Особенности государственного социального страхования на примере Германии

Автор работы: n***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 20:29, реферат

Описание

Система социальной защиты работающих, построенная по модели О. Бисмарка, оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивала условия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала высокие уровни социальной защиты для работающих и членов их семей на протяжении всего периода трудовой и послетрудовой жизни.

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 49.81 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

     Мировой опыт социальной работы имеет богатую  историю и охватывает широкий  круг вопросов – от духовного наследия до конкретных практических проявлений. Институт социальной работы является важнейшим элементом, характеризующим  современный тип государства  и общества.

     Конкретные  модели социальной работы в различных  частях мира формируются в результате духовного, культурного, историко-политического, социально-экономического развития общества.

     Исторически значимый шаг в этом направлении  был сделан в конце ХIХ века, когда германское правительство, руководимое  Отто фон Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования  для работающих в промышленности. Она включала обеспечение: в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.).

     Сильной стороной социального страхования  явился предложенный алгоритм взаимодействия двух основных субъектов трудовых отношений (работников и работодателей) и государства, который предусматривал финансовое обеспечение за счет хозяйствующих  субъектов, а правовое регулирование  и контроль – с помощью государства.

     Система социальной защиты работающих, построенная  по модели О. Бисмарка, оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивала условия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала высокие уровни социальной защиты для работающих и членов их семей на протяжении всего периода трудовой и послетрудовой жизни.

     С начала ХХ века примеру Германии последовали  другие европейские страны (Австрия, Франция, Италия, Россия), столкнувшиеся  с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями рабочего класса.

     Все вышеизложенное обосновывает актуальность выбранной темы.

Глава 1. Исторические аспекты становления государственного социального страхования в Германии

1.1 Становление социального государства в Германии

     Понятие «социальное государство», фиксирующее  новые функции государства, было выдвинуто в 1850 г. знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815-1890), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве».

     Появление термина «социальное государство» само явилось принципиальным моментом осознания изменений природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от «полицейского» государства, «государства общественного договора», «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные функции. По сравнению с предшествующим периодом государство взяло на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечило доступность социальной поддержки всем членам общества, создало государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, ввело бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, стало доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

     В 1871 г. Германия впервые в истории  вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. Она же начинает финансировать медицинскую помощь, в 1883 г. вводит пособие по болезни, а в 1910 г. – обязательное пенсионное страхование.

     В 1930 г. Г.Геллер предложил понятие «социальное правовое государство» и дал его трактовку. Центральной идеей социального правового государства становится акцентирование прав гражданина на социальные гарантии со стороны государства. С этого времени два понятия «правовое государство» и «социальное государство» не просто стали неразрывны, но некоторыми авторами используются как синонимы. Связь социального государства с его правовой природой явилась важным шагом закрепления за государством его социальных функций. Социальные функции государства не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую основу государства. Признание за социальным государством правовой основы означало придание социальным функциям обязательного характера. Собственно социальные функции стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству.

     Если  в большинстве западных стран  для обозначения социального государства используется термин «государство всеобщего благоденствия», то в Германии по-прежнему используются термины «социальное государство», «социальная рыночная экономика» и «социальное правовое государство». Связано это с тем, что в самом начале существования федеративной республики (1949 г.) шел спор о закреплении в Основном законе соответствующих основ экономического и общественного строя. При этом друг другу противостояли две концепции: концепция демократического социализма (нашла свое воплощение в ГДР) и социальной рыночной экономики (в ФРГ). Как известно, в конце концов, победу одержала концепция социальной рыночной экономики, по замыслу создателей которой социальное государство должно выполнять две функции:

1) с  одной стороны, с помощью социально-политических  программ обеспечивать устойчивое социальное равновесие;

2) с  другой стороны, выступать в  качестве противовеса по отношению  к рыночной экономике и служить источником всеобщего блага.

Поэтому в основе социальной политики Федеративной Республики лежат «заповеди о солидарности и субсидиарности».

     При рассмотрении и анализе немецкого  социального государства необходимо также отметить следующие аспекты. Во-первых, несмотря на смену политических режимов от империи к Веймарской республике, от национал-социализма к ГДР и ФРГ, немецкому социальному государству удалось сохранить свою структуру, в основании которой находится система социального страхования, финансируемая за счет взносов. Во-вторых, в послевоенное время развитие социального государства в ФРГ происходило гораздо более медленными темпами по сравнению с остальными странами Западной Европы. То есть, если в эпоху возникновения социальных государств Германии принадлежала ведущая роль, то после Второй мировой войны по совокупности различных индикаторов Германия находилась примерно на 9-10 месте по сравнению с другими 19 западно-европейскими странами, значительно уступая, например, скандинавским государствам и т.д. При этом, если англосаксонские государства сконцентрировались на модели всеобщего базового социального страхования, а скандинавские страны – на модели недифференцированных социальных выплат большого объема, то в Германии работают принципы эквивалентности и поддержания жизненного стандарта, в соответствии с которыми получаемые дотации эквивалентны существующим потребностям, а размер выплат зависит от средств, вложенных реципиентом в систему социального страхования ранее. То есть, чем больше была зарплата, тем больше потом будет размер выплат. Таким образом, в мире в настоящий момент традиционно существуют три основных системы государственных социально-правовых гарантий:

  1. Немецкая система; ее автором считается Отто фон Бисмарк (1883 г.) – архитектор немецкого социального государства, отличительной чертой этой системы является высокая социальная и финансовая нагрузка на государство;
  2. Английская система; ее создателем считается лорд Уильям Беверидж (1942 г.), отличительной чертой является, прежде всего, предельно низкий уровень унифицированного государственного пенсионного обеспечения, основная нагрузка по всем социальным выплатам падает на частные страховые компании;
  3. Смешанная (или скандинавская) система; сочетает в себе лучшие черты двух предыдущих систем, характеризуется высоким качеством социально-правовых гарантий для всех слоев населения, в настоящее время значительно превосходит немецкую систему.

1.2 Социально – правовые  гарантии в Основном  законе ФРГ

 

     Социальное правовое государство как политическое и государственно-правовое установление впервые в мировой конституционной практике было закреплено в ст. 20 и 28 Основного Закона ФРГ от 23 мая 1949 г. Фундаментальными принципами Основного закона являются идеи свободного правового и социального государства, среди которых выделяются принципы свободы, демократии и обеспечения основных прав, а также федеративный характер ФРГ.

     Первый  раздел Основного закона посвящается правам человека, подчеркивая тем самым их приоритет перед всеми другими положениями. В частности провозглашаются «ненарушимость человеческого достоинства», «неприкосновенность» и «неотчуждаемость» прав человека (ст. 1), среди которых – право на жизнь и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом. Среди других прав, не так подробно представленных в Основном законе, – свобода вероисповедания и совести (ст. 4), свобода выражения мнений, собраний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе и «для охраны и улучшения условий труда и экономических условий» (ст. 9), свобода передвижения (ст. 11), выбора профессии (ст. 12), тайна переписки (ст. 10), неприкосновенность жилища (ст. 13), основные права в сфере правосудия, например, на «законного судью» и пр. В этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений. Защита социальных прав не получила в Основном законе значительного места, социальные права закрепляются самим фактом провозглашения ФРГ социальным государством. Более подробно защита социальных прав закреплена в конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, в том числе Федерального конституционного суда (ФСК), и непосредственно действующими в ФРГ нормами международного права о правах человека. Например, закрепленное в Конституции право на жизнь и личное достоинство трактуется ФКС как признание того, что государство во всяком случае должно гарантировать каждому человеку минимум материального благополучия для достойной жизни.

     Однако  немецкие государствоведы (например, К. Хессе ) отмечают, что вопрос о содержании и значении принципиальных положений о социальном правовом государстве не нашел еще своего исчерпывающего решения. Председатель Федерального Конституционного Суда ФРГ, доктор права, профессор Ю. Лимбах отмечает, что в решениях Федерального Конституционного Суда ФРГ в качестве важнейших целей социального государства называются: забота о нуждающихся людях (социальное пособие); гарантия прожиточного минимума, достойного человека; учет интересов слабых в социальном отношении людей; забота о существовании в случаях наступления нетрудоспособности или профессиональной непригодности, а в литературе к приведенному перечню добавляется еще повышение благосостояния. Однако, по его словам, «несмотря на всеобщее понимание того, на что в основном нацелен принцип социального государства, существует большая неуверенность в отношении того, в чем он конкретно выражается». Таким образом, демократический характер государства ФРГ рассматривается Основным законом в единстве с его социальным и правовым содержанием. Социальное государство понимается при этом как государство, осуществляющее политику социальной справедливости, ослабления социального неравенства, защищающее социально-экономические права граждан в том смысле, как они звучат во Всемирной декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого, его семьи, и право на обеспечение по случаю безработицы, болезни, инвалидности и т. д.». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Система социального  страхования в  Германии

2.1 Составляющие социального  страхования в  Германии

 

     В Германии действует старейшая в  мире система социального страхования, которая послужила прототипом для  многих других стран. Система социального  страхования  Германии не входит в налоговую систему и состоит из:

  • Государственного медицинского страхования
  • Государственного страхования по длительному уходу (по инвалидности и старости)
  • Государственного пенсионного страхования
  • Государственного страхования от безработицы
  • Государственного страхования от несчастных случаев

     Страховые взносы на первые четыре типа государственного обязательного страхования уплачиваются в размере 50% работодателем и 50% работником. Работодатель выплачивает свою часть  в качестве дополнительной суммы  к окладу работника.

     Все частные предприниматели, как мелкие, представляющие фирму в единственном числе и не имеющие наемных  работников, так и владельцы крупных  предприятий с правом принятия на работу наемных работников, заключают  свои социальные страховые договоры самостоятельно. При этом они законодательно освобождаются от двух обязательных социальных страховок – страхование  на случай потери работы и пенсионного  страхования.

     Финансовой  основой являются фонды социального  страхования. В основе системы лежит  принцип «один за всех и все  за одного». Речь идет о взаимопомощи застрахованных, об объединении людей, подвергшихся определенному риску; распределив нагрузку равномерно на всех, они хотят ограничить тяжесть  возможных последствий для отдельного человека. Своими взносами они совместно  финансируют страховые услуги и  тем самым приобретают право  на получение услуг при наступлении  страхового случая. Размер обязательных взносов зависит от их доходов; пенсия и пособие по безработице (при наступлении страхового случая) зависят от размера их взносов. Выплаты по перечисленным видам страхования производятся по одному принципу с одинаковым объемом услуг для всех застрахованных лиц. Сумма страховых взносов зависит от размера заработной платы наемного работника и определяется процентной ставкой соответствующего страхового фонда.

Информация о работе Особенности государственного социального страхования на примере Германии