Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 02:07, курсовая работа
Введение
Глава І. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы
Глава ІІ. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства
2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Глава І. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы
Глава ІІ. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства
2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства
Заключение
Список используемой литературы
Закон
1990 г. затронул и бюджетную систему
пенсионного обеспечения. Он, во-первых,
существенно повысил уровень
пенсионного обеспечения
«Возвышенная», т. е. прежде всего более высокая по своему уровню система пенсионного обеспечения для указанных категорий граждан, условия службы которых специфичны и опасны, и их семей, типична для большинства стран. Особые пенсии для таких граждан были и в СССР.
Общие
тенденции развития двух российских
пенсионных подсистем в последние годы
(начиная с 1993 г.) очевидны: они характеризуются,
с одной стороны, резким, постоянно нарастающим
снижением относительного и абсолютного
уровня пенсионного обеспечения практически
всех, без какого-либо исключения, пенсионеров,
получающих пенсию в соответствии с Законом
1990 г., а с другой – введением значительно
более высоких пенсий для сотрудников
властных, силовых структур как на федеральном,
так и на региональном уровнях. Эти тенденции
явно противоречат тем целям, которые
определены в Законе 1990 г., - формированию
единой системы государственных пенсий
в России, обеспечению стабильности достигнутого
уровня пенсионного обеспечения и повышению
его, дифференциации условий и норм пенсионного
обеспечения с учётом труда и его результатов.
1.2.Результаты и проблемы пенсионной реформы
В
настоящее время происходит переход
к трёхуровневой системе
1)
базовая часть формируется за
счёт 14% от фонда оплаты труда.
Эта сумма поступает в
2) страховая часть пенсии (11-14% от фонда оплаты труда) поступает сразу в Пенсионный фонд РФ. Она используется для выплаты условно-накопительной части трудовой пенсии, размер которой зависит от стажа работы, платежей пенсионера в Пенсионный фонд РФ, средней величины заработной платы по стране;
3) накопительная часть пенсии (2-6% от фонда оплаты труда) поступает на специальный индивидуальный счёт работника. Будущий размер выплат зависит от взносов работника и дохода от инвестирования накопительной части пенсии.
Кроме того, работник (или работодатель) могут добровольно делать взносы в негосударственные пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.
Трёхуровневая
система позволяет осуществлять
переход от распределительной системы
пенсионного обеспечения к
На 1 января 2003 года пенсионные накопления в Пенсионном фонде РФ составили 39,95 млрд. руб. (0,37% от ВВП), причём 1,36 млрд. руб. из них были получены в виде дохода от временного размещения средств в государственных ценных бумагах. Таким образом, доходность этих вложений составила около 8%, что в условиях инфляции более 15% за 2002 год означает сокращение реального размера пенсионных накоплений.
Современный период пенсионной реформы является одним из основных в переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной накопительно-распределительной системе. В настоящий момент граждане впервые могут самостоятельно определить, кому они доверят инвестирование накопительной части своей пенсии. Для реализации этого этапа были осуществлены следующие мероприятия:
1) практически сформирована нормативная база для трёхуровневой системы пенсионного обеспечения;
2)
создан Общественный совет по
инвестированию средств
3) проведены конкурсы по выбору управляющих компаний и спецдепозитария;
4)
заключены договоры между
5)
проведена рассылка писем
6)
подписаны соглашения об
В ходе реализации указанных мероприятий возникли определённые проблемы, отрицательно влияющие на ход пенсионной реформы:
1)
технические проблемы в
2)
отсутствие информационной
3)
сложность подачи заявления о
выборе управляющей компании
сокращает число граждан,
4)
отсутствие механизма
5)
отсутствие закона о методике
расчёта размера пенсии в
6)
юридическая неопределённость
7)
недостаточно жёсткие
Единая пенсионная система государственных пенсий в России не состоялась. Другого вывода сделать, к сожалению, нельзя. В последние годы для многих категорий работников введены особые, привилегированные по своему уровню и условиям государственные пенсии либо весомые доплаты к «обычным» пенсиям. Все эти «особые» пенсии и доплаты регулярно повышаются пропорционально росту оплаты труда соответствующих продолжающих трудиться чиновников, в отличие от обычных пенсий, размеры которых практически оказались замороженными, несмотря на высокую инфляцию и продолжающийся процесс обесценения рубля.
Не обеспечена также стабильность реального уровня пенсионного обеспечения, достигнутого до введения в действие Закона 1990 г. Он снизился к началу 2000 г. по сравнению с 1990 г. в несколько раз и продолжает падать. Ныне даже самая высокая обычная пенсия по старости, выплачиваемая за многолетний труд, значительно ниже нищенского прожиточного минимума и практически не может обеспечить выживание тех, кто вынужден жить на пенсию. Следствие этого – многократный рост смертности среди пенсионеров, в частности вследствие суицида, а также стремительный рост у них тяжёлых заболеваний, включая психические.6
В
связи со сдерживанием повышения
минимальных размеров пенсий, ограничением
их размеров предельной суммой, сопоставимой
с заниженным минимумом, неполной индексацией
пенсионных сумм и заменой её компенсационными
выплатами общая пенсионная система превращена
в уравнительную систему; дифференциация
в зависимости от длительности трудовой
деятельности и уровня оплаты труда (т.
е. трудового вклада), заложенная в Законе
1990 г., практически ликвидирована. Сейчас
в России установлены нищенские пенсии
для большинства граждан, крайне незначительно
различающиеся в зависимости от того,
как долго, на какой работе и с какой оплатой
трудился человек7.
ГЛАВА І І. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1. Направления совершенствования пенсионного законодательства
Законы и сопутствующие им нормативно-правовые акты развивают основные положения пенсионной реформы, предложенные Президентом России. Они устанавливают основные правовые, организационные и финансовые принципы формирующейся в Российской Федерации пенсионной системы. Целью данных законов является закрепление именно направления пенсионной реформы в Российской Федерации и создание условий для построения трёхуровневой пенсионной системы, уклады которой взаимодополняют друг друга и обеспечивают стабильное и достойное пенсионное обеспечение в старости, при наступлении инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсионная система России строится на основе следующих базовых принципов: многоукладность, всеобщность и гарантированность базового уровня, дифференциация условий и норм пенсионного обеспечения, государственное регулирование, разграничение властных полномочий Федерации и её субъектов, социальное партнёрство, финансовая устойчивость системы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции
Российской Федерации
Устанавливаются следующие
Базовым укладом является
В дополнение к базовому уровню предусматривается обязательное пенсионное страхование. Обязательные страховые пенсии дифференцированы по размеру в зависимости от экономического вклада застрахованного в пенсионную систему. Обязательному пенсионному страхованию подлежат все лица, занятые трудовой деятельностью с целью получения дохода. Обязательное пенсионное страхование осуществляется на принципах солидарности поколений, отраслей народного хозяйства и застрахованных. Финансирование страховых пенсий осуществляется за счёт части единого социального налога, пеней, штрафов, налагаемых за неисполнение своих обязательств налогоплательщиками. Учёт пенсионных прав застрахованных осуществляется через механизм условного накопления.
За последние десять лет в России получило развитие дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое на добровольной основе негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями. Закон «О негосударственных пенсионных фондах» закрепляет сложившуюся практику этого уклада и разделяет его на дополнительное коллективное и дополнительное индивидуальное пенсионное обеспечение и страхование, которые осуществляются негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями и специализированными паевыми инвестиционными фондами на основании договоров о дополнительном пенсионном обеспечении.