Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в России, для этого необходимо решить ряд задач:
кратко изучить историю малого бизнеса в России;
выяснить реально место малого бизнеса в экономике страны;
сформулировать основные проблемы, мешающие развитию малого бизнеса в России;
исследовать опыт более развитых стран по поддержке малого бизнеса;
а также проанализировать те мероприятия, которые проводятся в данный момент и планируются в перспективе, по поддержке малого бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Идентификация основных проблем развития малого бизнеса в Российской Федерации на основе анализа истории становления и современного состояния…….4

1.1 Этапы становления предпринимательства………………………………….4

1.2 Место малого бизнеса в реальном секторе экономики……………………6

1.3 Социальный аспект развития малого бизнеса………………………………8

1.4 Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса……10

2. Органы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса, анализ их работы………………………………………………………………………..14

3. Исследование возможности использования опыта развитых стран для решения основных проблем развития малого бизнеса………………………………18

4. Формирование основных направлений совершенствования государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и перспективы развития малого бизнеса на 2012-2014 гг………………………………………………………………..21

Заключение…………………………………………...........................................23

Список используемой литературы………………..……………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 50.32 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное государственного образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования "Финансовый университет

при Правительстве  Российской Федерации"

 

Заочная форма обучения

 

 

Кафедра «Финансы»

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине «Финансы»

 

 

на тему «Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса»

 

 

 

 

                                                      Выполнил:

                                                      10101ДЭФКCР1-01

                                                                        (группа)

                                                      Корзенникова Виолетта Альбертовна

   (ф.и.о.)

                                                       Проверил:

                                                       Доцент кафедры Строков Анатолий   Иванович

 

 

Москва 2011 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Идентификация  основных проблем развития малого бизнеса в Российской Федерации на основе анализа истории становления и современного состояния…….4

1.1 Этапы  становления предпринимательства………………………………….4

1.2 Место  малого бизнеса в реальном секторе экономики……………………6

1.3 Социальный  аспект развития малого бизнеса………………………………8

1.4 Основные  проблемы функционирования и  развития малого бизнеса……10

2. Органы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса, анализ их работы………………………………………………………………………..14

3. Исследование возможности использования опыта развитых стран для решения основных проблем развития малого бизнеса………………………………18

4. Формирование  основных направлений совершенствования  государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и перспективы развития малого бизнеса на 2012-2014 гг………………………………………………………………..21

Заключение…………………………………………...........................................23

Список  используемой литературы………………..……………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Масштабы  развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит  в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий  малого бизнеса. Между тем эти  предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются  в разносторонней государственной  поддержке. Для того чтоб понять в чём слабые стороны развития и поддержки малого бизнеса, в первую очередь необходимо проанализировать историю развития малого предпринимательства в России, выявить основные тенденции как развития непосредственно предпринимательства, так и изменения среды, в которой это развитие происходило.

Именно  анализ накопленного опыта поможет выявить основные проблемы, а также определить направления реализации политики, способствующей созданию климата, благоприятного для бизнеса и для создания рабочих мест, что даст возможность сектору малого бизнеса реализовать свой потенциал и внести вклад в экономическую и социальную трансформацию.

Целью данной работы является рассмотреть перспективы  развития малого бизнеса в России, для этого необходимо решить ряд  задач:

    • кратко изучить историю малого бизнеса в России;
    • выяснить реально место малого бизнеса в экономике страны;
    • сформулировать основные проблемы, мешающие развитию малого бизнеса в России;
    • исследовать опыт более развитых стран по поддержке малого бизнеса;
    • а также проанализировать те мероприятия, которые проводятся в данный момент и планируются в перспективе, по поддержке малого бизнеса.

 

 

 

1. Идентификация основных проблем развития малого бизнеса в Российской Федерации на основе анализа истории становления и современного состояния.

 

1.1 Этапы  становления предпринимательства.

 

Цель  настоящего раздела - исследование истории формирования системы предприятий и предпринимательства в Российской Федерации.

Становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы:

Этап I - 1987-1994 годы - период быстрого роста количества предприятий малых форм, отличительной  особенностью которого являлась стихийность, обусловленная отсутствием системной  нормативно-правовой базы и какой  бы то ни было инфраструктуры поддержки  развития малого предпринимательства  как на государственном уровне, так  и с привлечением негосударственных  и международных институтов. Отношение  государства к развитию предпринимательства  формируется исходя из невозможности  сохранения ставшей неэффективной  системы управления экономикой, фактическое  восприятие предпринимателей - как  неизбежного зла, которое помогает в значительной мере решить проблему безработицы и насыщения рынка  потребительскими товарами и услугами, но остается чуждым по уровню свободы, непривычным в советский и  начальный постсоветский периоды.

Этап II - 1995 год - август 1998 года - период перехода малого предпринимательства к осуществлению  деятельности в соответствии с жестким  государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации. Отношение государства к развитию предпринимательства формируется  исходя из осознания того, что малый  бизнес стал достаточно серьезной экономической  силой, энергию которой необходимо активно использовать для достижения максимальной бюджетной эффективности, для чего можно даже облегчить  доступ к государственным ресурсам - как официальным путем (через  приватизацию, отказ от государственной  монополии на пользование природными ресурсами и т.д.), так и через коррупционные каналы (использование посреднических схем при выполнении государственных закупок и реализации государственных заказов, предоставление необоснованных индивидуальных преференций и т.п.

Этап III - август 1998 года - 2000 год - период изменения  приоритетов, отраслевой структуры  и механизмов развития малого предпринимательства в послекризисный период. Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости финансово-экономической независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках - на нефть, газ, золото, цветные металлы - то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия. Наименее зависимое от этих факторов малое предпринимательство наиболее быстро восстанавливается после финансового кризиса и становится главным гарантом социальной стабильности в обществе. Государство осознает необходимость укрепления сектора малого предпринимательства в целях поддержания этой стабильности - принимаются безусловно прогрессивные федеральные законы “О едином налоге на вмененный доход”, “О лицензировании отдельных видов деятельности”, “О лизинге”. Но одновременно, видимо, чтобы малые предприятия не чувствовали себя самостоятельными и независимыми, был ликвидирован Государственный комитет Российской Федерации по развитию предпринимательства.

Анализ  современного состояния экономики  однозначно указывает на то, что, несмотря на то, что Россия по-прежнему находится  в фазе экономического роста, действие положительных последствий финансового  кризиса 1998 года практически закончилось  к середине 2000 года, когда рубль  начал укрепляться. Разница в  цене между отечественными и импортными товарами уменьшилась в результате роста цен на отечественную продукцию  и гибкой ценовой политики крупных  импортеров. Также необходимо отметить изменение параметров формирования издержек как в производственных, так и в непроизводственных отраслях, и, как следствие, - структуры распределения  прибыли между отраслями экономики. Следствием этого стало уменьшение темпов экономического роста, они стали  более зависимы от уровня иностранных и отечественных инвестиций. Можно говорить, о том, что эти изменения обуславливают новый вызов, требующий перехода к партнерским взаимоотношениям между государством и предпринимательством, то есть к новому этапу этих взаимоотношений. В этих новых условиях государственная политика по отношению к сектору малого бизнеса нуждается в фундаментальном пересмотре.

 

 

1.2. Место  малого бизнеса в реальном секторе экономики.

 

Подлинная цель экономических реформ - создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения, а также достойное участие России в мировом экономическом сообществе. Развитое малое предпринимательство - уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей. Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Малое предпринимательство  занимает определенную нишу в системе  экономических отношений современного общественного устройства. В соответствии со сложившимся характером разделения труда в общественном масштабе ему  отводится двоякая роль:

  • с одной стороны малое предпринимательство - это всеобщая основа развития и подпитки свободных рыночных отношений;
  • с другой стороны малое предпринимательство - это наиболее действенная форма решения задачи повышения эффективности всего общественного производства, поскольку его применение в отдельных сферах дает весьма ощутимый хозяйственный результат.

В экономически развитых странах число малых  и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в  этом секторе сосредоточены две  трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.

За последние  десятилетия можно наблюдать  определенное структурное преобразование экономической системы, заключающееся  в переходе лидерства в ней  от крупных фирм к малому бизнесу. Хотя «лицо» любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой чего является малое предпринимательство. Именно в секторе малого бизнеса создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса.

На каждую тысячу человек в России приходится семь малых предприятий, тогда как  в Европе и США – 30–35. Доля малого бизнеса в ВВП составляет 10–12 %, а в развитых странах – 50–60 %. В сфере малого предпринимательства работает около 19 % от всего занятого населения страны. В Европе в этой области занято до 70 % работающих.

Одна  из причин успешного развития малого бизнеса состоит в том, что  в странах рыночной экономики  крупное производство не противопоставляется  малому. Малые предприятия зачастую создаются при крупных фирмах или сотрудничают с ними. Таким  образом сформировалось принципиально  новая структура экономики. Для  крупного бизнеса необходимы: ёмкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция массового производства, соответствующая требуемым стандартам; дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют ряд преимуществ в управлении - отсутствие жесткой иерархии; простота коммуникаций; возможность быстрой корректировки целей. Поэтому себестоимость производства продукции в малом бизнесе ниже, чем в крупном при высоком качестве производимой продукции и услуг.

Развитие  малого предпринимательства в различных  регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно - как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Более  половины работающих в стране малых  предприятий сосредоточено в 8 субъектах  Российской Федерации, около четверти - в Москве.

Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки свидетельствует  о его развитии преимущественно  в сфере торговли и общественного  питания. Приоритетные отрасли реального  сектора экономики и инновационная  деятельность, осуществляемая малыми предприятиями, развиваются пока не в достаточной мере.

Отличительной особенностью российского малого предпринимательства  продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального  оборота субъектов малого предпринимательства. Значительная часть потенциальных  ресурсов не задействована в решении  общегосударственных задач.

Подавляющее большинство малых предприятий  выпускает продукцию, неконкурентоспособную  не только на внешних, но и на внутренних рынках. Растет число предприятий, работающих на “грани” либо переходящих в  сферу теневой экономики.

Из всего  этого следует вывод, что малое  предпринимательство таит в себе значительный потенциал экономического роста, реализуемый в большинстве развитых стран мира, но в настоящее время в России этот потенциал не находит должной поддержки и его достоинства почти не раскрыты. Это в свою очередь требует выработки новой государственной политики по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.

 

 

1.3. Социальный  аспект развития малого предпринимательства.

 

Малое предпринимательство  является важнейшим механизмом обеспечения  занятости  населения. Однако необходимо понимание того, что социальное влияние малого бизнеса зависит, в первую очередь, не от численности их работников, а от уровня их профессиональной грамотности и квалификации.

Социальное  значение малого бизнеса становится реальностью и существенно возрастает, когда в нем задействуются  подготовленные и компетентные в  данной сфере работники. Однако, колоссальный потенциал малого бизнеса в настоящее время не используется в России в должной мере. Это обстоятельство чрезвычайно опасно и для экономики и для политической стабильности в стране.

Важнейшей задачей государства является создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства. Существование такой системы  способствует созданию новых рабочих  мест, формированию класса цивилизованных предпринимателей, решению социальных проблем на региональном и местном  уровнях. Кроме того, необходимо создать условия для стимулирования предпринимателей вкладывать средства в самообразование и подготовку персонала малых предприятий.

Информация о работе Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса