Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа
Казахстан поступательно движется вперед по пути рыночных реформ. Продолжается преобразование экономики в сторону ее большей рыночной направленности, отмечается дальнейший устойчивый рост производства, увеличились средние размеры заработной платы, пенсий, социальных пособий. Это неоспоримые факты, которые позволяют и в дальнейшем решать вопросы повышения уровня жизни большей части населения, совершенствования пенсионного обеспечения граждан.
Введение…………………………………………………………………………...
Глава1. Пенсионная система как сегмент финансового сектора экономики….
1.1Понятие пенсионной системы, ее возникновение и функции………………
1.2 Особенности организации пенсионных фондов в РК………………………
Глава2 Анализ состояния и перспектив развития пенсионных фондов в РК….
2.1 Оценка текущего состояния пенсионной системы………………………….
2.2 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы в РК……………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1. Пенсионная система как сегмент финансового сектора экономики….
1.1Понятие пенсионной системы, ее возникновение и функции………………
1.2 Особенности организации
пенсионных фондов в РК……………………
Глава2 Анализ состояния и перспектив развития пенсионных фондов в РК….
2.1 Оценка текущего состояния пенсионной системы………………………….
2.2 Проблемы и перспективы развития пенсионной системы в РК……………
Введение
Казахстан поступательно движется вперед по пути рыночных реформ. Продолжается преобразование экономики в сторону ее большей рыночной направленности, отмечается дальнейший устойчивый рост производства, увеличились средние размеры заработной платы, пенсий, социальных пособий. Это неоспоримые факты, которые позволяют и в дальнейшем решать вопросы повышения уровня жизни большей части населения, совершенствования пенсионного обеспечения граждан.
Трансформация общественно-политического
строя, переход к рыночной экономике
потребовали кардинального
Республика Казахстан
одна из первых в постсоветском пространстве
перешла от государственной «солидарной»
к накопительной системе
В первой главе я постаралась раскрыть сущность пенсионной системы, её недостатки и преимущества, особенности организации пенсионных фондов. Также рассмотрела некоторые из положений действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» по состоянию на 2012 год.
Так как Пенсионные фонды являются важным звеном сегодняшней пенсионной системы, во второй главе я дала анализ пенсионных фондов на последнее время, их характеристику и рассмотрела задачи, которые они выполняют. Выяснила источники формирования и основные направления использования средств Пенсионного фонда и привила информацию по проблемам и перспективам развития пенсионной системы на настоящее время.
Глава1. Пенсионная система как сегмент финансового сектора экономики.
1.1 Понятие пенсионной системы, ее возникновение и функции.
Пенсионные системы оказывают серьезное влияние на государственную экономику и развитие всего общества в целом. Пенсионная система как социальный институт зародилась довольно давно. Уже в Римской империи для легионеров были предусмотрены возможности обеспечения их благополучной старости - за счет передаваемого во владение каждому легионеру надела захваченной в результате войн земли. Когда Ю.Цезарь ввел систему военных пенсий в Риме, он вряд ли отдавал себе отчет в том, что создает прецедент, который серьезно усугубит финансовые трудности Римской империи несколько столетий спустя. Историю пенсионной системы принято отсчитывать с XVIII-XIX веков. В то время шел переход от государственного обеспечения отдельных малочисленных категорий государственных служащих к пенсионным механизмам, охватывающим всех граждан страны. Наиболее передовыми здесь были страны Европы - Франция, Великобритания и Германия, в которой появилась первая полномасштабная пенсионная система, благодаря реформам "железного канцлера" Отто Бисмарка. Вводилась реформа постепенно, предусматривая сначала финансовую поддержку больных и получивших увечья (с 1883 и 1884 годах), а затем уже всеобщее пенсионное обеспечение (с 1889 года).
Первая организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 году. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах. Дания (1891) и Новая Зеландия (1898) ввели систему пенсий, ориентированную на целевую помощь бедным. Здесь она финансировалась за счет общих налоговых доходов, предполагала проверку нуждаемости и гарантировала плоский уровень выплат. Эти пенсионные системы в большей степени вытекали из традиционного законодательства о бедных.
Современная пенсионная система РК начинает свой отсчет с 12 мая 1997 года, когда Правительство РК одобрило Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения в стране, и был принят Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Нововведения заключались в создании основ накопительной пенсионной системы при постепенном отказе от солидарной системы.
За основу пенсионной реформы была принята чилийская модель. Пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый, вступающий в накопительную пенсионную схему, получает персональный счет, на котором аккумулируются его пенсионные взносы, размер которых установлен и зафиксирован. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами, а по достижении вкладчиком пенсионного возраста они становятся источником его пенсионных выплат. Помимо основ чилийской системы казахстанская модель восприняла и адаптировала под свои особенности опыт и других стран.
Пенсионное обеспечение
Казахстана в настоящее время
представляет собой систему из трех
уровней, сочетающих одновременно механизмы
солидарной и накопительной систем.
Первый уровень – это солидарная пенсионная
система, унаследованная Казахстаном
от СССР после распада последнего и основанная
на «солидарности поколений», в которой
источником пенсионных выплат становится
государственный бюджет за счет налоговых
отчислений работающей части населения
и других поступлений. Размер пенсионных
выплат определяется трудовым стажем.
В настоящее время в рамках этого уровня
формируются пенсионные выплаты для тех,
чей трудовой стаж на момент выхода на
пенсию, по состоянию на 1 января 1998 года,
составляет не менее шести месяцев.
Наряду с солидарной системой создана
и развивается накопительная пенсионная
система.
Второй уровень – это обязательная накопительная
пенсионная система с фиксированным 10-процентным
размером пенсионных отчислений от ежемесячного
дохода для граждан Казахстана, иностранцев
и лиц без гражданства, постоянно проживающих
в Казахстане.
Третий уровень – накопительная система,
основанная на добровольных и добровольных
профессиональных пенсионных взносах.
Преобразование отечественной пенсионной
системы носит долгосрочный характер
– полный переход к накопительной пенсионной
системе прогнозируется до 2040 года.
Накопительная пенсионная система
обязывает задействованное в ней население
нести самостоятельную ответственность
за уровень своего дохода после выхода
на пенсию, так как источником пенсионных
выплат станут сформированные ими на индивидуальных
пенсионных счетах накопления. Кроме того,
каждому гражданину предлагается возможность
за счет добровольных пенсионных взносов
увеличить свои накопления и тем самым
обеспечить себе более высокий доход после
завершения трудовой деятельности (третий
уровень).
Пенсионная система Казахстана одновременно выполняет две функции. Вопервых, она позволяет своевременно выплачивать пенсии, т.е. выполняет задачу социального обеспечения граждан. Во-вторых, средства накопительных пенсионных фондов используются как источник инвестиций в экономику страны, т.е. повышается инвестиционный потенциал экономики.
Пенсионная система в
экономических цифрах выглядит следующим
образом:
Фонды продолжают привлекать в накопительную
пенсионную систему экономически занятое
население республики, в результате постоянно
увеличивается количество индивидуальных
пенсионных счетов вкладчиков. Участниками
накопительной пенсионной системы являются
более 9 млн. человек. На 1 сентября 2008 года
их пенсионные накопления составили 1,3
трлн. тенге (около $10 млрд.). Отношение
пенсионных накоплений к ВВП в 2008 приблизилось
к 10%.
Количество счетов вкладчиков (получателей)
по добровольным пенсионным взносам составило
на 1 сентября 2008 года 41,5 тысячи с общей
суммой пенсионных накоплений 941,5 млн.
тенге.
Как вы уже поняли, ваш пенсионный капитал
– это не инертная масса денег, отложенная
на специальном счете, а инструмент, которым
оперирует пенсионный фонд. Если вас интересует
судьба вашего капитала, из которого будет
складываться ваша личная пенсия на заслуженном
отдыхе, то иногда стоит обращать внимание,
как им распоряжается НПФ. Для личного
мониторинга деятельности НПФ существует
несколько информационных ресурсов. Но
сначала мы объясним, как работает пенсионная
система.
Структура пенсионной системы Республики
Казахстан
В казахстанской структуре накопительной
пенсионной системы действует три основных
элемента: пенсионные фонды, организации,
осуществляющие инвестиционное управление
пенсионными активами (ООИУПА) и банки-кастодианы.
Пенсионные фонды привлекают пенсионные
взносы, осуществляют пенсионные выплаты
и ведут учет индивидуальных счетов вкладчиков.
Они работают как операторы ваших отчислений.
ООИУПА, как следует из их названия, управляют
пенсионными активами, инвестируя их в
различные инструменты, разрешенные законодательством.
Пенсионный фонд заключает договор с управляющей
компанией, и та, исходя из собственного
опыта и собственной стратегии, заставляет
пенсионные накопления работать за счет
покупки и продажи финансовых инструментов.
Несколько лет назад государство разрешило
пенсионным фондам получать лицензии
на самостоятельное управление пенсионными
активами. И на сегодняшний день 9 из 14
фондов имеют такие лицензии. За свою работу
НПФ получают комиссионное вознаграждение,
которое состоит из двух пунктов:
1) не более 15% от инвестиционного дохода
(эта сумма распределяется между НПФ и
ООИУПА согласно двустороннему договору
между ними или полностью взимается НПФ
в случае, если он сам осуществляет инвестиционное
управление пенсионными активами);
2) еще 0,05% в месяц финансовый институт
получает от пенсионных активов.
Третий элемент системы – банк-кастодиан,
который не может быть аффинированным
с НПФ либо ООУИПА, хранит пенсионные деньги
и контролирует их целевое размещение.
У управляющей компании есть счет в банке.
Совершая покупку ЦБ, она дает поручение
банку-кастодиану оформить сделку и перечислить
деньги на определенный счет. Набор финансовых
инструментов строго регламентирован,
и вне этого списка банк-кастодиан не имеет
права переводить средства вкладчиков,
что сводит возможность нецелевого использования
пенсионных отчислений к нулю. Это система
независимых элементов позволяет поддерживать
высокий уровень надежности работы пенсионного
капитала.
Чтобы исключить возможность нецелевого
использования средств фондами, законодательство
запрещает НПФ:
1) заниматься предпринимательской деятельностью;
2) покупать или продавать имущество (исключение
составляют имущество для собственных
нужд и некоторые финансовые инструменты,
перечень которых определяется АФН);
3) оказывать услуги по страхованию;
4) передавать в залог пенсионные активы;
5) выпускать ценные бумаги (кроме акций).
Пенсионная система
Казахстана одновременно
1.2 Особенности организации пенсионных фондов в РК.
Поскольку накопительные пенсионные фонды являются главным звеном системы пенсионного обеспечения, в этой главе речь пойдет именно о них.
Пенсионный фонд создан как самостоятельная
финансово-банковская система, и его
средства не входят в состав государственного
бюджета. Пенсионный фонд не подменяет,
не дублирует органы социального
обеспечения: за ними остается задача
назначения и выплата пенсий, пособий.
Пенсионный фонд создает резервы, чтобы
можно было перечислять средства
на территорию, по той или иной причине
оказавшуюся в трудном
Руководящий орган Пенсионного фонда - правление во главе с председателем. В Казахстане существуют два вида накопительных пенсионных фондов Государственный, самый крупный, но единственный и Негосударственные. Государственный накопительный пенсионный фонд создается в форме закрытого акционерного общества, учредителем которого является Правительство Республики Казахстан.
Государственный пенсионный фонд финансирует:
1)государственные пенсии
состоявшимся пенсионерам и
2)социальные пособия в
виде доплат, если размер пенсии
ниже минимально
Данный фонд осуществляет инвестиционную деятельность путем размещения пенсионных активов в государственные ценные бумаги, депозиты банков, ценные бумаги международных финансовых организаций в порядке, определяемом уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
Негосударственные накопительные
пенсионные фонды создаются в
форме закрытого акционерного общества.
Его учредителями могут быть юридические
и физические лица, являющиеся резидентами
Республики Казахстан. Учредителями и
акционерами корпоративного накопительного
пенсионного фонда являются юридические
лица РК. Но государственное предприятие
и предприятие с пакетом акций
или долей государства не могут
быть учредителями и акционерами
негосударственных
1)открытыми;
2)корпоративными.
Открытые накопительные пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя.Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей - работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного фонда.1 В соответствии со статьей 36 Закона «О пенсионном обеспечении в РК», в период учреждения и действия открытого накопительного пенсионного фонда ни одно лицо не вправе прямо или косвенно владеть, распоряжаться или управлять более чем 25 процентами акций с правом голоса такого накопительного пенсионного фонда. Но данные ограничения не распространяются на корпоративный накопительный пенсионный фонд.
Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей - работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного накопительного пенсионного фонда.
Важно заметить и то, что в случае уменьшения реальной стоимости пенсионных накоплений акционеры корпоративных накопительных пенсионных фондов несут солидарную ответственность и возмещают потерю инвестиционного дохода в порядке, установленном Правительством РК.
Таким образом, демонополизация
государственной пенсионной системы
создала условия для
Накопительный пенсионный фонд создается в форме акционерного общества и на основании решения органа управления фонда без согласия уполномоченного органа вправе открывать свои обособленные подразделения - филиалы и представительства на территории Республики Казахстан.