Пенсионный фонд РФ. Его роль и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 08:25, контрольная работа

Описание

Пенсионная реформа, проводимая в России, напрямую затрагивает интересы каждого человека, так как любая пенсионная система – это одна из составляющих системы социальной защиты. В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый и существенный параметр общественного устройства.
Целью данной контрольной работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и процессы её реформирования.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
1. Пенсионный фонд РФ как звено бюджетной системы__________________5
2. Характеристика доходной базы Пенсионного фонда РФ________________9
3. Характеристика расходов пенсионного фонда РФ____________________14
4. Тесты_________________________________________________________20
Заключение______________________________________________________23
Список используемой литературы___________________________________25

Работа состоит из  1 файл

ФиК .doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение_________________________________________________________3

1. Пенсионный фонд РФ как звено бюджетной системы__________________5

2. Характеристика доходной  базы Пенсионного фонда РФ________________9

3. Характеристика расходов  пенсионного фонда РФ____________________14

4. Тесты_________________________________________________________20

Заключение______________________________________________________23

Список используемой литературы___________________________________25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

C вступлением в силу  с 2002 года федеральных законов:  «О трудовых пенсиях в Российской  Федерации», «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в нашей стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.

Концепция проводимой реформы  пенсионного обеспечения одобрена в 1995 г. Постановлением Правительства РФ от 07.08.95  № 790. В этом документе был представлен не только анализ сложившейся пенсионной системы с выплатой пенсий на распределительной основе, но и подчеркивалась необходимость ее реформирования. Причем в первую очередь намечалось изменение пенсионного законодательства в сфере управления и финансирования пенсионной системы. Изменение законодательства  должно было также создать условия для развития страховых принципов в пенсионном обеспечении.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных  пособий, пенсий людям которые в  силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.

Пенсионная реформа, проводимая в России, напрямую затрагивает интересы каждого  человека, так как любая  пенсионная система – это одна из составляющих системы социальной защиты. В любом обществе  в  той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый и существенный параметр общественного устройства.

Целью данной контрольной работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и процессы её реформирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пенсионный фонд РФ как звено бюджетной системы.

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

Согласно пункту 1 Положения  о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Следует отметить, что  согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным  законом, средства которого являются федеральной  собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные  органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования  в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.

Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде  Российской Федерации (России) установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет Председатель Правления. [5, стр. 61]/

Пенсии гражданам России выплачивались  и раньше, но фонд выплаты пенсий формировался за счет государственного бюджета. Взносы на социальное страхование, в том числе пенсионное, вносились предприятиями и были очень небольшими. С работников же взносы совсем не брались. Но зато значительная доля прибыли отчислялась в государственный бюджет.

Таким образом, средства социального страхования практически  сливались с государственным бюджетом, что давало возможность государству перераспределять их для решения тех или иных первоочередных задач, а на социальные нужды средства выделялись по остаточному принципу. Все это искажало реальную стоимость рабочей силы. Занижало реальные затраты на нее, что существенно сказывалось и на назначаемой пенсии.

Вот почему еще в недрах СССР был создан Пенсионный фонд России, как самостоятельный финансово-кредитный орган, денежные средства которого не входят в государственный бюджет и никакие другие бюджеты и изъятию не подлежат. Главная его идея состоит в том, чтобы пена рабочей силы формировалась на основе реальных доходов, обеспечивающих достойную жизнь пенсионеров, и она отражает идею социального страхования, в том числе и пенсионного, которое осуществляется за счет солидарности трудовых поколений. Независимость Пенсионного фонда от государственного бюджета дает возможность проводить своевременную индексацию пенсий и решать многие социальные программы.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной  собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят: [1, стр.31]

- целевой сбор и  аккумуляция страховых взносов,  а также финансирование расходов  в соответствии с назначением ПФ РФ;

- организация работы  по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств  ПФ РФ, а также привлечение  в него добровольных взносов  (в том числе валютных ценностей)  физических и юридических лиц;

- контроль с участием  налоговых органов за своевременным  и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

- межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции ПФ РФ, участие в  разработке и реализации в  установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

  • фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

- денежные средства  фонда используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

  • расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

- федеральный бюджет РФ;

- бюджеты национально-государственных и административно- территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

- местные бюджеты.

Хотя реформа пенсионной системы  и призвана повысить роль частных финансовых институтов в  обслуживании пенсионной системы, но на первом этапе реформы значительная часть пенсионных функций будет  по прежнему выполняться Пенсионным фондом России.

Во-первых, за ним остается обслуживание распределительной пенсионной системы.

Во-вторых, у Пенсионного  фонда России есть несколько важных направлений деятельности в рамках накопительной пенсионной системы, без осуществления которых нынешняя модель реформы просто не сможет работать.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в  Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования в  Российской Федерации, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы возложена функция по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

 

2. Характеристика  доходной базы Пенсионного фонда  РФ.

 

Объем получаемых ПФР доходов  и выполняемых им пенсионных платежей в 2007 году составил более 1,9 триллиона  рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

В соответствии с действующим законодательством  Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам  граждан пенсии переводятся по месту  их постоянного проживания в 63 государствах.

В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР  зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющих только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

Доходы Пенсионного  фонда РФ – это перечень, установленных  российским пенсионным законодательством, поступлений в фонд денежных средств, являющихся источником выплаты государственных  пенсий в РФ и осуществления других расходов, предусмотренных для обеспечения фондом процесса обязательного пенсионного страхования.

Наибольший объем в  общей структуре доходов Пенсионного  фонда РФ занимают страховые взносы. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ – обязательные платежи, производимые установленными российским законодательством лицами, с вознаграждения или дохода граждан по тарифам государственного пенсионного страхования.

В Российской Федерации практически все граждане, либо самостоятельно, либо опосредованно, через своих работодателей, являются плательщиками взносов в Пенсионный фонд РФ, в этом реализуется принцип государственного обязательного пенсионного страхования. Страховые взносы уплачивают работодатели, а в отдельных случаях сами граждане в установленные законодательством сроки и в установленном размере. С 1  января 2001 года страховой взнос в Пенсионный фонд РФ утратил статус самостоятельного фискального инструмента отечественной финансовой системы, и вошел в состав Единого социального налога, порядок уплаты которого регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации. В связи с чем, доходная база Пенсионного фонда РФ все больше утрачивает страховые свойства и приобретает налоговую природу.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

· собственные налоговые  доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· собственные неналоговые доходы;

· остаток средств на конец предыдущего  года;

· доходы от бюджетных фондов;

· прочие доходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Доходы Федерального бюджета РФ в 2005-2007 годах.

Доходы                                                                            Сумма, тыс. руб. 

                                                                      2005               2006             2007

Доходы всего                                                    3 326 041 100,0  5 046 058 500,0   6 964 835 200,0 

Налоговые доходы                                         2 719 455 300,00 4 275 407 400,00   5 958 295 600,00

Из них:

Налог на прибыль                                                259 003           344 838             580 408

                                                                                                                 300,0                  100,0                    800,0

Информация о работе Пенсионный фонд РФ. Его роль и значение