Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:57, курсовая работа
В рамках данной курсовой работы ставится цель: на основе современной научной литературы проанализировать экономическое содержание денежно-кредитной системы и инструменты ее регулирования. Достижение поставленной цели предполагается достичь, решив следующие задачи:
1. Изучить понятия и инструменты денежно-кредитной системы
3. Проанализировать денежно-кредитную систему
4. Рассмотреть методы регулирования денежно-кредитной системы РФ
5. Узнать о проблемах денежно-кредитных проблемах в России.
Введение
1. Историческое развитие кредитно-денежной системы в России
1.1 Понятие денежно-кредитной системы
1.2 Инструменты денежно-кредитной системы
2. Особенности денежно-кредитной системы в РФ
2.1 Анализ денежно-кредитной системы РФ
2.2 Методы регулирования денежно-кредитной системы РФ
3. Характеристика и проблемы развития денежно-кредитной системы России
3.1 Структура кредитной системы России
3.2 Проблемы денежно- кредитной системы в России
Заключение
Список литературы
Совокупность мероприятий денежной политики (регулирует прежде всего изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики государства.
Коммерческие банки представляют собой центры кредитной системы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера: он не только принимает вклады населения и предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.Операции коммерческого банка подразделяются на пассивные (привлечение средств) и активные (размещение средств). Кроме того, коммерческие банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами).
Функции коммерческих банков – это, прежде всего, аккумулирование бессрочных депозитов (ведение текущих счетов) и оплата чеков, выписанных на эти банки, а также предоставление кредитов предпринимателям. На базе этих операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).
Важное место в современной кредитной системе занимают специализированные кредитно-финансовые организации (они возникли в XIX в.
3.2 Проблемы денежно-кредитной системы
Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком на протяжении многих лет, отражает поверхностно и не конкретно основные тезисы о росте инфляции и валютной политике. При этом целевые показатели не всегда точные и вопрос реализации задуманных целей весьма сомнителен по многим аспектам. Это государственная политика в части выполнения своих обязательств и проведения структурных реформ, государственная фискальная политика, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционное ожидания, цены на сырье естественных монополий, конъюнктура мирового рынка на основные показатели рынка российского сырья, состояние платежного баланса. Таким образом, Центральный банк снимает с себя ответственность за неисполнение целевого уровня инфляции, перекладывая ее на Правительство РФ.
Основные предположения при разработке денежно-кредитной политики - неизменность конъюнктуры рынка, отсутствие макроэкономического анализа. Вместе с тем уже не вызывает сомнений, что эти изменения каждый год весьма значительны. Как результат, денежно-кредитная политика не представляет сценарных стратегий осуществления денежно-кредитного регулирования, т.е. фактически Центральный банк не готов к «встрече» с неблагоприятными условиями рынка.
Это дает основание расценивать денежно-кредитную политику, осуществляемую Банком России, как политику следования за основными экономическими направлениями. Кроме того, что целевые показатели денежно-кредитной политики не конкретные, не проводится разработка статистических параметров и, соответственно, вариантных сценариев для обеспечения оптимального уровня развития экономики. На первый взгляд, данный закон противоречит условиям независимости Центрального банка, определяемым Конституцией и соответствующим мировой практике. Однако после подробного анализа денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, институциональных преобразований в части ее совершенствования и формирования условий качественного денежно-кредитного регулирования, становится ясно, что в настоящее время Банк России не может взять на себя полную ответственность в вопросах макроэкономического регулирования денежно-кредитных процессов.
Центральный банк неоднократно ссылался на государственную политику, осуществляемую правительством, как на фактор, препятствующий выработке стратегических ориентиров и конкретных решений при разработке, а затем при проведении денежно-кредитной политики (об этом свидетельствует отсутствие в денежно-кредитной политике конкретных показателей или их сомнительность ввиду непредсказуемости государственной политики).
Правительство не может допустить, чтобы в государственной денежно-кредитной политике отсутствовали целевые показатели инфляции, процентные ставки, объемы денежной эмиссии. Поэтому очевидна необходимость создания единого документа, формирующего согласованные позиции Центрального банка и Правительства РФ в части денежно-кредитного регулирования экономики.В связи с этим Государственная Дума и российская научная общественность неоднократно выдвигали предложения о сокращении степени независимости Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования и о более активном вовлечении в данный процесс Государственной Думы и Правительства РФ в целях улучшения качества денежно-кредитной политики, усиления процессов рефинансирования коммерческих банков Центральным банком, сокращения информационного разрыва между ЦБ и остальной общественностью, а также с целью формирования благоприятных ожиданий участников рынка. Это является необходимым условием для успешного проведения государственной денежно-кредитной политики. Между тем вероятность лишить Банк России всех признаков независимости, весьма велика и при пролонгации сегодняшней ситуации все более увеличивается.
Заключение
Современная денежно-кредитная система представляет собой совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процентов, сроки кредита, ставки рефинансирования и др.) и институтов денежно-кредитного регулирования.
Роль денежного обращения проявляется в следующем:
Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменение ставки Центрального Банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.
Кредитной системе РФ предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития страны. За 80-летний период существования денежно-кредитная система России претерпела ряд реформ, в результате которых изменялась ее структура, формы собственности, системы управления. Периодически двухъярусная система менялась на трехъярусную. Командно-административное функционирование денежно-кредитной системы, длившееся с 30х – 90е гг. показало ее слабую эффективность, особенно в период обострения финансово-экономических проблем. Кредит, по существу, перестал играть роль активного инструмента на научно-техническое обновление экономики.
Финансовый кризис России в 1998 году нанес удар по банковской системе по двум причинам:
Начало нового реформирования денежно-кредитной системы в 2001 году можно охарактеризовать, как полное завершение вывода с рынка кредитных организаций имевших признаки несостоятельности (банкротство):