Пенсионная реформа в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 02:07, курсовая работа

Описание

Введение

Глава І. Современное состояние пенсионной системы России

1.1. Общая характеристика пенсионной системы России

1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы

Глава ІІ. Тенденции развития пенсионной системы в России

2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства

2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства

Заключение

Список используемой литературы

Содержание

Введение

Глава І. Современное состояние пенсионной системы России

1.1. Общая характеристика пенсионной системы России

1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы

Глава ІІ. Тенденции развития пенсионной системы в России

2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства

2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

kursovik.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

     Закон 1990 г. затронул и бюджетную систему  пенсионного обеспечения. Он, во-первых, существенно повысил уровень  пенсионного обеспечения военнослужащих из числа солдат, сержантов и старшин и приравненных к ним категорий граждан, упорядочил их пенсионное обеспечение. Ранее зачастую пенсии граждан, инвалидность которых наступила вследствие военной травмы, оказывались по своему уровню ниже пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания и пенсий по старости. Закон устранил эту явную социальную несправедливость. То же касалось и пенсии по случаю потери кормильца, умершего вследствие военной травмы. С введением в действие с 1 февраля 1993 г. Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»5 завершилось создание достаточно развитой и «возвышенной» системы пенсионного обеспечения всех категорий военнослужащих и приравненных к ним других категорий граждан и их семей.

     «Возвышенная», т. е. прежде всего более высокая по своему уровню система пенсионного обеспечения для указанных категорий граждан, условия службы которых специфичны и опасны, и их семей, типична для большинства стран. Особые пенсии для таких граждан были и в СССР.

     Общие тенденции развития двух российских пенсионных подсистем в последние годы (начиная с 1993 г.) очевидны: они характеризуются, с одной стороны, резким, постоянно нарастающим снижением относительного и абсолютного уровня пенсионного обеспечения практически всех, без какого-либо исключения, пенсионеров, получающих пенсию в соответствии с Законом 1990 г., а с другой – введением значительно более высоких пенсий для сотрудников властных, силовых структур как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти тенденции явно противоречат тем целям, которые определены в Законе 1990 г., - формированию единой системы государственных пенсий в России, обеспечению стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышению его, дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения с учётом труда и его результатов. 

     1.2.Результаты и проблемы пенсионной реформы

     В настоящее время происходит переход  к трёхуровневой системе пенсионного  обеспечения:

     1) базовая часть формируется за  счёт 14% от фонда оплаты труда.  Эта сумма поступает в федеральный  бюджет, а затем в Пенсионный фонд РФ и используется для выплаты социальной пенсии и базовой части трудовой пенсии. В случае недостатка поступлений федеральный бюджет компенсирует образующийся дефицит;

     2) страховая часть пенсии (11-14% от  фонда оплаты труда) поступает сразу в Пенсионный фонд РФ. Она используется для выплаты условно-накопительной части трудовой пенсии, размер которой зависит от стажа работы, платежей пенсионера в Пенсионный фонд РФ, средней величины заработной платы по стране;

     3) накопительная часть пенсии (2-6% от фонда оплаты труда) поступает на специальный индивидуальный счёт работника. Будущий размер выплат зависит от взносов работника и дохода от инвестирования накопительной части пенсии.

     Кроме того, работник (или работодатель) могут  добровольно делать взносы в негосударственные пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.

     Трёхуровневая система позволяет осуществлять переход от распределительной системы  пенсионного обеспечения к системе  с преобладанием страхового принципа. Это способствует повышению устойчивости пенсионной системы. Помимо этого, за счёт большей дифференциации пенсий вырастет заинтересованность граждан (особенно со средними и высокими доходами) в участии в пенсионной системе, а значит и в легализации своих заработных плат.

       На 1 января 2003 года пенсионные накопления в Пенсионном фонде РФ составили 39,95 млрд. руб. (0,37% от ВВП), причём 1,36 млрд. руб. из них были получены в виде дохода от временного размещения средств в государственных ценных бумагах. Таким образом, доходность этих вложений составила около 8%, что в условиях инфляции более 15% за 2002 год означает сокращение реального размера пенсионных накоплений.

     Современный период пенсионной реформы является одним из основных в переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной накопительно-распределительной системе. В настоящий момент граждане впервые могут самостоятельно определить, кому они доверят инвестирование накопительной части своей пенсии. Для реализации этого этапа были осуществлены следующие мероприятия:

     1) практически сформирована нормативная база для трёхуровневой системы пенсионного обеспечения;

     2) создан Общественный совет по  инвестированию средств пенсионных  накоплений, который провёл первые  заседания;

     3) проведены конкурсы по выбору управляющих компаний и спецдепозитария;

     4) заключены договоры между Пенсионным  фондом РФ и управляющими компаниями  на управление накопительной  частью пенсии;

     5) проведена рассылка писем гражданам  о размере накопленных за 2002 г.  средств на их индивидуальном счёте и бланков заявлений для выбора управляющей компании;

     6) подписаны соглашения об удостоверении  подписей на заявлениях о выборе  частной управляющей компании  между несколькими крупными банками  и Пенсионным фондом РФ.

     В ходе реализации указанных мероприятий возникли определённые проблемы, отрицательно влияющие на ход пенсионной реформы:

     1) технические проблемы в Пенсионном  фонде с рассылкой писем гражданам  привели к срыву сроков проведения  пенсионной реформы. В результате  задержки рассылки писем на три месяца целый год оказался во многом потерян для пенсионной реформы;

     2) отсутствие информационной кампании  о пенсионной реформе ведёт  к тому, что большая часть населения  не очень хорошо знает, как  можно распорядиться накопительной  частью своей пенсии;

     3) сложность подачи заявления о  выборе управляющей компании  сокращает число граждан, которые  доверят им управление своими  пенсионными накоплениями;

     4) отсутствие механизма раскрытия  информации о деятельности частных  и государственных управляющих  компаний, а также самого Пенсионного фонда РФ приводит к сложности выбора населением управляющей компании для наиболее эффективного инвестирования пенсий;

     5) отсутствие закона о методике  расчёта размера пенсии в зависимости  от суммы накопленных средств  на индивидуальном счёте сокращает прозрачность пенсионной реформы и ограничивает мотивацию граждан к участию в пенсионной реформе;

     6) юридическая неопределённость статуса  Внешэкономбанка в качестве государственной  управляющей компании, а также  самого Пенсионного фонда РФ повышает вероятность возникновения конфликтов между ними, частными управляющими компаниями и гражданами;

     7) недостаточно жёсткие требования  к частным управляющим компаниям  позволили пройти конкурс 55 компаниям,  большая часть из которых, вероятно, не сможет принять активного участия в реформе, а выбравшие их граждане не будут получать стабильный доход от инвестирования их пенсионных накоплений.

     Единая  пенсионная система государственных  пенсий в России не состоялась. Другого  вывода сделать, к сожалению, нельзя. В последние годы для многих категорий работников введены особые, привилегированные по своему уровню и условиям государственные пенсии либо весомые доплаты к «обычным» пенсиям. Все эти «особые» пенсии и доплаты регулярно повышаются пропорционально росту оплаты труда соответствующих продолжающих трудиться чиновников, в отличие от обычных пенсий, размеры которых практически оказались замороженными, несмотря на высокую инфляцию и продолжающийся процесс обесценения рубля.

     Не  обеспечена также стабильность реального уровня пенсионного обеспечения, достигнутого до введения в действие Закона 1990 г. Он снизился к началу 2000 г. по сравнению с 1990 г. в несколько раз и продолжает падать. Ныне даже самая высокая обычная пенсия по старости, выплачиваемая за многолетний труд, значительно ниже нищенского прожиточного минимума и практически не может обеспечить выживание тех, кто вынужден жить на пенсию. Следствие этого – многократный рост смертности среди пенсионеров, в частности вследствие суицида, а также стремительный рост у них тяжёлых заболеваний, включая психические.6

     В связи со сдерживанием повышения  минимальных размеров пенсий, ограничением их размеров предельной суммой, сопоставимой с заниженным минимумом, неполной индексацией  пенсионных сумм и заменой её компенсационными выплатами общая пенсионная система превращена в уравнительную систему; дифференциация в зависимости от длительности трудовой деятельности и уровня оплаты труда (т. е. трудового вклада), заложенная в Законе 1990 г., практически ликвидирована. Сейчас в России установлены нищенские пенсии для большинства граждан, крайне незначительно различающиеся в зависимости от того, как долго, на какой работе и с какой оплатой трудился человек7. 

      

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА І І. Тенденции развития пенсионной системы в России

     2.1. Направления совершенствования  пенсионного законодательства

     Законы  и сопутствующие им нормативно-правовые акты развивают основные положения  пенсионной реформы, предложенные Президентом  России. Они устанавливают основные правовые, организационные и финансовые принципы формирующейся в Российской Федерации пенсионной системы. Целью данных законов является закрепление именно направления пенсионной реформы в Российской Федерации и создание условий для построения трёхуровневой пенсионной системы, уклады которой взаимодополняют друг друга и обеспечивают стабильное и достойное пенсионное обеспечение в старости, при наступлении инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсионная система России строится на основе следующих базовых принципов: многоукладность, всеобщность и гарантированность базового уровня, дифференциация условий и норм пенсионного обеспечения, государственное регулирование, разграничение властных полномочий Федерации и её субъектов, социальное партнёрство, финансовая устойчивость системы.

       Согласно статьям 72 и 76 Конституции  Российской Федерации пенсионное  обеспечение относится к предметам  совместного ведения России и  её субъектов.

       Устанавливаются следующие виды  пенсий: по старости, или по возрасту, пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия. Система пенсионного обеспечения состоит из обязательного и дополнительного пенсионного обеспечения. Обязательное пенсионное обеспечение осуществляется посредством нестрахового государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется посредством коллективного и индивидуального пенсионного обеспечения и страхования. Все уклады системы дополняют друг друга.

       Базовым укладом является нестраховое  государственное пенсионное обеспечение.  Базовые пенсии устанавливаются  с учётом прожиточного минимума  в одинаковом для всех размере.  Они призваны обеспечить минимальный  уровень пенсий всем пенсионерам  и ликвидировать проблему их бедности. Источником финансирования базовых пенсий является федеральный бюджет. Средства федерального бюджета, направляемые на финансирование базовых пенсий, формируются за счёт налоговых поступлений, включая часть единого социального налога, и определяются законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Через нестраховое государственное пенсионное обеспечение также осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих и иных категорий служащих (судей, прокуроров и др.).

       В дополнение к базовому уровню предусматривается обязательное пенсионное страхование. Обязательные страховые пенсии дифференцированы по размеру в зависимости от экономического вклада застрахованного в пенсионную систему. Обязательному пенсионному страхованию подлежат все лица, занятые трудовой деятельностью с целью получения дохода. Обязательное пенсионное страхование осуществляется на принципах солидарности поколений, отраслей народного хозяйства и застрахованных. Финансирование страховых пенсий осуществляется за счёт части единого социального налога, пеней, штрафов, налагаемых за неисполнение своих обязательств налогоплательщиками. Учёт пенсионных прав застрахованных осуществляется через механизм условного накопления.

       За последние десять лет в  России получило развитие дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое на добровольной основе негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями. Закон «О негосударственных пенсионных фондах» закрепляет сложившуюся практику этого уклада и разделяет его на дополнительное коллективное и дополнительное индивидуальное пенсионное обеспечение и страхование, которые осуществляются негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями и специализированными паевыми инвестиционными фондами на основании договоров о дополнительном пенсионном обеспечении.

Информация о работе Пенсионная реформа в РФ