Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:35, дипломная работа
Цель данной работы – изучить роль кредитования в развитии малого бизнеса.
Задачи:
- оценить состояние и оценку кредитования малого бизнеса на современном этапе;
- выявить проблемы и перспективы развития кредитования малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И МИРОВАЯ ПРАКТИКА 7
1.1 Особенности кредитования малого бизнеса в России 7
1.2 Общие черты малого бизнеса за рубежом 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «СтарБанк» 36
2.1 Экономическая характеристика деятельности банка 36
2.2 Кредитование малого бизнеса в ЗАО «СтарБанк» 41
2.3 Мероприятия по увеличению объемов кредитования малого бизнеса в ЗАО «СтарБанк» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
Для принятия решения об установлении Клиенту Лимита кредитования кредитным аналитиком проводится анализ кредитных рисков, связанных с заключением кредитной сделки, в ходе которого оценивается:
Кредитный риск заключается в том, что в период, в течение которого ссуда будет оставаться непогашенной, заемщик будет неспособен, либо не пожелает, выполнить условия кредитного соглашения.
Глубина анализа кредитоспособности и, соответственно, время, затрачиваемое на его проведение, должна быть сопоставима с предполагаемой суммой сделки.
Качественный анализ основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа используются сведения, представленные Заемщиком, подразделением безопасности и информация базы данных.
На этом этапе оцениваются риски:
отраслевые:
- состояние рынка по отрасли;
-
тенденции в развитии
-
уровень государственной
-
значимость предприятия в
-
риск недобросовестной
акционерные:
-
риск передела акционерного
-
согласованность позиций
регулирования деятельности предприятия:
-
подчиненность (внешняя
-
формальное и неформальное
- лицензирование деятельности;
- льготы и риски их отмены;
- риски штрафов и санкций;
-
правоприменительные риски (
производственные и управленческие:
-
технологический уровень
-
риски снабженческой
- риски, связанные с банками, в которых открыты счета;
-
деловая репутация (
-
качество управления (квалификация,
устойчивость положения
Так же ЗАО «СтарБанк» активно пользуется услугами ООО «МБКИ» (Межрегиональное Бюро Кредитных Историй), для получения информации о заемщиках, для обмена информацией о заемщиках между кредиторами, что позволит сократить сроки принятия решения о выдаче кредита и снижение процентных ставок.
Объем кредитования предприятий малого бизнеса в ЗАО «СтарБанк» постоянно увеличивается, однако фактическое выполнение плана по объемам кредитования составляет не более 75%. Объемы кредитования предприятий малого бизнеса представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Объем кредитования предприятий малого бизнеса в ЗАО «СтарБанк»
Объем кредитов, выданных предприятиям малого бизнеса |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | |
Всего, шт. |
450 |
310 |
690 |
520 |
1200 |
854 |
Всего млн. руб. |
1 286,5 |
1 035,2 |
2 115,3 |
1 794,75 |
3 500,0 |
2 596,3 |
Выполнение плана по кредитованию предприятий малого бизнеса в 2009 году составило 68,9%, в 2010 году – 75,4%, в 2011 году – 71,2%.
Динамика объема выданных кредитов предприятиям малого бизнеса представлена на графике:
Основными причинами невыполнения плана являются:
- Жесткие
требования по обеспечению
- Жесткие подходы к оценке залога. За 2010 год не реализовано 94 заявки на сумму 860 000 тыс. руб. ввиду занижения оценочной стоимости объектов залога внутренней залоговой службой (деревянные сооружения вообще не принимаются в залог).
- Длительные сроки рассмотрения кредитных заявок. За 2010 год не реализовано заявок на сумму 290 100 тыс. руб. ввиду длительного рассмотрения кредитных заявок.
Таким образом, в 2010 году сумма отказов по разным причинам составила 1 832 350 тыс. руб. Положительное рассмотрение данных заявок могло бы в двое увеличить кредитный портфель Банка по малому и среднему бизнесу.
ЗАО «СтарБанк» необходимо идти навстречу малому и среднему бизнесу, ликвидировать некоторые барьеры на пути получения кредитных средств. Банку необходимо расширить слои предпринимателей, которым возможно выдать кредит. Основными направлениями движения банка к малому и среднему бизнесу должны быть:
- Сокращение
срока рассмотрения заявок. Этого
можно достичь путем
- Ослабление
требований к залогам.
- Увеличение сумм, выдаваемых субъектам малого и среднего бизнеса.
- Уменьшение
количества обязательных
- Снижение процентных ставок.
В первую очередь необходимо сократить срок рассмотрения заявок по кредитам на небольшие суммы. Так же упрощение выдачи кредитов может быть достигнуто за счет ввода в работу приема заявок через интернет и по телефону.
Малый бизнес проник во все сферы производства, обслуживания, сервиса, науки и стал неотъемлемой частью экономики России. С каждым годом растет доля предпринимателей в числе клиентов банков.
В состав кредитных услуг входит кредитование текущей деятельности при недостатке у малых предприятий собственных оборотных средств на расширение бизнеса путем выдачи кредитов; инвестиционные кредиты на строительство, реконструкцию, расширение или приобретение основных фондов; кредитование в форме «овердрафта» - пополнение расчетного счета клиента при недостатке денежных средств.
Но проблема кредитования малого и
среднего бизнеса в нашей стране
остаётся нерешённой на протяжении длительного
периода времени. Необходимо отметить
некоторое противоречие: с одной
стороны предприниматели
Основными проблемами развития малого бизнеса в России являются:
В ходе анализа кредитования ЗАО «СтарБанк» малого и среднего бизнеса выявлены основные направления движения банка к малому и среднему бизнесу:
- Сокращение
срока рассмотрения заявок. Этого
можно достичь путем
- Ослабление
требований к залогам.
- Увеличение сумм, выдаваемых субъектам малого и среднего бизнеса.
- Уменьшение
количества обязательных
- Снижение процентных ставок.
В первую очередь необходимо сократить срок рассмотрения заявок по кредитам на небольшие суммы. Так же упрощение выдачи кредитов может быть достигнуто за счет ввода в работу приема заявок через интернет и по телефону.
Обобщая всё сказанное выше, можно сказать, что малый или средний бизнес, который имеет наиболее высокие шансы получить необходимый ему кредит в требуемом размере - это предприятие, оперирующее на рынке данного региона не менее полугода, приносящее своим владельцам стабильную прибыль, а также имеющее чёткие перспективы развития. Если же говорить в общем о кредитовании малого и среднего бизнеса в нашей стране, то несмотря на рост данного сегмента рынка кредитных услуг в последние несколько лет, ему необходимо дальнейшее развитие по целому ряду направлений. Среди них совершенствование системы оценки предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых кредитных программ, снижение процентных ставок, улучшение условий кредитования и так далее. Также должен совершенствоваться механизм возврата кредита недобросовестными заемщиками, в настоящее время процесс возврата долгов очень сложен, что заставляет банки отказываться от развития кредитования малого бизнеса. Однако, несмотря на высокие темпы роста, объемы кредитования малого и среднего бизнеса в России, по оценкам экспертов, смогут догнать объёмы кредитования в развитых странах не ранее, чем через 15 лет.
И. X. Пихлера и др. Пер. с нем. - М.: МО, 2008.
Информация о работе Особенности кредитования малого бизнеса в России