Пенсионная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 14:20, реферат

Описание

Пенсионное обеспечение, является одним из видов социального страхования. Задачами социального страхования является гарантия материального и социального благополучия каждого человека независимо от его индивидуальных возможностей участвовать в общественном производстве. Пенсионное обеспечение населения является частью системы социального страхования, задачами которой будет

Содержание

Введение
Состояние системы пенсионного обеспечения
Реформа пенсионной системы
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Пенсионная Система РФ.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

   Дополнительное  пенсионное страхование и дополнительное пенсионное обеспечение — часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц (в государственном или негосударственных пенсионных фондах).

   Социальные  пенсии будут назначаться постоянно проживающим на территории России нетрудоспособным гражданам и лицам, страховой стаж которых составляет менее 5 лет, по достижении установленного возраста и других условий, установленных законодательством.

   Пенсии  лицам, находившимся на государственной  службе или исполнявшим государственные обязанности (военнослужащие, государственные служащие, служащие в правоохранительной системе, депутаты, судьи, прокуроры и др.), лицам, пострадавшим при ликвидации техногенных катастроф, а также членам семей указанных лиц регулируются специальными федеральными законами с учетом имеющейся продолжительности выслуги лет (стажа) и денежного содержания (довольствия, заработка).

   Наемные работники и самозанятые  лица, охватываемые обязательным пенсионным страхованием, при достижении возраста 60 лет для мужнин и 55 лет для женщин и наличии не менее 5 лет страхового стажа будут иметь право на трудовую пенсию, состоящую из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

  1. Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности страхового стажа и величины заработка, с поэтапным приближением этого размера к величине прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.
  2. Страховая часть трудовой пенсии будет определяться путем деления расчетного пенсионного капитала на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.
  3. Накопительная часть трудовой пенсии должна представлять собой сумму накопленных взносов и инвестиционного дохода, отражаемых в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, и деленной на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии.

Инвестиционный доход предполагается получать от инвестирования средств пенсионных накоплений, например, в высокодоходные ценные бумаги, рентабельное производство и т.п.

     Трудовая  пенсия по случаю потери кормильца будет состоять из двух частей: базовой части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в фиксированном размере в зависимости от накоплений и от того, является ли получатель пенсии обычным иждивенцем (членом семьи умершего кормильца) или круглым сиротой. При этом выплата страховой части пенсии по случаю потери кормильца осуществляется за счет пенсионного капитала умерших застрахованных лиц.

     Трудовую  пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания предполагается установить из двух частей: базовой части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от степени утраты трудоспособности (группы инвалидности), выплачиваемой за счет средств обязательного пенсионного страхования. При этом выплата страховой части пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания осуществляется за счет части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица.

     По  достижении пенсионного возраста получатели пенсии по инвалидности будут иметь  право также на получение (в дополнение к установленной пенсии по инвалидности) страховой части трудовой пенсии. Ее предполагается определять исходя из их расчетного пенсионного капитала на момент достижения пенсионного возраста за вычетом сумм, направленных на финансирование выплаты страховой части пенсии по инвалидности. В перспективе планируется ввести обязательное страхование инвалидности как часть пенсионной системы.

     Пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания предполагается перевести из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

     Социальная  пенсия и базовая часть трудовой пенсии должна индексироваться с  учетом инфляции (роста потребительских  цен, прожиточного минимума пенсионера). Страховая часть пенсии неработающих пенсионеров увеличивается посредством индексации расчетного пенсионного капитала в зависимости от роста средней заработной платы в стране, инвестиционного дохода и уровня инфляции.

     Накапливаемые пенсионные права работающих лиц, в  том числе работающих пенсионеров, увеличиваются в зависимости  от поступивших страховых взносов и соответствующего инвестиционного дохода.

     В ходе пенсионной реформы предполагается решить следующие задачи. Во-первых, гарантировать определенный уровень пенсии вне зависимости от стажа и заработка. Во-вторых, избежать уравниловки, но при этом обеспечить разумный разрыв между максимальным и минимальным размерами трудовой пенсии. В-третьих, найти стимул для постепенного вывода заработков из «тени», В-четвертых, взвешенно распределить финансовые риски во времени, а ответственность — между федеральным бюджетом и ПФР.

     Учитывая, что новая пенсия трехуровневая, то соответственно и средства, направляемые работодателями на пенсионное обеспечение работников, распределяются на три потока. Первый поток — часть единого социального налога (14 %), поступающая в федеральный бюджет, и оттуда направляется на финансирование базовой части трудовой пенсии и социальных пенсий. Второй поток — страховой взнос (14; 12 или 11 % — в зависимости от возраста застрахованного гражданина) — поступает непосредственно в ПФР. Соответствующие суммы отражаются на индивидуальном счете конкретного работника и направляются на финансирование текущих обязательств пенсионной системы. При выходе работника на пенсию государство гарантирует ему выплату эквивалента (с учетом роста заработной платы в стране за этот период) той суммы, которая поступила на его индивидуальный счет, Третий поток —  страховой взнос (от 2 до 6 %, начиная с 2006 г.), который поступает в ПФР, отражается в специальной части индивидуального лицевого счета конкретного работника и направляется на финансирование пенсии только в момент выхода данного работника на пенсию. Поступившие средства образуют персонифицированный резерв пенсионной системы, направляемый на инвестирование, доход от которого также фиксируется на индивидуальных счетах застрахованных лиц.

     Полностью переход на новую систему планируется  завершить в 2017 г. Таким образом, принципиальные элементы новой пенсионной системы уже определены, одобрены и начинают осуществляться на практике. Однако многие составляющие механизма ее реализации еще требуют конкретизации, поскольку зависят от многих экономических факторов. Среди них на первом месте стоят вопросы скорости выхода страны из общеэкономического кризиса, направлений развития экономики в долгосрочной перспективе, ее социальной направленности и т.п.

     Решение этих вопросов определит не только уровень развития страховой пенсии, но и ее накопительной части, которая  зависит от инвестиционного дохода. Ведь размер будет связан с направлением инвестиций с первого дня введения накопительных отчислений.

     Предполагается  установить обязательное профессиональное пенсионное страхование для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, а также работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т. п. Для работников, имеющих необходимый специальный трудовой стаж на 1 января 2002 г., дающий право на досрочный выход на пенсию, должна быть произведена конвертация этих прав путем установления ПК по повышенным нормам учета стажа и заработка, в том числе «северного».

     В отношении лиц, которым назначаются  досрочные пенсии, должно быть введено  обязательное профессиональное пенсионное страхование, предусматривающее выплату профессиональной пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

     Обязательное  профессиональное пенсионное страхование  предполагается осуществлять преимущественно  на накопительной основе за счет дополнительных обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателем. Величина тарифа взносов будет определяться на основе специальных расчетов.

     Профессиональное  пенсионное страхование может быть осуществлено в следующих формах. Первая — предоставление профессиональных пенсий исходя из сумм пенсионных накоплений на специальных индивидуальных счетах в ПФР. Вторая форма — предоставление профессиональных пенсий исходя из сумм пенсионных накоплений в негосударственных профессиональных пенсионных системах, организационные формы и порядок функционирования которых устанавливается федеральным законом. Выбор формы финансирования профессиональных пенсий осуществляется в рамках заключения коллективных договоров (соглашений). Работодатель обязан учреждать профессиональный пенсионный план для работников, занятых на указанных рабочих местах, и заключать договор на его ведение с ПФР или негосударственной профессиональной пенсионной системой.

     Вместо  уплаты дополнительных обязательных страховых  взносов может быть предусмотрена возможность значительного повышения заработной платы работникам, занятым на работах, дающих право на пенсии в связи с особыми условиями труда. При этом работодатели освобождаются от уплаты указанных взносов в ПФР или негосударственные профессиональные пенсионные системы.

     Для работников бюджетной сферы (образования, медицины и т.д.), имеющих в настоящее время право на пенсию за выслугу лет, предусматривается рассмотреть вопрос о введении дополнительной профессиональной пенсионной системы для неработающих пенсионеров.

     Реализация  планов пенсионной реформы в настоящее время имеет следующие недостатки: недостаточно научно проработанные принципы обязательного пенсионного страхования; не учитывается отечественный и зарубежный опыт реформирования пенсионных систем; слабая юридическая техника при оформлении нормативных правовых актов различного уровня, встречаются противоречия в содержании их норм.

     Итак, современная пенсионная система  состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: обязательного пенсионного страхования (в дальнейшем — страховая пенсионная система) и государственного пенсионного обеспечения (в дальнейшем — бюджетная пенсионная система). Они различаются в зависимости от тех источников, за счет которых выплачиваются пенсии, и по кругу лиц.

     Страховая пенсионная система охватывает главным образом работников по найму, иные категории лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и членов их семей.

     Бюджетная пенсионная система  финансируется за счет государственного бюджета.  
 
 

Под ее воздействие подпадают:

  • государственные служащие;
  • военнослужащие и приравненные к ним лица; их семьи;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных аварий и катастроф;
  • нетрудоспособные граждане — инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей; малочисленные народы Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);
  • лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию по страховой системе.
 

     Названные пенсионные системы не существуют отдельно друг от друга. Выплаты одной системы  дополняются выплатами из другой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реформа пенсионной системы

      Состояние действующей системы пенсионного  обеспечения  в РФ представляет собой  одну из острейших социально-экономических  проблем.

      Социальная  значимость пенсионного обеспечения  определяется тем, что оно затрагивает  жизненно важные интересы большого количества людей.

      Глубокий  кризис, который переживает государственная  пенсионная система РФ сегодня в  значительной мере был спровоцирован  резким скачком цен в 1992 году, не сопровождавшимся принятием действенных  мер по поддержанию покупательной способности пенсии. Также причина этого кризиса кроется и в самой системе пенсионного обеспечения, в законодательстве, которым она закрепляется.

      Между началом уплаты взноса и выходом  на пенсию проходит очень много времени. Это приводит к тому, что неэффективные и ошибочные решения оказываются очевидными только по прошествии длительного периода. Поэтому проблемы, которые приходится решать сегодня во многом порождены несовершенством подходов прошлых лет. Сюда относят в частности:

Информация о работе Пенсионная система РФ