк Российской Федерации.
Конкретные полномочия и функции каждого органа устанавливаются при его создании нормативным документом – законом, указом, постановлением, положением о данном органе.
Масштабную и разностороннюю деятельность в сфере государственного финансового контроля ведет Счетная палата Российской Федерации, образование которой предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Действует она на основании специального закона о Счетной палате. Это полностью соответствует опыту развитых стран мирового сообщества. В упоминавшейся Лимской декларации сказано: «Основные контрольные полномочия высшего контрольного органа должны быть определены конституцией, детали могут быть установлены законом».
В Федеральном законе от 11 января 1995 года N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»11 определены такие основные статьи как:
Председатель Счетной палаты Российской Федерации и заместитель Председателя Счетной палаты назначаются и освобождаются от должности, соответственно, Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок полномочий Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты составляет 6 лет. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.
Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. По представлению Президента Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет.
Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников.
Реализуя планы, палата осуществляет комплексные ревизии, тематические проверки, другие контрольные мероприятия. По итогам мероприятий составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица палаты несут персональную ответственность. Утверждает отчеты, и принимает по ним решения Коллегия Счетной палаты.
Все государственные органы и любые организации обязаны предоставлять Счетной палате информацию, необходимую для выполнения ее задач, оказывать содействие ее деятельности. За отказ в предоставлении информации, предоставлении заведомо неполной или ложной формации Счетной палате установлена уголовная ответственность.
Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Также, ежеквартально по установленной форме, представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.
Счетная палата Российской Федерации осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации. Эти проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета.
Выявляя финансовые нарушения, отклонения от установленных бюджетных показателей, Счетная палата должна анализировать причины и готовить необходимые предложения. Руководителям органов государственной власти, проверяемых организаций палата направляет предписания по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба, привлечению к ответственности виновных. В случаях, когда выявленные нарушения наносят прямой непосредственный ущерб и требуется их безотлагательное пресечение или создаются препятствия для проведения контрольных мероприятий, Счетная палата имеет право давать администрации обязательные для исполнения предписания.
Особенностью и одновременно недостатком организационного строения Счетной палаты, ограничивающим ее практические возможности, является то, что она не имеет территориальных подразделений. Ревизии и проверки на местах проводятся путем командирования инспекторов палаты из Москвы в республики, края, области, округа. Командировки требуют значительных расходов, осложняются временными и кадровыми ограничениями. Ограничивает возможности Счетной палаты и то, что она неправомочна защищать интересы государства путем прямого обращения в суд. Палате приходится направлять материалы по результатам проверок, требующим судебного разбирательства, в прокуратуру. Это затягивает возмещение ущерба, снижает эффективность контроля12.
Поскольку равноправные субъекты Российской Федерации, из которых состоит наше государство, обладают самостоятельностью, важную роль приобретает организация государственного финансового контроля на уровне и их силами. Функции, аналогичные функциям федеральной Счетной палаты, в отношении государственных средств субъектов Российской Федерации, выполняют органы финансового контроля, создаваемые законодательными (представительными) органами субъектов и муниципальных образований Российской Федерации.
Функции государственного финансового контроля возложены на следующие институты:
В положении прописано, что Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.
Полномочия Федерального казначейства: составление и представление в Министерство финансов Российской Федерации оперативной информации и отчетности об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации; осуществление прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета и другие полномочия.
Усилия федерального казначейства и его территориальных органов сосредоточены на предварительном и текущем контроле при финансировании расходов организаций – получателей средств федерального бюджета. Они должны охватывать проверками все организации, финансируемые из федерального бюджета через их лицевые счета в органах Федерального казначейства. Предварительный контроль происходит на стадии сверки соответствия плановых сметных назначений лимитам бюджетного финансирования. Текущий – при финансировании расходов с лицевых счетов бюджетополучателей путем проверки документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений.
Казначейский контроль осуществляется непосредственно в ходе решения основной задачи этого учреждения — организации бюджетного финансирования по принципу единства кассы и неразрывен с этой работой19.
Информация о работе Органы государственного финансового контроля, их роль в управлении финансами