Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 16:05, доклад
В феврале 2009 года в Республике Казахстан был принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования», тем самым было инициировано создание полноценной исламской финансовой системы в рамках финансовой системы Казахстана. Развитие исламского банкинга, а также других элементов исламского финансирования невозможно без исламского страхования.
Перспективы развития исламского страхования в Казахстане.
На сегодняшний день в Казахстане наблюдается активный рост интереса со стороны государства, населения и экспертов финансового сектора к исламскому финансированию. В перспективе Казахстан планирует завоевать положение регионального центра исламского финансирования.
В феврале 2009 года в Республике Казахстан был принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования», тем самым было инициировано создание полноценной исламской финансовой системы в рамках финансовой системы Казахстана. Развитие исламского банкинга, а также других элементов исламского финансирования невозможно без исламского страхования.
Такафул или исламское страхование – это система, основным принципом которого является взаимная помощь (таавун) и добровольный взнос (табарру), предусматривающий коллективное и добровольное распределение рисков среди участников группы. Такафул является формой страхования, которая удовлетворяет принципам исламского права. В переводе с арабского языка означает «взаимное предоставление гарантии».
В исламском страховании, как и в традиционном страховании, существуют две отрасли страхования: семейный такафул (family takaful) – аналогия страхования жизни, и общий такафул (general takaful) – общее страхование. Семейный такафул представляет собой личное страхование, которое существенно отличается от традиционного. Именно с этим видом страхования исламские правоведы в первую очередь связывают наличие элемента рибы. К счастью для мусульманских страховщиков, уровень рибы не определен. Годовой процент от инвестирования резервов по страхованию жизни гораздо ниже 100%, что, по мнению большинства правоведов ислама, вполне вписывается в установленные нормы шариата. Таким образом, накопительное страхование жизни является вполне допустимым для мусульман. Размещение резервов также строго регламентировано: страховщикам запрещается получать доход от правительственных бондов и акций компаний, вовлеченных в производство оружия, игорного, ресторанного и гостиничного бизнеса, а также занимающихся производством алкоголя и порнографии. Общий такафул затрагивает сферу имущественного страхования, при этом страхователи могут претендовать на часть прибыли страховщика от уплаченных средств за вычетом издержек. Примером может служить страхование автотранспорта в Объединенных Арабских Эмиратах. Компании, осуществляющие подобное страхование, используют механизм, по которому владелец автомобиля, произведя уплату страховой премии, становится акционером компании и получает часть ее прибыли по итогам года. В случае, если в течение действия договора страховой случай не возникает, то при продлении полиса доля страхователя в капитале компании вырастает на сумму новой премии, увеличивая возможные дивиденды. Этот же механизм, именуемый аманом, применяется при страховании недвижимости, жизни, грузов. Такафул операции могут осуществляться по всем направлениям традиционного страхования. Но исламское страхование в определенных моментах существенно отличается от традиционного, в связи с этим необходимо рассмотреть следующие законодательные рамки деятельности такафул системы:
10. квалификационные и иные требования к руководящим работникам;
11. создание Консультационного совета по шариату;
12. определение принципов корпоративного управления и требований к системе управления рисками;
13. сотрудничество с международными рынками исламского финансирования: Islamic Financial Services Board, AAOIFI и другие;
14. создание благоприятных налоговых условий для такафул операций.
Прибыль
исламской страховой
В модели Мудараба исламская страховая компания выступает в роли мудариб (доверенное лицо), а участники такафул фонда в качестве рабб-уль-маль (доверитель). Модель Мудараба подразумевает, что такафул оператор занимается инвестиционным управлением активами страхового фонда и андеррайтингом. Вся инвестиционная прибыль делится между исламской страховой организацией и страхователями согласно заранее установленной пропорции. Страховой излишек (разница между внесенными премиями и выплаченным страховым возмещением) остается в такафул фонде, т.е. в собственности участников. В модифицированной модели Мудараба страховой излишек распределяется между такафул фондом и такафул оператором в заранее оговоренной пропорции. Все операционные расходы в обеих моделях несет такафул оператор. Вследствие чего доля компании в инвестиционной прибыли часто превышает долю фонда.
Среди
мусульманских ученых-
В рамках модели Вакала, страховая организация действует в качестве агента (вакиль) для страхователей. В данной модели такафул оператор получает установленную сумму вознаграждения – заранее оговоренную долю взносов (пожертвований) страхователей. При этом такафул оператор не участвует в страховой или инвестиционной прибыли. В модифицированной модели Вакала, аналогично модифицированной модели Мудараба, страховой излишек распределяется между участниками и такафул оператором в заранее оговоренной пропорции. При этом данное распределение также подвергается активной критике и носит не абсолютную правомочность в системе исламского страхования. В обоих вариантах модели Вакала покрытие операционных расходов происходит за счет средств выплачиваемых оператору в качестве вознаграждения.
В
настоящее время некоторыми финансовыми
регуляторами и международными финансовыми
организациями рекомендуется
Особенностью данной модели является применение благотворительного механизма – Вакф. Акционеры оператора делают первоначальный взнос в виде специального пожертвования, при этом теряя право собственности на него. Но данное право собственности не переходит к участникам фонда. Согласно нормам шариата исключительное право собственности в таком случае принадлежит Аллаху. При этом вакиф, т.е. акционеры имеют право при передаче указать различного рода условия использования и управления денежными средствами, переданными в качестве вакф.
Различие
в указанных моделях
Прибыль такафул оператора формируется за счет:
В свою очередь участие в прибыли подразумевает:
Следует отметить, что модель «Вакала» во многом напоминает действующую в Казахстане модель функционирования обществ взаимного страхования. Гибридная модель «Вакала-Мудараба» наиболее схожа с принятой моделью в традиционном коммерческом страховании. Пакистанская модель «Вакф» обладает уникальной особенность формирования вакф-фонда, что может дать значительные конкурентные преимущества при привлечении клиентов. Модели «Модифицированная Вакала» и «Модифицированная Мудураба» являются наименее привлекательными с точки зрения участника такафул фонда, так как подразумевают деление страхового остатка, наличие которого трудно отнести к заслугам оператора. Автор рекомендует внедрять исламское страхование на территории Казахстана в рамках модели «Вакала» для производственных кооперативов (обществ взаимного страхования) и в рамках гибридной или «Вакф» модели для акционерных обществ. Также возможен вариант внедрения исламского страхования в рамках всех указанных моделей. Тогда использование такафул оператором той или иной модели будет являться конкурентным критерием. Но при этом могут возникнуть проблемы в адаптации законодательства для применения модели Вакф вследствие невозможности юридического закрепления прав собственности на вакф фонд ни за оператором, ни за участниками.
Одной из важнейших проблем, с которой столкнутся все исламские финансовые институты на территории республики, это существенная нехватка ценных бумаг удовлетворяющих нормам исламского права на фондовом рынке Казахстана. На сегодняшний день на торговой площадке Казахстанской фондовой биржи (KASE) исламским финансовым институтам доступны лишь акции компаний реального сектора экономики. Согласно законодательству республики к исламским ценным бумагам относятся :
Несмотря
на принятый закон в феврале 2009 года,
ни одним эмитентом на территории
Республики Казахстан еще не были выпущены
исламские ценные бумаги. На сегодняшний
день только Министерство финансов РК
рассматривает возможность выпуска исламских
ценных бумаг на сумму
500 млн. долларов США.
Корпоративное управление в системе исламского финансирования в основном регулируется нормами практически аналогичными нормам принятым в традиционной финансовой системе. Отличие вызвано лишь нормами регулирующими соблюдение принципов исламского права. Ключевым положением в этом вопросе является наличие в исламском финансовом институте специального органа – Шариатского наблюдательного совета – отвечающего за соблюдение принципов исламского финансирования. Необходимость создания такого совета в исламской страховой организации является неоспоримой и в обязательном порядке должна быть установлена на законодательном уровне. Кроме того должны быть определены критерии отбора членов совета согласно международным стандартам. Помимо отсутствия соответствующего положения в законодательстве, регулирующем деятельность страхового сектора, проблема также заключается в отсутствии соответствующих кадров и возможности подготовки таковых на территории республики.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем:
Информация о работе Перспективы развития исламского страхования в Казахстане