Основные тенденции в формировании и распределении личных доходов населения и эволюция социальной структуры общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что в современных условиях неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Именно поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения.
Более того, чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, потому что возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы доходов населения………………………………….5
Сущность доходов населения и их виды……………………………………………...5
1.2 Источники формирования доходов и факторы, определяющие их величину……...7
1.3 Проблема неравенства и распределения доходов…………………………………...12
1.4 Развитие социальной структуры современного российского общества…………...16
Глава 2. Исследование доходов населения России…………………………………..21
2.1 Структура и динамика доходов населения…………………………………………..21
2.2 Дифференциация доходов населения………………………………………………...25
2.3 Государственная политика доходов…………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы………………………………..33
Приложение 1…………………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 179.33 Кб (Скачать документ)

В конечном счете, все эти явления определены тем, что российское общество после  исторического перерыва делает попытку  восстановить в хозяйственной сфере  наряду с перераспределительными отношениями и отношения рыночного типа Однако такая попытка на практике приобретает поспешный, слабо разработанный в социально-технологическом и правовом плане характер, что и обуславливает серьезную деформацию стратификационных процессов.

Размежеванию  социальных сил общества способствует и расслоение групп по доходам  и образу жизни. По уровню жизни исследователи  выделяют в современной России такие  страты, как нищие, бедные, малообеспеченные, среднеобеспеченные, обеспеченные, состоятельные.

За исторически  короткий отрезок времени в обществе поляризовались богатые и бедные слои. Расслоение по доходам приводит к тому, что динамика доходов 10% наиболее состоятельных групп резко возрастает по сравнению с доходами 10% наименее состоятельных групп, а разрыв между этими доходами стремительно увеличивается. В то время как основная часть населения в немалой степени утрачивает возможности поддерживать прежний уровень жизни, появляется сравнительно небольшая сверхобеспеченная часть населения, образ жизни которой, резко контрастируя с историческими традициями, связан с отдыхом на дорогих заграничных курортах, покупками автотранспорта, постройкой роскошных личных коттеджей в городах и пригородах и т. п.

Серьезные изменения  происходят также в перераспределении  объема властных полномочий между центром  и регионами. Множество управленческих функций передается региональным органам  власти, хотя остаются слабо отработанными  правовые и организационные механизмы  такой передачи. Перераспределение  власти между центром и регионами  тесно соотносится с оживлением этнонациональных традиций жизнедеятельности на местах, а также с попытками некоторых представителей этнических элит реанимировать проблему отделения территории от России. Таким образом, поиск новых форм государственного построения осуществляется в России при усложняющих этот процесс факторах. Если излишняя централизация власти тормозила развитие спонтанных аспектов стратификации, снижала активность местных сообществ в самоуправлении, то избыточная регионализация, а также суверенизация республик порождают напряженность на национальной почве, сепаратистские устремления у элитных групп некоторых территорий.

Указанные выше сдвиги в характере организации  труда, собственности, в структуре  властных полномочий, в образе жизни  населения сопровождаются трансформацией целого ряда культурных характеристик  общества, массовых ценностных шкал, групповых  предпочтений. Падение уровня жизни  основной части населения сосредотачивает  внимание огромных масс людей на проблемах  выживания, резко сокращая время  на отдых, посещение культурных учреждений, встречи с друзьями. Покупка журналов, газет, книг становятся недоступными для  многих групп. Основными информационными  каналами продолжают оставаться радио  и телевидение. Пользование компьютерной информацией остается привилегией  узких профессиональных или интеллектуальных групп в крупных городах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование доходов населения России

 

2.1 Структура и динамика доходов  населения

 

Целью современного социально ориентированного государства  выступает обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В системе показателей уровня жизни одним из важных являются доходы населения. Доходы населения играют значительную роль в социально-экономическом  развитии общества и в жизни каждого  человека, потому что они формируют  потребительский спрос населения, определяют ёмкость рынка, влияют на уровень жизни людей. В 90-е годы прошлого столетия изменения в экономике  страны, негативные сдвиги в распределении  конечных доходов привели к дифференциации доходов по социальным группам и  регионам, снижению уровня жизни большой  части населения (75%), появлению маргинального  слоя общества (почти 5% населения). Повышение  уровня жизни населения – цель социальной политики государства и  критерий ее эффективности.23

Неравномерность в распределении доходов проявляется  в неравенстве населения по среднедушевым  денежным доходам по регионам России (табл. 1).

 

Таблица 1

Среднедушевые денежные доходы по субъектам Российской Федерации 2010 год24

 

 

1-й кв.

2-й кв.

3-й кв.

Российская Федерация

15951

18541

18453

Центральный федеральный округ

21116

25221

23172

Северо-Западный федеральный округ

16980

20194

19853

Южный федеральный округ

12326

14254

16000

Северо - Кавказский федеральный округ

10388

12530

14465

Приволжский федеральный округ

12838

15204

15674

в том числе: Нижегородская область

13856

15984

16027

Уральский федеральный округ

18890

21320

20542

Сибирский федеральный округ

12364

14332

14346

Дальневосточный федеральный округ

16910

20607

20940


 

Все субъекты Российской Федерации можно разделить  на две группы. Первая группа – с уровнем среднедушевых денежных доходов населения больше среднероссийского; к ней относятся Центральный, Северо-Западный, Уральский и Дальневосточный федеральные округа. Вторая группа – с уровнем среднедушевых денежных доходов населения меньше среднероссийского; к ней относятся Южный, Северо-Кавказский, Приволжский и Сибирский федеральные округа. В Приволжском федеральном округе уровень среднедушевых денежных доходов меньше, чем в целом по России на 24% в 1-м квартале, на 21% – во 2-м квартале, на 17% в 3-м квартале. Уровень показателя в Нижегородской области меньше среднероссийского на 15% во всех кварталах исследуемого года.

Население имеет  несколько источников поступления  доходов (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Источники денежных доходов населения России в 2005–2010 гг.25

 

Наибольшую  долю в доходах населения России занимают доходы от оплаты труда – 67%, они увеличились за последние  шесть лет более, чем в два  раза с 5 до 11 трлн рубл.

В состав социальных трансфертов включают пенсии, стипендии, пособия и социальную помощь, страховые  возмещения. Доходы от социальных трансфертов  составляют 15%, они увеличились в  пять раз: с 1 до 5 трлн рубл. Значительный рост (наибольший из всех источников доходов населения) социальных трансфертов можно объяснить реализацией социальной политики государства: в условиях, когда в стране значительная часть населения не просто малообеспеченные, а бедные и нищие, важнейшим элементом политики в области распределения и доходов становится система социальных гарантий и минимальных социальных стандартов. Наибольшие доходы население получает от пенсий- 67% (30% населения страны является пенсионерами), значительную часть занимают пособия и социальная помощь – 27%. Незначительную долю составляют страховые возмещения и стипендии – 5% и 1% соответственно.

Доходы от предпринимательской деятельности составляют 10% денежных доходов населения, они увеличились в два раза: с 1,5 до 3 трлн руб.

Доходы от собственности включают в себя: дивиденды, проценты по депозитам, выплаты по государственным  и ценным бумагам, компенсации по вкладам граждан. Доходы от собственности  составляют 6,5%, они увеличились в  меньшей степени - на 43% с 1,4 до 2 трлн руб. Доходы от дивидендов увеличились с 400 млрд до 1,5 трлн руб. Доходы по государственным и другим ценным бумагам уменьшились на 566 млрд руб. Выявлено, что растет доля всех доходов, кроме доходов по государственным и другим ценным бумагам, их доля снижается с каждым годом.

Чётко проявляется  тенденция увеличения каждого вида дохода за анализируемый период.

Среднедушевые денежные доходы играют важную роль в  определении уровня жизни людей, являются одним из критериев качества жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Динамика  среднедушевых денежных доходов  населения в России

 

Годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Средне-душевые денежные доходы, руб.

2281

3062

3947

5170

6410

8112

10196

12603

14941

16857

18757


 

Расчет абсолютных, относительных и средних показателей  динамики среднедушевых доходов  показал, что за последние 11 лет ежегодно в среднем прирост среднедушевых  доходов населения составляет 1498 руб. или 7%. Наибольший прирост отмечен  в 2007 году: с 10196 до 12603 руб. или на 24%. За анализируемые 11 лет среднедушевые  доходы увеличились на 16476 руб. или  на 822%.26

Показатели  динамики наглядно представлены на рис. 3.

 

 

Рис. 3.  Динамика среднедушевых доходов населения Российской Федерации  
с 2000 по 2010 гг.

 

Прослеживается  явная тенденция увеличения среднедушевых  доходов населения в целом  и по каждому источнику поступления.

Таким образом, доходы населения медленно, но увеличиваются, и это позитивные сдвиги, так как приводят к повышению уровня жизни людей в условиях стабильной экономики.

 

2.2 Дифференциация доходов населения

 

Дифференциация доходов населения, как известно, оказывает неоднозначное воздействие на механизм экономического стимулирования: с одной стороны - оказывает положительное воздействие на достижительные мотивации индивидов, способствуя общему росту национальной экономики, с другой -вызывает нарастание отчуждения между крайними социальными группами, что при малочисленности среднего класса может привести не только к социальным конфликтам, но и к структурной деформации экономики.

Одним из наиболее тяжелых последствий экономических преобразований в России можно назвать глубокую поляризацию благосостояния населения и дезинтеграцию общества, что является естественным следствием активного роста ВВП и представляет собой типичный пример провала рынка. Несмотря на неуклонное сокращение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума (с 2000 г. более двух раз), значения коэффициента дифференциации доходов начиная с 2000 г. неуклонно увеличивались (рис. 4).

Рис. 4. Динамика коэффициента дифференциации доходов в России в 1994-2009 гг.

 

Усиливающаяся дифференциация доходов  вызывает нарастание отчуждения между так называемой «элитой», состоящей из высших чиновников (гражданских и военных), собственников и менеджеров крупных компаний, банков и фирм, преуспевшей части представителей шоу-бизнеса, и всем остальным населением страны. Современная стратификационная структура российского общества во многом определяется двумя критериями: материальным благосостоянием и отношением к власти. Причем эти два компонента настолько взаимосвязаны и взаимообусловлены, что практически образуют единую ось «власть - богатство», положение на которой и является мерилом успеха.27 Названные группы граждан часто сравниваются с кастой неприкасаемых: ни для закона, ни для происходящих кризисных изменений. И именно они способствуют консервации отсталости российской экономики от ведущих мировых экономических держав.

По данным журнала «РБК», заработная плата российских топ-менеджеров в 2009 г. была сопоставима с аналогичными показателями компаний США и исчисляется сотнями миллионов рублей. Например, заработная плата О. Дерипаски, возглавившего десятку самых высокооплачиваемых топ-менеджеров, составил 885,26 млн руб., а А. Миллера, замыкающего этот список, - 111,3 млн руб28. , в то время как средняя заработная плата по стране в 2009 г. составила 18,8 тыс. руб. в месяц29, т. е. среднегодовая заработная плата в среднем равна 225,5 тыс. руб.

Поскольку доходы населения в значительной степени определяют размеры и  структуру потребительских расходов, которые через мультипликационный механизм воздействуют на национальную экономику, целесообразно определить ту границу, ниже которой доходам опускаться не следует.

 В соответствии с критериями экономической безопасности пороговым значением соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума считается три раза30. То есть если среднедушевые денежные доходы превышают прожиточный минимум на величину, не превышающую три раза, то они не только не могут стимулировать структурной перестройки национальной экономической системы, но и не выполняют таких функций заработной платы, как воспроизводственная и стимулирующая.

Однако размер среднедушевого дохода впервые за пореформенные годы превысил прожиточный минимум в три раза только в 2007 г.31 Но, учитывая высокие показатели дифференциации доходов, этот показатель нуждается в корректировке: исследование распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов показывает, что только 40% населения получают доходы, соответствующие критериям экономической безопасности, в то время как доходы оставшихся 60% им не соответствуют.32

Очевидно, что доходы служат основным источником удовлетворения личных потребностей людей, именно они являются центральным звеном, ядром, определяющим уровень и структуру конечного потребления.

 

2.3 Государственная политика доходов

 

Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей  дохода и социальных выплат. При  этом значительная доля национального  дохода переходит от слоев населения  с высокими доходами к слоям с  низкими доходами. Все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные  трансферты – это система мер  денежной или натуральной помощи малоимущим.

Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Информация о работе Основные тенденции в формировании и распределении личных доходов населения и эволюция социальной структуры общества