Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотреть перспективы развития малого бизнеса в России, для этого необходимо решить ряд задач:
кратко изучить историю малого бизнеса в России;
выяснить реально место малого бизнеса в экономике страны;
сформулировать основные проблемы, мешающие развитию малого бизнеса в России;
исследовать опыт более развитых стран по поддержке малого бизнеса;
а также проанализировать те мероприятия, которые проводятся в данный момент и планируются в перспективе, по поддержке малого бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Идентификация основных проблем развития малого бизнеса в Российской Федерации на основе анализа истории становления и современного состояния…….4

1.1 Этапы становления предпринимательства………………………………….4

1.2 Место малого бизнеса в реальном секторе экономики……………………6

1.3 Социальный аспект развития малого бизнеса………………………………8

1.4 Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса……10

2. Органы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса, анализ их работы………………………………………………………………………..14

3. Исследование возможности использования опыта развитых стран для решения основных проблем развития малого бизнеса………………………………18

4. Формирование основных направлений совершенствования государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и перспективы развития малого бизнеса на 2012-2014 гг………………………………………………………………..21

Заключение…………………………………………...........................................23

Список используемой литературы………………..……………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 50.32 Кб (Скачать документ)

Не в  полной мере отлажен на муниципальном  уровне и механизм взаимодействия крупных  предприятий с малыми формами  бизнеса, способными гибко встраиваться в их технологические цепочки. В  качестве источника ресурсного обеспечения  субъектов малого бизнеса здесь  может быть использовано имущество  неэффективных, неплатежеспособных обанкротившихся  муниципальных предприятий.

Учитывая  то обстоятельство, что основными  проблемами предпринимателей в глубинке является дефицит материальных и  финансовых ресурсов, недостаток знаний и опыта в налоговом и ином законодательстве, недоступность необходимой  деловой информации, а также отсутствие реальной системы кредитования субъектов  малого бизнеса, стратегической задачей  ближайшего периода является создание и укрепление системы фондов поддержки  малого предпринимательства на муниципальном  уровне. Решение данного вопроса позволит усилить позиции малого бизнеса на муниципальном уровне и максимально приблизить субъекты малого предпринимательства к государственной поддержке.

Наряду  с государственными, существуют и  негосударственные структуры поддержки предпринимательства, к ним относятся предприятия и организации, созданные негосударственными структурами или при максимальном их участии. В первую очередь это общественные объединения и организации малого бизнеса - ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства. Очевидно, что далеко не все из них готовы и могут отстаивать свои корпоративные интересы на всех уровнях власти. В отсутствие четких долгосрочных программ, организационного опыта, ресурсных возможностей и широкой общественной поддержки многие объединения либо выполнили свою миссию и трансформировались, либо деградировали и фактически прекратили свое существование. Вместе с тем, очевидно, что в целом система предпринимательских объединений становится более упорядоченной и организованной, происходит углубление и диверсификация их отраслевой и профессиональной направленности.

Объединения предпринимателей являются неотъемлемой частью гражданского общества и важнейшим  инструментом обратной связи между  бизнесом и государством, предпринимателями  и обществом. Именно малый бизнес в силу своей специфики нуждается  в совершенствовании, поддержке  и развитии данного механизма.

Очевидна  необходимость дальнейшей самоорганизации  и консолидации представителей малого бизнеса, поиска эффективных путей  упрочения позиций малого предпринимательства  во взаимодействии с властью, принятия и создания механизма общения  предпринимателей и власти всех уровней.

Также немаловажное значение имеет деятельность международных организаций по поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Программы международных организаций носят долговременный целевой характер и направлены в первую очередь на создание и укрепление полноценной инфраструктуры содействия развитию малых предприятий, обеспечение их финансовыми средствами, оказание информационных и консультационных услуг, переподготовку и повышение квалификации специалистов и государственных служащих, проведение тематических исследований, развитие инновационного предпринимательства.

 

 

 

 

3. Исследование возможности использования опыта развитых стран для решения основных проблем развития малого бизнеса.

 

Малые и  средние предприятия, как известно, играют важную роль в экономике развитых стран. В ряде стран ЕС предприятия  малого бизнеса производят от 60 до 85 % ВНП. Соответственно в этих странах  развита система защиты интересов  малого бизнеса со стороны как  государственных, так и негосударственных  корпоративных структур.

В Великобритании проблемами малого и среднего бизнеса  занимается главным образом весьма влиятельная Конфедерация британской промышленности. В структуре Конфедерации имеются специальные подразделения, которые занимаются лоббированием  интересов малого бизнеса, вопросами  стратегии его развития на национальном уровне. На региональном уровне помощь малому бизнесу оказывают различные  региональные и местные органы. Их функции очень широки - от консультативной  помощи предпринимателям и различных  форм подготовки и переквалификации кадров до лоббирования интересов малого и среднего бизнеса в парламенте и проведения арбитражных судов.

Во Франции  по инициативе Ассамблеи торгово-промышленных палат была разработана программа “Предпринимательство во Франции”, предусматривающая создание специальных отделов для помощи начинающим бизнесменам во всех торгово-промышленных палатах. Предприятие может представить свой проект, получить консультации и, если проект удовлетворяет предъявленным требованиям, получить сертификат указанной программы. Этот документ дает, в частности, право на бесплатную экспертизу и содействие про оформлении документов на получение банковской гарантии.

В США  основным государственным органом поддержки малого бизнеса является Администрация по делам малого бизнеса, имеющая отделения во всех крупных городах США и широкую сеть консультационных, учебных, информационных пунктов. Эффективной формой помощи малому бизнесу является разработка и реализация специальных межведомственных программ информационной, финансовой и научно-технической поддержки малого на уровне отдельных штатов и всего государства. Участвуют в таких программах правительственные органы, банки, торговые палаты, союзы предпринимателей.

В Японии действует Японская корпорация малого бизнеса. При ее участии подробно и всесторонне разработано законодательство по поддержке малого и среднего бизнеса. Законодательные нормы предусматривают  не только льготы и преимущества для малого бизнеса, а также созданы схемы взаимодействия между субъектами малого предпринимательства. Для защиты своих интересов малые предприятия имеют право объединяться в консорциумы и картели без применения к ним антимонопольных санкций. Сформирована система кредитно-финансовых и страховых институтов, ориентированных на обслуживание сектора малого и среднего бизнеса. Японское правительство, помимо этого, приняло ряд мер по развитию франчайзинга, предоставлению государственных заказов малому бизнесу, содействию его экспортной деятельности.

Государства ЕС, США, Япония, страны Восточной Европы накопили большой опыт поддержки  малого бизнеса. Изучение и применение этого опыта, несомненно, может способствовать сближению позиций по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса между Россией и другими государствами и нахождению новых путей получения технического содействия для развития малого и среднего бизнеса в нашей стране.

Крайне  важна также проблема обеспечения. Для снижения ее остроты можно  использовать механизм гарантий посредством  создания специальных гарантийных  фондов. Средства для таких фондов следует предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации  и в местных бюджетах. Следует  иметь в виду, что существуют и  другие формы предоставления гарантий.

В Японии Ассоциации по гарантированию займов, созданные местными властями во всех административно-территориальных единицах страны, предоставляют гарантии по ссудам, выдаваемым мелким предприятиям частными финансовыми учреждениями, на всю их величину. Они действуют как общественные организации на коммерческой основе: за предоставление гарантии ассоциации получают 1% от суммы ссуды. Для страхования этих ассоциаций от возможного ущерба при непогашении ссуд была создана государственная Корпорация по страхованию кредитов и финансированию мелкого бизнеса, капитал которой формируется целиком из государственного бюджета. В случае неплатежеспособности предприятия кредит полностью погашается гарантом, который в свою очередь, получает страховую сумму от страховой организации с правом последующего взыскания ущерба с предприятия.

Широкое применение в промышленно развитых странах имеет франчайзинг. Этим термином принято обозначать систему гибких договорных отношений крупных и малых фирм по всей цепочке от производства до сбыта продукции, от ферм до предприятий массового питания, торговли и сферы услуг. В России франчайзинг поможет реализовать свои способности оставшимся без работы научно-технической интеллигенции, уволенным в запас военным, а также начинающим бизнесменам, которые предпочитают работу "под крышей предприятия с установившимся "брэндом" свободному плаванью в бурных водах коммерции. Франчайзинг, по примеру "Мак-Дональдса", сулит малым бизнесам освоение новых технологий, расширение сфер его деятельности, служит повышению качественного уровня подготовки кадров. Перспективным представляется создание франчайзинговых систем в строительстве, розничной торговле, автомобильном и гостиничном сервисе.

Опыт  развитых стран свидетельствует, что  основу современного на-ционального  хозяйства образует гармоничное  сочетание финансово-промышленных корпоративных групп, транснациональных  корпораций и банков с повышающими  свою надежность в условиях жестокой конкуренции инновационно-производственными малыми и средними предприятиями, осваивающими франчайзинг, гарантирование, финансовый лизинг, микрофинансирование, факторинг.

 

 

 

4. Формирование основных направлений совершенствования государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и перспективы развития малого бизнеса на 2012-2014 гг.

 

На поддержку  малого бизнеса в 2012 г. направят около 0,2% расходов федерального бюджета. Об этом сообщается в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Минэкономразвития РФ  определило основные направления господдержки малого и среднего бизнеса на 2012-2014 гг.:

  • В 2014 году количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения Российской Федерации (без учета индивидуальных предпринимателей) должно составить 14,3 единицы. В 2011 году этот показатель составляет 11,3 ед.   
  • Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового внутреннего продукта в 2014 г. должна составить 22,1% (в 2011 г. - 21,2%).
  • Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 г. достигнет 26,5% от совокупного количества экономически активного населения (в 2011 г. – 25%).
  • Планируется значительное увеличение доли налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему на основе патента – с 5% в 2011 г. до 18% в 2014 г. (от общего объема налогоплательщиков, находящихся на специальных режимах налогообложения).
  • Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, воспользовавшихся правом приоритетного выкупа арендованного имущества, по планам Минэкономразвития РФ, должно составить 30 тыс. в 2011 году, 40 тыс. в 2012 г. и 45 тыс. в 2013 г. Ожидается, что к 2014 г. все помещения будут выкуплены.

   Основными направлениями финансирования  в рамках государственной программы  поддержки малого и среднего  предпринимательства в 2011-2014 гг. станут:

  • увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний;
  • увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний;
  • увеличение объемов грантовой поддержки начинающих предпринимателей (приоритет – безработные, уволенные в запас, поддержка социального предпринимательства);
  • повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию.

   В 2011-2014 гг. также планируется  реализовать ряд мероприятий,  направленных на совершенствование  законодательства в сфере малого  и среднего предпринимательства,  по следующим основным направлениям:

  • обеспечение доступности государственного имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры;
  • формирование налоговой среды, благоприятной для развития малого и среднего предпринимательства;
  • формирование системы статистического учета;
  • упрощение требований к субъектам малого предпринимательства по ведению бухгалтерского учета;
  • повышение доступности банковского кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства;

 

Заключение

 

Малое предпринимательство  в Российской Федерации продолжает испытывать серьезные трудности, для  преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию  законодательства, финансовой поддержки  малого бизнеса, повышению эффективности  региональных программ развития малого предпринимательства, по регулированию  экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

Сложившаяся структура российского малого и  среднего бизнеса не отвечает задачам  модернизации экономики России. Необходимо значительное повышение доли малого и среднего бизнеса (до 6 раз) в выпуске  инновационной и высокотехнологичной  продукции.

Для улучшения  обстановки необходимо решать проблемы по следующим направлениям:

  • налоговая реформа с целью не столько снижения, сколько упорядочения и упрощения налогообложения;
  • создание системы гарантий прав собственности, но также и экономических стимулов к перераспределению неэффективно используемой собственности в пользу более эффективных хозяев;
  • отказ власти от убеждения в том, что малый бизнес — «рычаг» в руках мудрых правителей, позволяющий им «решать вопросы»; переход к системе цивилизованного партнерства;
  • открытие «шлюзов» для самоорганизации самих малых предпринимателей в кредитные и страховые союзы, с помощью которых они смогут смягчить бремя финансовых проблем, поскольку российские банки помочь им, по большому счету, не могут.

Информация о работе Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса