Пенсионный фонд российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:03, реферат

Описание

Российская пенсионная система находится на этапе радикальной модернизации. Реформируются ее основополагающие экономические и юридические механизмы. Меняются набор элементов, сама структура пенсионной системы, роль и ответственность субъектов правоотношений. Формируется принципиально новая для страны комбинация гражданского и публичного права, регулирующая соответствующие процессы.
Понятно, что все эти изменения волнуют пенсионеров, работающих и членов их семей, всех россиян. Естественно их желание понять, что принесет реформа, на какую пенсию они могут рассчитывать. Между тем однозначных и надежно предсказуемых ответов на эти животрепещущие вопросы сегодня нет.
Именно поэтому тема «Пенсионный фонд Российской Федерации» актуальна на сегодняшний день.
Объектом исследования является финансы пенсионного фонда.
Цель работы рассмотреть деятельность ПФР и его влияние на финансовую деятельность.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
- Исторические особенности деятельности ПФР.
- Проанализировать деятельность ПФР.
- Рассмотреть перспективу развития пенсионного фонда в российской экономике.
В качестве исходной информационной базы привлекались различные материалы, в частности Бюджетный кодекс, статистические показатели бюджета Пенсионного фонда, учебники для вузов (под ред. проф. Г.Б. Поляка, Соловьев А. К.), статьи из журналов (Стафилова О. В., Федотов Д. Ю., Хмыз О. В. (Финансы), Роик В. (РЭЖ)).
Работа состоит из трех глав, последовательно раскрывающих данную тему, введения, заключения, а также приложений.

Содержание

2.1 Оценка итогов работы Пенсионного фонда России за последнее время
2.2 Специфические проблемы построения российской пенсионной системы
3. Совершенствование пенсионной системы РФ
3.1 Пути развития пенсионной системы
3.2 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

Это движение в  абсолютно правильном направлении, это общая задача. В некоторых регионах эта задача уже решена. Она решена, правда, в связи с тем, что зарплаты там невысокие, но нам нужно добиваться того, чтобы в среднем по стране этот коэффициент увеличивался.

Увеличивается также использование современных средств обслуживания людей практически по всем регионам Российской Федерации.

2.2 Специфические проблемы  построения российской  пенсионной системы

Однако остановимся  на проблемах. Первая из них - это, конечно, совершенствование правовой базы работы пенсионной системы, Пенсионного фонда. В Правительстве это обсуждается, с тем чтобы улучшить работу с гражданами, с тем чтобы не было потерь при решении вопросов и работе с банкротной массой при банкротстве предприятий, с тем чтобы не было потерь пенсионной системы при взыскании достаточно большого объёма, но в каждом конкретном случае маленьких сумм задолженностей, а также как минимизировать расходы и создать более благоприятные условия для работы Пенсионного фонда.

Главным вызовом  и трудноразрешимой проблемой для российской пенсионной системы является деформация структуры расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, вследствие значительного количества пенсий, назначающихся до наступления общеустановленного пенсионного возраста.

Правовой институт досрочных пенсий, связан с презумируемой утратой профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) вследствие длительного неблагоприятного воздействия на организм человека:

вредных, тяжелых  и опасных условий труда (Списки № 1 и № 2, т.н. «малые списки»);

различного рода факторов производственной среды, связанных  с постоянной повышенной эмоциональной  и психологической нагрузкой  и высокой степенью ответственности  за результаты труда (отдельные категории медицинских, педагогических и творческих работников);

медико-биологических  и социальных особенностей развития и региональных условий проживания (многодетные матери, родители детей-инвалидов, инвалиды вследствие военной травмы, инвалиды по зрению, лилипуты, диспропорциональные карлики, лица, длительное время проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Численность получателей  досрочных пенсий в настоящее  время достигла 34% от числа пенсионеров  по старости (10,5 млн. чел.) и продолжает расти, увеличивая нестраховое бремя расходов ПФР.

Форма собственности  предприятий, на которых работают указанные  лица, в ходе рыночных преобразований изменилась с государственной на частную (или смешанную), но льготы по выходу на пенсию сохранились за счет государства, а не собственника. В результате государство фактически субсидирует новым собственникам привлечение работников в неблагоприятные производственно-технологические и климатические условия.

Наличие огромного  числа получателей досрочных (льготных) пенсий по условиям труда, факторам производственной среды, медико-биологическим и социальным особенностям развития и региональным условиям проживания усугубляется большим объемом накопленных, в силу ранее действовавшего законодательства, «нестраховых» государственных обязательств, которые в рыночных условиях не обеспечены адекватными страховыми источниками финансирования.

В целом в  настоящее время 44,3% (15,8 млн. чел.) получателей  трудовых пенсий составляют лица, на назначение пенсий которым пенсионный возраст не влияет, включая: 10,5 млн. чел. - получатели досрочных пенсий по старости (в том числе работники, занятые на работах с тяжелыми и опасными условиями труда - 2,7 млн. чел.; лица, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 2,5 млн.чел.; работники, занятые на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - 1,98 млн. чел.), а также 3,9 млн. чел. - получатели пенсий по инвалидности и 1,7 млн. чел. - получатели пенсий по случаю потери кормильца.

В структуре  новых назначений трудовых пенсий перечисленные  категории получателей составляют примерно столько же - 42,5%. При этом более 73% получателей досрочных пенсий по старости, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать, причем ѕ - на тех же рабочих местах. А из пенсионеров-угольщиков на тех же рабочих местах продолжают работать более 66%.

Кроме того, необходимо учитывать, что с 01.01.2010 г. в Российской Федерации действует эквивалентная  формула исчисления размера трудовой пенсии, не применяемая в странах, принявших решение об увеличении пенсионного возраста.

Данная формула  основана на принципе прямого, ничем  не ограниченного роста пенсионных обязательств перед застрахованным лицом, исходя из объема уплаченных за него страховых взносов в ПФР. Это, по своей сути, аналог банковского депозита - сколько страховых взносов перевел работодатель на индивидуальный счет работника в ПФР, столько затем работник при наступлении пенсионного возраста получает с этого счета в виде пенсии.

То есть, чем  больше период и объем страховых  отчислений, тем больше размер обязательств ПФР перед будущими пенсионерами. При сокращении числа работников, за которых уплачиваются страховые  взносы, ПФР не будет располагать  необходимыми доходными источниками для исполнения возросших обязательств перед предыдущим (более многочисленным) поколением.

В условиях применения эквивалентной пенсионной формулы  меры по повышению возрастной границы  выхода на пенсию не только не принесут в долгосрочной перспективе существенной экономии средств на выплату пенсий, а как уже отмечалось, еще более усугубят дефицит ПФР.

Негативное влияние  демографической ситуации и недостатков  пенсионной системы усугубляется неблагоприятной  макроэкономической ситуацией: важнейшие  для развития пенсионной системы макропараметры не достигнуты. Самый главный из них - доля фонда заработной платы в ВВП - остается на уровне 23-25% (в 2000 г. она составляла 19% и лишь в 2009 г. возросла до 27%) против прогнозировавшихся в начале 2000-х годов 38%. Цена рабочей силы остается крайне низкой (соотношение средней заработной платы в экономике с прожиточным минимумом трудоспособного населения в 2000 г. составляло 1,7, к 2008 г. оно возросло до 3,5), что не позволяет большинству населения осуществлять накопления (в том числе для пенсионных целей).

Уровень безработицы, несмотря на снижение по сравнению  с началом 2000-х годов (когда он превышал 13% численности экономически активного населения) на протяжении десятилетия остается крайне высоким (даже в наиболее стабильные 2007 - начало 2008 г.г. он составлял 6,1-6,4%), тем самым уменьшая возможности зарабатывания застрахованными лицами страхового стажа и, следовательно, большего объема пенсионных прав.

Таким образом, в ответ на глобальные демографические  вызовы развитые зарубежные пенсионные системы осуществили параметрические реформы. Однако российская пенсионная система по причине объективных особенностей демографического и макроэкономического характера, а также огромного груза накопленных пенсионных обязательств советского периода должна реализовать уникальный комплекс мероприятий, который выходит далеко за пределы зарубежного опыта повышения пенсионного возраста или внедрения накопительного компонента. В ответ на демографические вызовы в отечественной пенсионной системе осуществлена социально-страховая пенсионная реформа, в ходе которой последовательно реализуются базовые принципы социального страхования.

Нужно подумать, конечно, и о том, чтобы полностью  исключить любые злоупотребления  при использовании материнского капитала.

Пенсии подросли и улучшаются условия обслуживания граждан. В то же время пенсии-то подросли и коэффициент замещения  увеличивается, но всё-таки сделать  нам нужно больше. Мы знаем, как  растут тарифы, инфляция ещё большая. Одними усилиями Пенсионного фонда такая глобальная задача, как повышение доходов наших пенсионеров, решена быть не может, но всё-таки от него тоже многое зависит - зависит от того, как он организует свою работу. И что точно от него зависит - это качество обслуживания людей. 40 млн человек постоянно так или иначе сталкиваются с работой Пенсионного фонда, с работой пенсионной системы. От того, насколько качественно он работает, почти одна треть граждан нашей страны судит о качестве работы государственных органов.

3. Совершенствование пенсионной системы РФ

3.1 Пути развития  пенсионной системы

За период, прошедший  после начала пенсионной реформы, основанной на принципах социального страхования, проявились как позитивные (ликвидирована  уравнительность пенсий, усилена  стимулирующая роль страховых взносов, резко возрос уровень материального обеспечения пенсионеров, в первую очередь низкодоходных контингентов и многие др.), так и негативные результаты, обусловленные, как показывает анализ, не сущностными - страховыми, а внешними к пенсионной системе - демографическими и макроэкономическими факторами, включая глобальный финансовый кризис.

Это свидетельствует  о необходимости продолжения  пенсионной реформы и преодоления  объективных трудностей переходного  периода, среди которых главными являются госбюджетное финансирование дефицита бюджета ПФР и волатильность коэффициента замещения, который по международной практике рассматривается важным критерием развитости национальной пенсионной системы.

Решение этих проблем, как показывает международная практика, и в частности последствия финансового кризиса, лежит не в русле увеличения доли обязательной накопительной пенсионной программы и повышения пенсионного возраста, а в совершенствовании институциональных социально-страховых отношений в пенсионной системе. При этом следует подчеркнуть, что оба указанных инструмента могут и должны применяться, как и все другие, в строгом соответствии с национальными особенностями, т.е. когда это адекватно демографическим и макроэкономическим условиям.

Так, в современных российских условиях накопительный компонент в качестве всеобщего инструмента обязательного пенсионного страхования не ориентирован на интересы основной массы низкодоходных граждан (80% работающего населения получают менее половины фонда зарплаты), в то время как для высокодоходных категорий (среднего класса - 15-18% населения) и высокодоходной группы (2-3% населения) корпоративные и добровольные формы накопления позволят осуществлять пенсионные накопления и повысить свои индивидуальные коэффициенты замещения сверх нормативно установленных 40% за 30-летний стаж.

Для основной численности  населения к 2030-м г.г. пенсионная реформа обеспечит не менее 40%-й  коэффициент замещения в рамках обязательного пенсионного страхования.

Представляется  целесообразным на основе проведенного в настоящем докладе подробного анализа современного состояния российской системы пенсионного обеспечения и возможных альтернатив ее долгосрочного развития, отобранных исходя из международного опыта и современных трендов развития пенсионных систем в других государствах, осуществить профессиональное обсуждение с участием заинтересованных министерств и ведомств, социальных партнеров, экспертных организаций и институтов гражданского общества в целях:

- выработки консолидированного  сценария развития пенсионной системы Российской Федерации, рассчитанного на период функционирования до 2050 г., включающего наиболее приемлемые для общества решения;

- осуществления  программы актуарного прогнозирования  результатов реализации консолидированного  сценария развития пенсионной системы Российской Федерации на основе специальной актуарной модели, разработанной и применяемой Пенсионным фондом Российской Федерации;

- подготовки  и принятия Программы долгосрочного  развития пенсионной системы  Российской Федерации.

3.2 Перспективные направления  деятельности Пенсионного  фонда

Бюджетом запланирована  индексация трудовой пенсии в 2011 году на 8% (с 1 февраля), в 2012 году она должна быть проиндексирована на 8,9% и в 2013 году - на 9,2%. Так, средний размер трудовой пенсии на конец 2011 года увеличится до 8 тыс 529 рублей. "Ни один пенсионер на территории страны не будет получать пенсию ниже установленного прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ", - заявила вице-спикер Госдумы Надежда Герасимова. Она уточнила, что на эти меры запланировано 34,5 млрд рублей на 2011 год, исходя из ожидаемой численности пенсионеров 2,5 млн.

Также будут  проиндексированы и социальные пенсии. Так, размеры ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) будут проиндексированы на уровень инфляции с 1 апреля 2011 года на 6,5% для отдельных категорий граждан (инвалиды, ветераны, граждане, подверженные воздействию радиации, Герои Советского Союза и Герои Росси, полные кавалеры ордена Славы, Герои Соцтруда и полные кавалеры ордена Трудовой славы).

На предоставление материнского (семейного) капитала в будущем году ассигнуется 120,8 млрд рублей.

Однако в 2011 - 2013 годах в целях обеспечения  сбалансированности бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита будут выделяться ассигнования из федерального бюджета в 2011 году в размере 890,9 млрд. рублей, в 2012 году - 980,4 млрд. рублей, в 2013 году - 1 109,5млрд. рублей.

Информация о работе Пенсионный фонд российской федерации