Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:13, контрольная работа
Финансовый механизм - активный элемент в системе управления, экономикой и финансами в обществе. В любом государстве для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется, как элемент управления и регулятор экономических отношений, финансовый механизм. Он, представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Роль финансов в регулировании экономики…………………………………... 5
Основные направления использования финансов в регулировании экономики Республики Беларусь в переходный период……………………………………8
Заключение………………………………
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ»
На тему: «Основные направления использования финансов
в регулировании экономики»
Выполнил: студент гр.ИТ-52-11
Бекбосын Ж.С.
№зач.:20119573
Проверил: Еркешева З.Д.
Москва 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Роль финансов в регулировании экономики…………………………………... 5
Основные направления использования финансов в регулировании экономики Республики Беларусь в переходный период……………………………………8
Заключение……………………………………………………
Финансовый механизм - активный элемент
в системе управления, экономикой
и финансами в обществе. В любом
государстве для реализации финансовой
политики, успешного ее проведения
в жизнь используется, как элемент
управления и регулятор экономических
отношений, финансовый механизм. Он, представляет
собой совокупность способов организации
финансовых отношений, применяемых
обществом в целях обеспечения
благоприятных условий для
Финансовый механизм воплощает
намеченные государством финансовые мероприятия
в конкретные, адресные, реальные результаты
- расширенное воспроизводство
Поэтому от финансовой политики и финансового механизма, как составных частей экономической политики и механизма, зависит нормальное течение процесса расширенного воспроизводства. Правильно сформулированная финансовая политика, четко налаженный, синхронно работающий финансовый механизм способствуют социально-экономическому развитию общества. Существует и обратная тенденция: если финансовая политика не в полной мере учитывает действие экономических законов или находится с ними в противоречии, то соответствующий финансовый механизм не в полной мере или не в состоянии использовать производственные возможности национального хозяйства, отрасли, региона и т.д.; в этом случае экономическое развитие общества тормозится, накапливаются негативные явления, появляются антиобщественные процессы. Такая ситуация складывается при применении административно-волевых, чрезмерно централизованных методов управления, которые игнорируют требования объективных экономических законов.
Материальное производство
представляет собой единство всех стадий
воспроизводства: производство, распределение,
обмена и потребления. Определяющей
является стадия производства, на которой
создается общественный продукт. Распределение,
которое осуществляется с помощью
финансов, зависит от производства,
в тоже время влияет на него. Финансы
обслуживают кругооборот
Экономика любого государства
представляет сложный комплекс, состоящий
из различных звеньев, отраслей, территориальных
комплексов, производств и т.п. Эти
различные части экономики
В условиях перехода к рынку
с уменьшением вмешательства
государства в регулирование
экономики согласованное
Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование. Саморегулирование означает, что формирование производственного и финансового потенциала в разных структурах материального производства (производство и сбыт продукции, распределение денежных доходов и прибыли).
Переход на рыночные методы хозяйствования положительно сказывается на объеме, структуре и направлениях использования финансовых ресурсов. В условиях финансовой самостоятельности каждый объект хозяйствования может сформировать источники расширенного производства за счет собственных финансовых ресурсов.
В тоже время возможности
саморегулирования рынка имеют
ограничения. Рынок не решает таких
проблем как: гарантии социально-экономических
прав человека; охрану окружающей среды;
обеспечения общего равновесия экономики;
фундаментальных исследований в
науке; обеспечения населения
В условиях перехода к рынку, когда система рыночных отношений неразвита, ограниченность рыночного саморегулирования проявляется в большей степени, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Все это ведет к необходимости
использования государственного регулирования
экономики. Такое регулирование
сопровождается финансовой поддержкой
приоритетных направлений экономики,
развитие производственной и социальной
инфраструктуры. Вмешательство государства
в экономику осуществляется с
помощью механизма
Существуют различные рычаги регулирования экономики. На макроуровне такими рычагами являются госбюджет, система страхования, кредитная система и др. звенья финансовой системы государства.
На микроуровне главным
инструментом регулирования
Основными инструментами
государственного регулирования являются
использование административно-
В целом государственное
регулирование экономики
В тоже время следует иметь в виду, что вмешательство государства в экономику имеет свои границы. Излишние вмешательство в экономику, предоставление необходимых льгот и дотаций может порождать иждивенчество у предприятий, вести к ослаблению экономических стимулов, снижению экономической эффективности всей хозяйственной деятельности.
Основой регулирования экономики
в рыночных условиях является перераспределение
финансовых ресурсов. Благодаря такому
перераспределению создаются
Особенно возрастает значение
финансового регулирования
Воспроизводственный процесс на предприятиях регулируется в основном его собственными финансами. На общегосударственном уровне стратегическое регулирование экономики (отраслевая и территориальная, структурная перестройка, формирование государственных резервов, стимулирование роста эффективности) обеспечивается бюджетно-финансовым, денежно-кредитным и налоговым регулированием.
В системе государственного
регулирования экономикой в переходный
период важным рычагом реализации экономической
политики государства внутри страны,
финансовой базой осуществления
функций экономической политики
государства является государственный
бюджет. В тоже время в связи
с решением задач переходного
периода значительно изменяются
структура и направление
В условиях рынка все большее
распространение получают платные
социальные услуги. Часть социальных
потребностей финансируется через
предприятия (ведомственные детские
сады, дома отдыха, и т. д.). В тоже
время и в условиях рынка важную
роль в социальной защите граждан, развитии
непроизводственной сферы, играет государство.
За счет бюджета финансируется
Государство осуществляет постоянный контроль за образованием доходов и их расходованием. В странах развитого рынка роль бюджета становится решающей в реализации финансовой политики государства, воздействии на воспроизводство, оптимизацию стоимостных пропорций, развитие социальной сферы. Усиливается социальная направленность бюджета и в Республике Беларусь, где происходит увеличение расходов на просвещение, здравоохранение, соц. обеспечение, на программы финансовой поддержки нетрудоспособных и малоимущих слоев населения.
В регулировании экономики принимают участие все звенья финансовой системы государства. Без перераспределения финансовых ресурсов в условиях перехода к рынку невозможно эффективное развитие экономики. Ряд отраслей и производств без финансовой поддержки государства не могут успешно работать. Это в частности касается агропромышленного комплекса.
Кроме агропромышленного
комплекса есть ряд стратегических
направлений (структурная перестройка,
конверсия, новое строительство
и др.) требующих огромных финансовых
ресурсов, финансирование которых возможно
только из централизованного фонда
финансовых ресурсов или за счет привлечения
средств иностранных
В современных условиях большой статьей расходов государственного бюджета остается обслуживание государственного долга. Хотя внешний долг республики и находится в пределах кредитной безопасности, вместе с тем он значителен.
Важнейшим направлением использования финансов в регулировании экономики в современных условиях остаются налоги. Ныне существующая система налогообложения в Республике Беларусь достаточно дифференцирована для выполнения регулирующей функции. Посредством действующих основных налогов в республике формируется более 65 % доходной части бюджета.
Одним из направлений финансового регулирования экономки в переходный период является создание финансово-промышленных групп.
Финансово-промышленная группа - это объединение финансового, промышленного и торгового капиталов путем разветвленной системы участия. Она объединяет под контролем головной корпорации (материнской компании) юридически и финансово самостоятельные фирмы и предприятия, относящиеся к разным отраслям экономки: банки и кредитные учреждения, финансовые компании, промышленные, торговые и транспортные предприятия.
Участники финансово-промышленных
групп самостоятельно действуют
на внутреннем рынке и проводят международные
торговые сделки. В них могут быть
как национальные предприятия, так
и иностранные фирмы и
В вышеназванные структуры в обязательном порядке входят банки и др. кредитные и финансовые организации. И банки, как правило, стоят во главе финансовой группы, выступают в роли ее главной (материнской) компании.
В мировой практике действуют группы, возглавляемые крупными промышленными корпорациями, которые называются промышленно-финансовыми группами, но это не меняет их сути.
Создание финансово-
Таким образом, материнская компания обладая относительно небольшим капиталом контролирует значительный капитал нескольких компаний и банков, определяет для них стратегию и политику развития, осуществляет выбор долгосрочных целей и программ. Единое стратегическое руководство всеми входящими в группу компаниями является определяющим принципом любой финансово-промышленной группы.
Белорусские предприятия
и банки в основном участвуют
в создании таких групп с предприятиями
России. Так, в состав финансово-промышленной
группы «Формам» по созданию и производству
оборудования для выпуска химических
волокон вместе с рядом российских
предприятий входят два белорусских
предприятия: «Гродненское ПО Химволокно»
и Светлогорское ПО «Химволокно».
Созданы или создаются
Информация о работе Основные направления использования финансов в регулировании экономики