Основные тенденции в формировании и распределении личных доходов населения и эволюция социальной структуры общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что в современных условиях неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Именно поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения.
Более того, чем больше доходы, тем выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, потому что возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, её конкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы доходов населения………………………………….5
Сущность доходов населения и их виды……………………………………………...5
1.2 Источники формирования доходов и факторы, определяющие их величину……...7
1.3 Проблема неравенства и распределения доходов…………………………………...12
1.4 Развитие социальной структуры современного российского общества…………...16
Глава 2. Исследование доходов населения России…………………………………..21
2.1 Структура и динамика доходов населения…………………………………………..21
2.2 Дифференциация доходов населения………………………………………………...25
2.3 Государственная политика доходов…………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы………………………………..33
Приложение 1…………………………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 179.33 Кб (Скачать документ)

Государство, организуя через бюджет перераспределение  доходов:

1.Решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения;       2.Создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы;

3.Способствует ослаблению социальной напряженности и т. д.

Степень воздействия  государства на процесс перераспределения  доходов можно измерить объемом  и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных  бюджетов, а также размером налогообложения  доходов.

Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений  ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и  инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному  росту налогов, способному подорвать  рыночные стимулы.

Механизм  социальных трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Государство перераспределяет доходы также путем  изменения цен, устанавливаемых  рыночным путем, например гарантированием  цен фермерам и введением минимальных  ставок заработной платы.

Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

Кроме того, общество ответственно за уровень доходов  работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня, зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния.

Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:

  • «трансфертные платежи», то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;
  • «регулирование цен» на социально-важную продукцию;
  • «индексацию» фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;
  • «обязательный минимум зарплаты» как базы оплаты руда на всех предприятиях;
  • «прогрессивное налогообложение», при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

Изменения в системе налогообложения и процентной ставке - таковы два мощных инструмента регулирования поведения доходополучателей в рыночной экономике, которыми располагает правительство. Налоги определяют размер реального личного дохода, а процентная ставка, влияя на величину сбережений, определяет размер «потребляемой» части дохода и, тем самым, величину действительного («эффективного») спроса.

Важным элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена – зарплата» Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен (в противоположность «политике экспансии» когда стимулируется рост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения.

Осознавая особую социальную значимость перераспределения  доходов для обеспечения стабильности рыночного общества правительство стремится избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности. (Более подробно это будет рассмотрено в следующей главе.)

Одним из основных направлений государственной политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется  индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном  уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий  через коллективный договор. Система  индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых  низких до близкой к нулю компенсации  самых высоких.

В большинстве  промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть  трудоспособного населения. Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни  пенсионеров и других лиц с  фиксированными доходами.

Для подсчета индекса потребительских цен  ввиду больших колебаний цен  на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень  важен представительный набор товаров  и услуг. Наиболее часто споры  между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета.

В России индексации подлежат денежные доходы граждан, не превышающие размера уровня мало обеспеченности. При этом денежный доход гражданина вместе с суммой индексации не должен превышать стоимостного уровня мало обеспеченности. Тем же постановлением к Порядку проведения индексации денежных доходов граждан от 7 мая 1998 года внесен ряд изменений, а именно: во-первых, сумма индексации денежных доходов граждан определяется как результат произведения подлежащего индексации дохода и величины прироста индекса потребительских цен, уменьшенного на величину порога индексации и поделенного на 100 процентов; во-вторых, для проведения индексации денежных доходов граждан применяется индекс потребительских цен, из которого вычтена величина порога индексации.

Индексация  доходов с экономической точки  зрения имеет и существенные недостатки. Так, способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых работников, она может отрицательно сказаться на их стремлении к более напряженному труду. Кроме того, индексация не способствует проведению антиинфляционных мер. В силу этих причин многие государства приступили к демонтированию системы индексации: стали вводиться временные паузы (причем без последующей компенсации), устанавливаться верхние и нижние пороговые уровни роста цен, за которыми индексация не применяется.33

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Доходы  населения служат основным источником удовлетворения личных потребностей в  потребительских товарах и услугах, поэтому с них начинается система  показателей уровня жизни. Источниками формирования доходов населения являются зарплата, прибыль, процент и рента.

Направления использования доходов населения  выделяют следующие: используемые на покупку  товаров и оплату услуг, оплату обязательных платежей и взносов, расходуемых  на сбережения.

В статистическом изучении доходов населения важнейшее  значение имеет социальный норматив - показатель минимального дохода, или  прожиточного минимума.

За последние  годы показатели уровня жизни в России реально возросли, о чем свидетельствует  рост денежных доходов населения, включая  заработную плату и пенсии. Предприниматели  ряда отраслей смогли улучшить ситуацию с оплатой труда, включая и  рост номинальных заработных плат.

Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать  благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной  жизни людей, обеспечивая экономический  рост и социальную стабильность в  обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников и литературы

 

Литература:

        1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник.4-е изд. / под общ. Ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, Издательство "Дело и сервис", 2002. - 447 с.
        2. Ананьев А.Н., Лыкова Л.Н., Ильин И.В. и др. Политика доходов и заработной платы.- М.:Экономистъ,2004.-525 с.
        3. Бондарь А.В., Воробьев В.А., Новикова Л.Н. и др. Макроэкономика: Учеб.пособие. М.:БГЭУ,2007.-380с.
        4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 544с.
        5. Голенкова З.Т. Трансформация социальной структуры и стратификация Российского общества: [Монография]. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000.-402с.
        6. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория: Учебник. М.: ИНФPA-М,2011.-747 с.
        7. Камаев. В.Д. Экономическая теория. Краткий курс:учебник.- М.: КНОРУС,2011. -384с.
        8. Клюня В.Л. и др. Основы экономической теории:учебник. М.:Высш.шк.,2005. -484с.
        9. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. – М.: Академический проект, Деловая книга, 2002.-550 с.
        10. Куликов Л. М.Основы экономической теории: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 400с.
        11. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3): учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов / И.М. Лемешевский. Минск: ООО "ФУАинформ", 2004 - 389 c.
        12. Лутоухина Э.А. и др. Макроэкономика: социально-ориентированный подход.М.:ИВЦ Минфина,2005. -358 с.
        13. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник для эк. вузов. М.: ИНФРА-М. Т.1.2003. -387 с.
        14. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. Макроэкономика: учеб.пособие. М.: Новое знание, 2002.-480с.
        15. Россия в цифрах. 2010. – M., 2010. – C. 125-126.
        16. Суриков А.Е. Статистика доходов населения. М.: Финстатинформ, 2001.С.227
        17. Шелехов А.М. Основные положения стратегии устойчивого развития России. М., 2002. С.148

 

Материалы из периодических  изданий:

 

        1. Заработать сейчас // РБК. 2010. № 7. С. 67.
        2. Кормишкина Л. А. Социальная безопасность Российской Федерации в условиях глобального финансово-экономического кризиса: проблемы и пути решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – № 10. – С. 61-66.
        3. Кормишкина Л. А., Земскова Е. С. Модификация потребления населения в условиях маргинализации общества // Вестник Мордов. ун-та. 2007. № 1. С. 31-36.

 

Интернет-источники:

        1. И.Н. Салмина, Г.М. Набоких. Структура и динамика доходов населения в России URL: www.hse.ru/data/.../И.Н.%20Салмина,%20Г.М.%20Набоких (дата обращения 08.04.2012)
        2. Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике. Региональное развитие URL: http://www.komfed.ru/analaysis/section_134/827.html (дата обращения 28.02.2011)
        3. Кошкина С.Г.Тенденции развития социальной структуры современного российского общества. //РГПУ им.Герцена. URL: http://herzenfsn.narod.ru/leksion/obshaya/soc4.htm (дата обращения 05.04.2012)
        4. Российский рынок общественного питания. Текущая ситуация и прогноз.URL:http://data.cemi.rssi.ru/GRAF/center/methodology/econometrics/ (дата обращения 03.03.2012)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Задача №1

 

Кругооборот расходов и доходов в закрытой характеризуется следующими потоками: 900 ед. – заработная плата, 40 ед. амортизация, 200 ед. чистые частные внутренние инвестиции, 60 ед. – нераспределенная прибыль  корпораций, 100 ед. – дивиденды, 700 ед. – потребительские расходы домохозяйств, 200 ед. – пенсии, стипендии, пособия, 300 ед. подоходные налоги, 150 ед. – налоги на прибыль корпораций, 200 ед. – государственные  закупки товаров и услуг.

 

От/к

Домохозяйствам

Предпринимателям

Государству

Сектору имущества

Всего

Домохозяйств

 

700

300

 

1000

Предпринимателей

900

200+60+100

150

 

1410

Государства

200

200

   

400

Сектора имущества

 

40

   

40

Всего

1100

1300

450

 

2850


 

Решение:

900 ед. –заработная плата выплачивается предпринимателями своим работникам – домохозяйствам.

40 ед. - средства  от амортизации имущества, амортизация  также должна направляться на  воспроизводство имущества, но  фактически попадает в доход  предпринимателя.

200 ед. - от  предпринимателей – к предпринимателям.

Информация о работе Основные тенденции в формировании и распределении личных доходов населения и эволюция социальной структуры общества