Основные направления использования финансов в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:13, контрольная работа

Описание

Финансовый механизм - активный элемент в системе управления, экономикой и финансами в обществе. В любом государстве для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется, как элемент управления и регулятор экономических отношений, финансовый механизм. Он, представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Роль финансов в регулировании экономики…………………………………... 5
Основные направления использования финансов в регулировании экономики Республики Беларусь в переходный период……………………………………8
Заключение………………………………

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 35.12 Кб (Скачать документ)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 
ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ  И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ»

На тему: «Основные направления  использования финансов

в регулировании экономики»

 

 

Выполнил: студент гр.ИТ-52-11

 Бекбосын Ж.С.

№зач.:20119573

Проверил: Еркешева З.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012


Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

Роль финансов в регулировании  экономики…………………………………... 5

Основные направления  использования финансов в регулировании  экономики Республики Беларусь в  переходный период……………………………………8

Заключение……………………………………………………………………… 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансовый механизм - активный элемент  в системе управления, экономикой и финансами в обществе. В любом  государстве для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется, как элемент  управления и регулятор экономических  отношений, финансовый механизм. Он, представляет собой совокупность способов организации  финансовых отношений, применяемых  обществом в целях обеспечения  благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм воплощает  намеченные государством финансовые мероприятия  в конкретные, адресные, реальные результаты - расширенное воспроизводство финансовых ресурсов, входящих в состав стоимости  всех многочисленных элементов общественного  продукта, нематериальных благ, услуг  и ценностей на всех уровнях и  в сферах общественно-экономической  жизни. Многообразие результатов воспроизводства  вызывает соответствующее многообразие форм и методов экономического (хозяйственного) механизма, составной и неотъемлемой частью которого является финансовый механизм.

Поэтому от финансовой политики и  финансового механизма, как составных  частей экономической политики и  механизма, зависит нормальное течение  процесса расширенного воспроизводства. Правильно сформулированная финансовая политика, четко налаженный, синхронно  работающий финансовый механизм способствуют социально-экономическому развитию общества. Существует и обратная тенденция: если финансовая политика не в полной мере учитывает действие экономических  законов или находится с ними в противоречии, то соответствующий  финансовый механизм не в полной мере или не в состоянии использовать производственные возможности национального  хозяйства, отрасли, региона и т.д.; в этом случае экономическое развитие общества тормозится, накапливаются негативные явления, появляются антиобщественные процессы. Такая ситуация складывается при применении административно-волевых, чрезмерно централизованных методов управления, которые игнорируют требования объективных экономических законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль финансов в регулировании  экономики

 

Материальное производство представляет собой единство всех стадий воспроизводства: производство, распределение, обмена и потребления. Определяющей является стадия производства, на которой  создается общественный продукт. Распределение, которое осуществляется с помощью  финансов, зависит от производства, в тоже время влияет на него. Финансы  обслуживают кругооборот производственных фондов сферы материального производства.

Экономика любого государства  представляет сложный комплекс, состоящий  из различных звеньев, отраслей, территориальных  комплексов, производств и т.п. Эти  различные части экономики развиваются  неравномерно. Вместе с тем нормальное функционирование экономики возможно лишь при условии соблюдения определенной пропорциональности народнохозяйственного  комплекса, его сбалансированности.

В условиях перехода к рынку  с уменьшением вмешательства  государства в регулирование  экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается  различными формами регулирования.

Одной из форм регулирования  экономики является саморегулирование. Саморегулирование означает, что  формирование производственного и  финансового потенциала в разных структурах материального производства (производство и сбыт продукции, распределение  денежных доходов и прибыли).

Переход на рыночные методы хозяйствования положительно сказывается  на объеме, структуре и направлениях использования финансовых ресурсов. В условиях финансовой самостоятельности  каждый объект хозяйствования может  сформировать источники расширенного производства за счет собственных финансовых ресурсов.

В тоже время возможности  саморегулирования рынка имеют  ограничения. Рынок не решает таких  проблем как: гарантии социально-экономических  прав человека; охрану окружающей среды; обеспечения общего равновесия экономики; фундаментальных исследований в  науке; обеспечения населения общественными  товарами. В ряде случаев индивидуальная (рыночная) и социальная оценка результативности хозяйственной деятельности не совпадают. Рыночное саморегулирование не может  обеспечить оптимальное воздействие  на экономику и социальную сферу.

В условиях перехода к рынку, когда система рыночных отношений  неразвита, ограниченность рыночного  саморегулирования проявляется  в большей степени, чем в странах  с развитой рыночной экономикой.

Все это ведет к необходимости  использования государственного регулирования  экономики. Такое регулирование  сопровождается финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитие производственной и социальной инфраструктуры. Вмешательство государства  в экономику осуществляется с  помощью механизма налогообложения, предоставление налоговых льгот, выделение  бюджетных ассигнований.

Существуют различные  рычаги регулирования экономики. На макроуровне такими рычагами являются госбюджет, система страхования, кредитная  система и др. звенья финансовой системы государства.

На микроуровне главным  инструментом регулирования воспроизводственных  пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование  воспроизводства структуры производственного  продукта, обеспечивается функционирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с  помощью банковского кредита, процесса страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий на развитие производства, финансирования социальных потребностей.

Основными инструментами  государственного регулирования являются использование административно-правовых средств, государственное предпринимательство, государственные финансы, кредитно-денежная политика государства.

В целом государственное  регулирование экономики основано на использовании органами власти финансовых рычагов воздействия на процессы общественного развития. С помощью  государственных инвестиций, налогов, бюджетной и амортизационной  политики, деятельность различных государственных  структур складывается механизм влияния  на экономику.

В тоже время следует иметь  в виду, что вмешательство государства  в экономику имеет свои границы. Излишние вмешательство в экономику, предоставление необходимых льгот  и дотаций может порождать  иждивенчество у предприятий, вести  к ослаблению экономических стимулов, снижению экономической эффективности  всей хозяйственной деятельности.

Основой регулирования экономики  в рыночных условиях является перераспределение  финансовых ресурсов. Благодаря такому перераспределению создаются необходимые  финансовые предпосылки для эффективного развития экономики.

Особенно возрастает значение финансового регулирования экономики  Республики Беларусь при переходе к  рыночным отношениям.

 

Основные направления  использования финансов в регулировании  экономики Республики Беларусь в  переходный период

 

Воспроизводственный процесс  на предприятиях регулируется в основном его собственными финансами. На общегосударственном  уровне стратегическое регулирование  экономики (отраслевая и территориальная, структурная перестройка, формирование государственных резервов, стимулирование роста эффективности) обеспечивается бюджетно-финансовым, денежно-кредитным  и налоговым регулированием.

В системе государственного регулирования экономикой в переходный период важным рычагом реализации экономической  политики государства внутри страны, финансовой базой осуществления  функций экономической политики государства является государственный  бюджет. В тоже время в связи  с решением задач переходного  периода значительно изменяются структура и направление использования  бюджетных средств.

В условиях рынка все большее  распространение получают платные  социальные услуги. Часть социальных потребностей финансируется через  предприятия (ведомственные детские  сады, дома отдыха, и т. д.). В тоже время и в условиях рынка важную роль в социальной защите граждан, развитии непроизводственной сферы, играет государство. За счет бюджета финансируется начальное  и среднее образование, бесплатная медицинская помощь, социальные программы. Через формирование доходов и  направление расходов бюджета государство  регулирует экономические и социальные процессы в обществе.

Государство осуществляет постоянный контроль за образованием доходов и  их расходованием. В странах развитого  рынка роль бюджета становится решающей в реализации финансовой политики государства, воздействии на воспроизводство, оптимизацию стоимостных пропорций, развитие социальной сферы. Усиливается социальная направленность бюджета и в Республике Беларусь, где происходит увеличение расходов на просвещение, здравоохранение, соц. обеспечение, на программы финансовой поддержки нетрудоспособных и малоимущих слоев населения.

В регулировании экономики  принимают участие все звенья финансовой системы государства. Без  перераспределения финансовых ресурсов в условиях перехода к рынку невозможно эффективное развитие экономики. Ряд  отраслей и производств без финансовой поддержки государства не могут  успешно работать. Это в частности  касается агропромышленного комплекса.

Кроме агропромышленного  комплекса есть ряд стратегических направлений (структурная перестройка, конверсия, новое строительство  и др.) требующих огромных финансовых ресурсов, финансирование которых возможно только из централизованного фонда  финансовых ресурсов или за счет привлечения  средств иностранных инвесторов.

В современных условиях большой  статьей расходов государственного бюджета остается обслуживание государственного долга. Хотя внешний долг республики и находится в пределах кредитной  безопасности, вместе с тем он значителен.

Важнейшим направлением использования  финансов в регулировании экономики  в современных условиях остаются налоги. Ныне существующая система  налогообложения в Республике Беларусь достаточно дифференцирована для выполнения регулирующей функции. Посредством  действующих основных налогов в  республике формируется более 65 % доходной части бюджета.

Одним из направлений финансового  регулирования экономки в переходный период является создание финансово-промышленных групп.

Финансово-промышленная группа - это объединение финансового, промышленного  и торгового капиталов путем  разветвленной системы участия. Она объединяет под контролем головной корпорации (материнской компании) юридически и финансово самостоятельные фирмы и предприятия, относящиеся к разным отраслям экономки: банки и кредитные учреждения, финансовые компании, промышленные, торговые и транспортные предприятия.

Участники финансово-промышленных групп самостоятельно действуют  на внутреннем рынке и проводят международные  торговые сделки. В них могут быть как национальные предприятия, так  и иностранные фирмы и компании. В них могут входить и государственные  и частные хозяйствующие субъекты. Основной целью объединения независимых  фирм и компаний в финансовые и  финансово-промышленные группы является привлечение дополнительного финансового  капитала, необходимого для освоения новых технологий, повышения конкурентоспособности  и выхода на мировые рынки.

В вышеназванные структуры  в обязательном порядке входят банки  и др. кредитные и финансовые организации. И банки, как правило, стоят во главе финансовой группы, выступают  в роли ее главной (материнской) компании.

В мировой практике действуют  группы, возглавляемые крупными промышленными  корпорациями, которые называются промышленно-финансовыми  группами, но это не меняет их сути.

Создание финансово-промышленных групп основано на системе участия, которая позволяет объединять под  эгидой головной материнской компании большое число фирм. Суть ее состоит в том, что для контроля над капиталом группы достаточно владеть определенной долей его акций. В идеале — это 50 процентов, но на практике эта доля может составлять 15-20 %. Материнское общество владеет контрольным пакетом акций дочернего общества, а дочернее - внучатого.

Таким образом, материнская  компания обладая относительно небольшим  капиталом контролирует значительный капитал нескольких компаний и банков, определяет для них стратегию  и политику развития, осуществляет выбор долгосрочных целей и программ. Единое стратегическое руководство  всеми входящими в группу компаниями является определяющим принципом любой  финансово-промышленной группы.

Белорусские предприятия  и банки в основном участвуют  в создании таких групп с предприятиями  России. Так, в состав финансово-промышленной группы «Формам» по созданию и производству оборудования для выпуска химических волокон вместе с рядом российских предприятий входят два белорусских  предприятия: «Гродненское ПО Химволокно»  и Светлогорское ПО «Химволокно». Созданы или создаются финансово-промышленные группы с участием белорусских и  российских предприятий: «Большегрузные автомобили», «Интеграл», «Кормоуборочная  техника», «Точность», «Вымпел».

Информация о работе Основные направления использования финансов в регулировании экономики