Пенсионная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 14:20, реферат

Описание

Пенсионное обеспечение, является одним из видов социального страхования. Задачами социального страхования является гарантия материального и социального благополучия каждого человека независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве. Пенсионное обеспечение населения является частью системы социального страхования, задачами которой будет

Содержание

Введение
Состояние системы пенсионного обеспечения
Реформа пенсионной системы
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Пенсионная Система РФ.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ: 

    Введение 

    Состояние системы пенсионного обеспечения 

    Реформа пенсионной системы 

    Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Пенсионное  обеспечение, является одним из видов  социального страхования. Задачами социального страхования является гарантия материального и социального благополучия каждого человека независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве. Пенсионное обеспечение населения является частью системы социального страхования, задачами которой будет

    Законодательным основанием к пенсионному обеспечению  на территории Российской Федерации  является федеральный закон «О Государственных  пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с этим законом  все пенсии, назначаемые на территории Российской Федерации, подразделяются на трудовые и социальные.

    В соответствии со статьей 113 Закона, социальная пенсия устанавливается: инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам  с детства, а также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Иначе говоря, пенсии данного вида назначают лицам, не имеющим право на получение трудовой пенсии. Основанием для получения трудовой пенсии является наличие трудового стажа или занятие иной, общественно полезной деятельностью, которая будет зачтена в общий трудовой стаж.

    Трудовые  пенсии назначают  по следующим основаниям:

    • По старости.
    • По инвалидности.
    • По случаю потери кормильца.
    • За выслугу лет.

    В случае если гражданин имеет право  на различные государственные пенсии, то назначается и выплачивается  одна из них, по выбору гражданина. Существуют льготные категории граждан имеющих  право претендовать на получение  двух пенсий.

    В соответствии со статьей 5 настоящего закона таким правом обладают: гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы (статья 41 Закона), участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности; вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по старости (или пенсии по инвалидности, за выслугу лет, социальная) и пенсия по случаю потери кормильца - за погибшего мужа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Состояние системы пенсионного  обеспечения 

     В России насчитывается около 40 млн. пенсионеров. Подавляющее большинство из них — это получатели трудовой пенсии. У многих из них она является основным, а зачастую и единственным источником существования. Именно это обстоятельство предопределяет особую значимость системы пенсионного обеспечения.

     Обновление  и реформа пенсионного законодательства начались в конце XX в. с принятием в 1990 г. Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Причин, вызвавших необходимость проведения пенсионной реформы в стране, было несколько. Прежде всего, возникла объективная потребность в пересмотре укоренившейся в обществе идеологии природы обязательного пенсионного страхования трудящихся. Необходимо было изменить представление о том, что государственное социальное страхование (а пенсионное — часть его) осуществляется якобы за счет государства.

     Устанавливая  в централизованном порядке крайне низкую оплату труда для всех работников, изымая значительную часть того, что создавалось их трудом, государство вместе с тем декларировало полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это за одно из величайших завоеваний.

     Средства  социального страхования практически сливались с налоговыми платежами. Они аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых взносов финансировались в основном за счет государственной дотации. Все это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создает богатства общества.

     Основная  идея Закона о пенсиях 1990 г. состояла в том, чтобы создать в стране систему действительного обязательного пенсионного страхования. С помощью такой системы планируется решить главную извечную проблему и задачу — повышение уровня материального обеспечения пенсионеров. Ведь уровень пенсионного обеспечения, в конечном счете, определяется: во-первых, тем, сколько лет трудился человек, т.е. трудовым вкладом (стажем), иначе говоря, сколько лет лично им и его работодателями уплачивались страховые взносы; во-вторых, суммой страховых взносов, т. е. зависит от объема его заработка, на основе которого уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного работника и дифференциацию (различия) в размерах пенсий застрахованных, их семей; характеризуют пенсионную систему, и ее состояние в каждый конкретный период времени.

     В последующие десять лет в силу разных причин повышение, а также  стабильность реального уровня пенсионного  обеспечения не были достигнуты. В  конце XX в. даже самая высокая трудовая пенсия по старости, выплачиваемая за многолетний труд, оказалась значительно ниже прожиточного минимума, установленного в стране. Реальный уровень пенсий не обеспечивал выживание тех, кто вынужден жить только на одну пенсию.

     Постепенно  пенсионная система превратилась в  уравнительную систему.

Дифференциация  размеров пенсий уже не зависела от длительности трудовой деятельности и  уровня оплаты труда (трудового вклада), как это было изначально заложено в Законе о пенсиях 1990 г. Пенсии для  большинства ее получателей стали  незначительно различаться между собой. Это произошло оттого, что менялся как «механизм» исчисления размеров пенсий, так и методы их повышения. Результатом таких изменений стали одинаково маленькие размеры пенсий относительно уровня жизни в стране.

     Помимо  политических и экономических причин, повлиявших на состояние пенсионного обеспечения в этот период, положение дел усугубилось расширением подзаконного правового регулирования пенсионных отношений. Многочисленные поправки к Закону о пенсиях 1990 г. осуществлялись путем принятия законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов отдельных министерств и ведомств. Этими нормативными правовыми актами были введены новые виды пенсионных выплат, размеры которых были выше, чем по Закону о пенсиях 1990 г. Например, для государственных служащих, депутатов, служащих органов внутренних дел, должностных работников таможенных органов, сотрудников правительственной связи и информации, налоговой полиции были установлены пенсии за выслугу лет. Размер таких пенсий составлял 75 —85 % их заработка, что в 5 —10 раз выше, чем было предусмотрено Законом о пенсиях 1990 г. Помимо этого, во многих министерствах и ведомствах были созданы самостоятельные пенсионные службы (МВД, Министерство обороны, Минюст и др.). По существу в стране сложились две пенсионные системы; общая — для всех граждан и привилегированная — для некоторых категорий лиц.

     Указанные и иные причины, циклические (большие  и малые) экономические кризисы  в стране и за рубежом привели  к необходимости выработки новых подходов к проводимой в России пенсионной реформе. Поэтому в течение 90-х гг. XX в. разрабатываются и принимаются правовые решения о проведении в стране пенсионной реформы.

     Первая  концепция реформы системы пенсионного  обеспечения в Российской Федерации была одобрена Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790. Затем последовали корректировки положений первоначальной концепции путем принятия, например, Постановления Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 (в последней редакции) «О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 — 2000 годов», распоряжения Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р (в последней редакции) «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы)».

     В основу начавшейся с 1 января 2002 г. реформы  в области пенсионного обеспечения заложена Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2001 г. Отличительными чертами начавшейся новой реформы пенсионной системы должно стать следующее. 

     Вводится  новая формула расчета трудовой пенсии в виде трех ее элементов:

     базовой части — фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме;

     страховой части — дифференцированной части, зависящей от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном (персонифицированном) счете в форме расчетного пенсионного капитала (в дальнейшем — ПК). Под расчетным пенсионным капиталом понимается общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные лицом до 1 января 2002 г. (до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях);

     накопительной части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальном разделе индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

     Сумма заработка (дохода), учитываемого при  определении размера трудовой пенсии, не ограничивается каким-либо пределом. Данный заработок будет приниматься во внимание за весь период трудовой деятельности человека.

     Индексацию  пенсий предполагается осуществлять с  учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции.

     В ходе реформы планируется предусмотреть  меры, способствующие стимулированию образования пенсионных накоплений будущих пенсионеров и усилению гарантий их сохранности, в том числе государственных.

     Пенсионные  накопления будут складываться из общей  суммы страховых взносов, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованных лиц, и дохода от их инвестирования. (Такие лицевые счета открываются на каждое застрахованное лицо в территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ.) Чтобы сохранить пенсионные накопления от инфляционных процессов, предполагается их индексировать. Иными словами, пенсионные накопления должны будут увеличиваться с учетом роста индекса оплаты труда работающего населения, а также в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги.

     Предполагается  также создать условия для развития отраслевых и региональных пенсионных систем, формирующихся за счет дополнительных добровольных отчислений работодателей в соответствующие негосударственные пенсионные фонды. В данном случае идет речь о досрочных трудовых пенсиях, которые назначаются ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин). Подавляющее большинство таких пенсий устанавливается в связи с занятостью на работах с особыми условиями труда (т.е. связанных с опасностью, тяжестью, вредностью, интенсивностью, напряженностью труда).

     В ходе экономических реформ планируется  создать пенсионную систему, состоящую из нескольких частей:

  1. государственное пенсионное обеспечение;
  2. обязательное пенсионное страхование;
  3. дополнительное пенсионное страхование и дополнительное пенсионное                  обеспечение.

   Государственное пенсионное обеспечение — часть пенсионной системы, которая будет распространяться на: федеральных государственных служащих; военнослужащих и приравненных к ним лиц; участников Великой Отечественной войны; граждан, пострадавших от воздействия техногенных аварий и катастроф; нетрудоспособных граждан. Выплата пенсий по этой системе должна производиться за счет средств государственного бюджета.

   Обязательное пенсионное страхование — часть пенсионной системы, которая будет охватывать: наемных работников; граждан, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, по авторскому и лицензионному договорам; самозанятое население — индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих адвокатов и нотариусов, частных детективов; членов крестьянских фермерских хозяйств; членов родовых, семейных общин малочисленных народов Севера; лиц, работающих за рубежом; иных категорий граждан. Все они должны являться участниками пенсионной системы, т.е. быть застрахованными по данному виду обязательного социального страхования. Выплата трудовых пенсий производится за счет средств Пенсионного фонда РФ.

Информация о работе Пенсионная система РФ