Поддержка малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание

В рамках данной курсовой работы ставится цель: на основе современной научной литературы проанализировать экономическое содержание денежно-кредитной системы и инструменты ее регулирования. Достижение поставленной цели предполагается достичь, решив следующие задачи:
1. Изучить понятия и инструменты денежно-кредитной системы
3. Проанализировать денежно-кредитную систему
4. Рассмотреть методы регулирования денежно-кредитной системы РФ
5. Узнать о проблемах денежно-кредитных проблемах в России.

Содержание

Введение
1. Историческое развитие кредитно-денежной системы в России
1.1 Понятие денежно-кредитной системы
1.2 Инструменты денежно-кредитной системы
2. Особенности денежно-кредитной системы в РФ
2.1 Анализ денежно-кредитной системы РФ
2.2 Методы регулирования денежно-кредитной системы РФ
3. Характеристика и проблемы развития денежно-кредитной системы России
3.1 Структура кредитной системы России
3.2 Проблемы денежно- кредитной системы в России
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

bestref-197993.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

Основными направлениями  государственного регулирования являются:

1) Политика ЦБ в отношении финансовых институтов особенно банков;

2) Налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;

3) Участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;

4) Законодательное мероприятие исполнительной и законодательной власти регулирующей деятельность различных институтов кредитной системы.

 

2. Особенности денежно-кредитной  системы в РФ

2.1 Анализ денежно-кредитной системы РФ

 

В последние  годы денежно-кредитная политика Банка  России в целом характеризовалась  недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в следующих тенденциях:

- расплывчатом  определении основных задач политики процентной ставки;

- неразработанности  методики оценки спроса на  деньги и концептуальных подходов  к формированию денежного предложения;

- неэффективном  управлении золотовалютными резервами.

В мировой  практике к целям ДКП традиционно  относится обеспечение основных показателей макроэкономической устойчивости - экономического роста, занятости, ценовой стабильности, высокой конъюнктуры финансового рынка. В этой связи надо отличать цели ДКП от целевых показателей ее реализации. Последние включают: денежные агрегаты; размеры колебаний процентной ставки; темпы инфляции; уровень поддержки валютного курса.

Банк  России намерен в ближайшие годы завершить переход к режиму таргетирования инфляции. Под инфляционным таргетированием  обычно понимается разновидность ДКП, при которой центральный банк публично объявляет количественный показатель допустимой инфляции и берет на себя обязательство обеспечить рост цен в пределах установленного диапазона. Основным механизмом достижения указанной цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве инструмента ДКП применяется краткосрочная процентная ставка.

Вместе  с тем, планируемый переход Банка  России к таргетированию инфляции может  значительно усилить риски макроэкономической нестабильности. При таком варианте ДКП для ослабления воздействия на нее внешних шоков используется режим свободно плавающего валютного курса. Но отказ от поддержки валютного курса в определенном диапазоне приведет к значительным колебаниям рубля по отношению к другим валютам и будет провоцировать резкие притоки и оттоки спекулятивного иностранного капитала. В этих условиях на курс рубля будет оказываться дополнительное воздействие.

На  ближайшие годы Банком России продекларирована задача превращения процентной ставки в главный инструмент ДКП. Предполагается обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок по собственным операциям ЦБ РФ и снижение волатильности ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок.

Немаловажное  значение приобретает эффективное  управление международными резервами, которое должно обеспечивать как  их сохранность, так и высокую  доходность. При этом в первую очередь необходимо минимизировать инвестиционные риски.

В сентябре-октябре 2008 г. в условиях неустойчивости рынка  межбанковского кредитования Банк России предпринял ряд мер по созданию новых  инструментов увеличения ликвидности  в экономике. Но было бы большой ошибкой допустить инвестиционные и управляющие компании к системе рефинансирования центрального банка. Это привело бы к неконтролируемости процесса формирования ликвидности и создало бы риск перекредитования финансового сектора.

Подводя итог вышесказанному можно отметить, что принятие эффективных мер по недопущению в будущем глобальных финансовых кризисов потребует активного международного сотрудничества, такого же масштабного, как проведение Бреттон-Вудской и Ямайской международных конференций. Это позволит решить ряд проблем, которым до последнего времени не уделялось должного внимания. Например, следует обеспечить контроль за формированием международной ликвидности в результате мультиплицирования резервных валют. Это, скорее всего, обусловит необходимость ликвидировать банковские оффшорные зоны (с такими предложениями уже выступил ряд развитых стран, в частности Германия и Франция). Их деятельность не только ослабляет контроль за международной ликвидностью, но и является, по сути, недобросовестной конкуренцией в сфере налогообложения. Нужно также унифицировать требования к качеству банковского залога и предотвращать использование ценных бумаг, эмитированных при секьюритизации выданных кредитов, для обеспечения новых ссудных обязательств.

2.2 Методы регулирования денежно-кредитной системы РФ

 

Регулирование денежного обращения  в РФ возложено на Банк России. В  соответствии с Федеральным законом  «О центральном банке Российской федерации» от 12 апреля 1995г. основные инструменты  денежно-кредитной политики банка:

- процентные ставки по операциям  Банка России;

- нормативы обязательных резервов;

- операции на открытом рынке;

-рефинансирование банков;

- депозитные операции;

- валютное регулирование;

- установление ориентиров роста  денежной массы;

- прямые количественные  ограничения.

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать  общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в  целом.

Применяются также выборочные (селективные методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитование различных отраслей). К выборочным методам относятся:

- ограничение размеров  банковских кредитов для отдельных  банков или ссуд (кредитные потолки)

- регламентация условий выдачи конкретных видов кредита, в частности, установление размеров маржи, т. е разницы между суммой обеспечения и размером выданной суммы.

Банк России выдает кредиты  коммерческим банкам. В Законе говорится, что Банк России регулирует общий  объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Процентные ставки по операциям Банка России (ставки рефинансирования). Законом предусматривается возможность  установления одной или нескольких процентных ставок по разным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Под системой рефинансирования понимаю формы, порядок, условия, сроки лимиты кредитования Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы. Процентная политика является методом регулирования кредитно-денежной системы. Повышая ставку на учетно-ссудный операциям, центральный банк уменьшает возможности коммерческим банков и их клиентов получить кредит, что приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это, в свою очередь, отражается на состоянии платежного баланса, уровне валютного курса. Повышение ставок способствует привлечения в страну иностранного краткосрочного капитала, что приводит к активизации платежного баланса, увеличению предложения иностранной валюты, в результате чего происходит снижение курса иностранной валюты и повышение курса национальной валюты. Снижение ставки ЦБ приводит к противоположным результатам.

Социально-экономические последствия при повышении спроса конъюнктуры на денежные ресурсы выражается снижением роста цен, замедление инвестиций и роста производства, провоцирует рост безработицы. При таком положении Банк России проводит кредитно-денежную политику: снижает ставку рефинансирования, удешевляет кредит для банков и их клиентов, расширяет его, а значит, увеличивает количество денег в обращении, расширяет спрос на товары и услуги, стимулирует инвестиции и рост производства, что сокращает безработицу, но не может провоцировать рост цен.

Высший уровень ставки рефинансирования был в декабре 1993г – 3101, к августу 1994г – 1401, в 1997 году она снизилась с 48 до 21%, летом 1998г снова был отмечен всплеск на уровнях 90, 150, 60, 80%. С августа 2002г ставка рефинансирования Банка России составляет 21% , с октября 2006г – конца 2007г ставка рефинансирования снижена до 11%. С июня 2009г установлена новая ставка рефинансирования Банка России в размере 11,5% годовых.

Существенное воздействие  на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах Центрального Банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредита. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

Роль обязательного кредита двоякая: во-первых, тормозит эмиссии коммерческими банками; во-вторых, является инструментами текущего регулирования ликвидности на денежном рынке. Нормы обязательных резервов неодинаковы в разных странах, они зависят от «качества» привлекаемых ресурсов, устойчивости банковской системы и состояния дел в экономике и на денежном рынке.

Самыми неустойчивыми  ресурсами банков являются вклады до востребования (бессрочные вклады), следовательно, по ним и нормы резервирования выше. По срочным вкладом нормы резервирования зависят от срока вклада. Так, в США высшая норма резервирования по текущим счетам составляет 12%, по срочным и сберегательным счетам 3%, в Японии-2,5; 1,75 и 0. В России размер обязательных резервов, порядок их депонирования устанавливаются советом директоров ЦБ РФ.

Согласно закону высшая граница нормы обязательных резервов в РФ установлена равной 204. нормативы  могут быть дифференцированы для  различных кредитных организаций. Они не могут быть единовременно  изменены более чем на 5%, т. е главным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если ЦБ продает имеющиеся у них ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы и возможности последних предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг. Для регулирования краткосрочных процентных ставок, применяются операции ЦБ с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика и проблемы развития денежно-кредитной системы России

 

    1. Структура денежно-кредитной системы России

Современная кредитно-денежная система представляет собой результат  длительного исторического развития и приспособления к потребностям развития экономики. Кредитная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования экономики. Кредитная система служит мощным фактором концентрации и централизации капитала, способствующим быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике.

Основой кредитной системы  исторически являются банки. Выполнение отдельных банковских операций восходит к глубокой древности (Древний Вавилон, Египет, Греция и Римская империя). Первые предшественники современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела - обмен денег различных городов и стран. Главными операциями банков был прием денежных вкладов и безналичные расчеты. Позднее по такому принципу организовались банки в Амстердаме (1605 г.) и Гамбурге (1618 г.) Банки обслуживали преимущественно торговлю и расчеты, но недостаточно были связаны с производством. Не была развита у них и такая важная функция, как выпуск кредитных денег.В кредитной системе каждой страны выделяется три звена: Центральный банк, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения. При этом каждое звено выполняет свои конкретные функции.

Главное положение в  кредитной системе занимает Центральный  банк (ЦБ). Он является, как правило, государственным учреждением. К основным функциям Центрального банка относятся следующие:

Первая. Эмиссионная функция – старейшая и одна их наиболее важных функций ЦБ. Хотя в современных условиях безналичные деньги играют более важную роль, эмиссия центральных банков сохраняет свое значение, поскольку наличные деньги по-прежнему необходимы для осуществления значительной части платежей (в России наличные деньги составляют 30–37% совокупной денежной массы).Вторая. Функция аккумуляции и хранения кассовых резервов для коммерческих банков заключается в том, что каждый банк обязан хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру вкладов, сделанных в данный банк. Изменение нормы резервов – один из основных методов денежно-кредитной политики государства. Третья. ЦБ является хранителем официальных золотовалютных резервов страны (в России официально золотовалютные резервы составляли в марте 1998 г.16 млрд дол., а на 1 января 2000 г. – 15 млрд дол.). Вместе с тем, золотой запас России в 1998 г. составил 463 т., что несопоставимо с запасами США (8141 т), Германии (2960 т), Италии (2047), Швейцарии (2590 т), Франции (2547 т), но и таких стран как Голландия (842 т) и Япония (754 т), Бельгия (1974 г.). Четвертая. ЦБ осуществляет кредитование коммерческих банков и кассовое обслуживание государственных учреждений. Пятая. Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов. ЦБ ведет счета правительственных учреждений и организаций, местных органов власти, аккумулирует на этих счетах средства и проводит выплаты с них. Кроме того, он осуществляет операции с государственными ценными бумагами; предоставляет государству кредит в форме прямых, краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. ЦБ также проводит по поручению правительства операции с золотом и иностранной валютой.Шестая. ЦБ осуществляет безналичные расчеты, основанные на зачете взаимных требований и обязательств (клиринг).

Информация о работе Поддержка малого предпринимательства