Показатели системы национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:30, реферат

Описание

Изучение экономической роли государства - неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто - либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Показатели системы национальных счетов: чистый внутренний продукт, национальный доход, личный доход, личный располагаемый доход………………………………………………..5
Цели, функции и формы государственного регулирования рыночной экономики………………………………………………..9
Задача………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

макроэконома готовая.docx

— 44.86 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Показатели системы национальных счетов: чистый внутренний продукт, национальный доход, личный доход, личный располагаемый доход………………………………………………..5
  2. Цели, функции и формы государственного регулирования рыночной экономики………………………………………………..9
  3. Задача………………………………………………………………..21

Список использованной литературы…………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Макроэкономика - раздел экономической теории, в котором исследуется экономика как целостная система, формируются цели экономической политики и определяются экономические инструменты, необходимые для ее реализации. Макроэкономический подход используется для исследования состояния и динамики экономики на национальном уровне или на уровне больших секторов.  Макроэкономика занимается экономикой в национальном масштабе и потому имеет дело с агрегированными экономическими показателями, такими, как валовый национальный продукт, национальный доход, валовые инвестиции, совокупный спрос, совокупное предложение.        Макроэкономика - совокупность взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг. В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а также механизм их взаимодействия на товарном рынке и рынках факторов производства в условиях различных видов конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, рассматривающую функционирование экономики в целом. На это указывает приставка "макро" (большой), которая акцентирует внимание на том, что данная ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические проблемы.  

В данной работе рассмотрим показатели системы национальных счетов. Цели, функции и формы государственного регулирования рыночной экономики.

Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие  макроэкономические показатели – объем  выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества.

Изучение экономической  роли государства - неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто - либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатели системы  национальных счетов: чистый внутренний продукт, национальный доход, личный доход, личный располагаемый доход.

В экономической теории и  статистике широко используются взаимосвязанные  показатели национальных счетов, которые  рассчитываются на основе ВВП. Система  национальных счетов (СНС) связывает  воедино важнейшие макроэкономические показатели – объем выпуска товаров  и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества.  

СНС представляет собой современную  систему сбора и обработки  информации и применяется практически  во всех странах для макроэкономического  анализа рыночной экономики. Она  позволяет в наглядной форме  представить ВВП (ВНП) на всех стадиях  его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного  использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты  и механизмы функционирования. 
    СНС возникла в развитых странах Запада 1930-х – первой половине 40- Для конъюнктурной оценки развития экономики и разработки экономических и политических мероприятий требовалась оценка хозяйственной деятельности на основе синтетических показателей, взаимосвязанных между собой. Таким образом, практические нужды привели к возникновению идеи национального счетоводства, системы макроэкономических показателей, отражающих все основные параметры функционирования экономики. Первые расчеты национального дохода были произведены в США в 1932 году. К этому же периоду относятся первые официальные оценки национального дохода Германии и Японии. Позднее официальные оценки национального дохода были произведены в Великобритании и Франции. 
    Теорию национального счетоводства на протяжении двух столетий создавали многие экономисты – теоретики и практики, среди которых необходимо отметить имена таких ученых ХХ века, как Р. Стоуна, А. Мэдисона, Э. Денисона, В. Леонтьева (США), Ф. Перу (Франция), Дж. Хикса, Дж. М. Кейнса (Великобритания). 
Особое внимание совершенствованию СНС уделят международные организации и, прежде всего, ООН. Стандартная система национальных счетов, разработанная Статистической комиссией ООН, применялась с 1953 года. Это была система из шести счетов, которые давали возможность оценить экономическое развитие страны.

     СНС характеризует воспроизводимые и невоспроизводимые (земля, лесные ресурсы, полезные ископаемые и т.д.) материально-вещественные ресурсы, а также финансовые активы и пассивы, увязанные с движением финансовых потоков. 
С 1993 года действует третья модификация международной стандартной системы национальных счетов, построенная на последних к тому времени достижениях теории и практики национального счетоводства в отдельных странах. 
При разработке этой системы были определены границы «экономического производства» (т.е. сферы производства ВВП, которые охватывают производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг в домашнем хозяйстве (приготовление пищи, уборка жилища, воспитание детей и т.д.). В производство включена деятельность по защите окружающей среды. 
         Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода.

 

Система национальных счетов играет важную роль в экономике в  целом.

Они дают нам возможность  держать руку на экономическом пульсе страны. Система национальных счетов позволяет нам измерять объем  производства в конкретный момент времени  и раскрывать причины, по которым  производство находится именно на этом уровне.Сравнивая уровни национального дохода за некоторый отрезок времени, мы можем проследить долговременную тенденцию, определяющую характер развития экономики: рост, стабильное воспроизводство, застой или спад.

Информация, которую содержат национальные счета, служит основой  для формирования и проведения в  жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики: без такой системы  учета экономическая политика базировалась бы на интуиции. Национальные счета  позволяют систематически следить  за экономическим здоровьем общества и определять политику, которая бы способствовала поддержанию и улучшению  этого здоровья. 
В целом рекомендованные Статистической службой ООН в качестве международного стандарта национального счетоводства СНС представляет собой два уровня: сводные счета (отражают движение ВВП, национального дохода (НД), финансирования капиталовложений, операции с другими странами) и детализированные счета (показывают межотраслевые связи, движение доходов, их распределение и конечное потребление).  

Рассмотрим важнейшие  показатели системы национальных счетов, характеризующие движение ВВП на различных его стадиях.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) представляет собой ВВП за вычетом  амортизационных отчислений. С помощью  показателя ЧВП можно измерить годовой  объем производства, который экономика (предприятия, государство, домохозяйства) в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих  периодов: ЧВП = ВВП-амортизация. Таким  образом, в ЧВП включается только чистые инвестиции. Что касается амортизации, то она является частью валовых инвестиций и входит в ВВП. Амортизация отражает возмещение запаса капитала, который использовался в текущем году.

Национальный доход (НД). Для определения показателя общего объема заработной платы, процента, прибыли  и ренты, т.е. платежей, полученных при  производстве ВВП в данном году, необходимо вычесть из ЧВП косвенные  налоги на предпринимателей. Смысл  этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать  как поставщика экономических ресурсов. Таким образом, мы получаем показатель национального дохода (НД). С точки  зрения собственников ресурсов, национальный доход является измерителем их доходов  от участия в производстве за текущий период.

Располагаемый доход (РД), или  личный располагаемый доход представляет собой полученный домашними хозяйствами  доход, отличающийся от НД, который  является заработанным доходом. Здесь  следует отметить, что часть заработанного  дохода – взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий –  не поступает в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, осуществленные государством, не являются результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют часть их дохода. Таким образом, располагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, нераспределенных прибылей, индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство) и добавления суммы всех трансфертных платежей. Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества и используется на потребление и сбережения домашних хозяйств.

Цели, функции  и формы государственного регулирования  рыночной экономики

Рыночная система формировалась  на протяжении нескольких тысяч лет  в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого  процесса лежало развитие общественного  разделения труда и экономическое  обособление производителей в рамках частной формы собственности  на средства производства. Этот процесс  сделал необходимой и единственно  возможной формой связи между  экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений рынка.

«Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической  истории человечества. Ведь это - «рынок покупателя», в котором производитель  утрачивает диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета к потребителю, (то есть, от продавца к покупателю), то нам  станет, ясна и необходимость характеристики новой ступени экономической  истории общества только как «рыночной» экономики. Сам по себе производитель (продавец) - это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.

Избавляя общество от дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация вместе с тем  демонстрирует явную неспособность  решать другие, может быть, не менее  важные социально-экономические проблемы. К первой, прежде всего, относится  удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах  и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а  их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и  т. п. Поскольку речь идёт о товарах  и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров  и услуг целиком вынуждено  брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и  отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта).

Всё это даёт возможность  существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или  вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.

Существуют и требуют  государственного вмешательства и  иные проблемы, которые рынок также  решить не в состоянии. Сюда относятся  крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, и многое другое.

Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной  организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые  могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду  считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее  удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.

Неслучайно неотъемлемым свойством рыночной системы является её многосекторность, т.е. разнообразие форм собственности и хозяйственной деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной эффективностью и неодинаков в разных странах.

Для развитых стран наиболее типична акционерная (корпоративная) форма собственности. Она преобладает  в крупных производствах с  большими массами применяемых средств производства и капитала. В сфере же малого и среднего бизнеса доминирует частная, или индивидуальная, форма собственности. Кроме названных двух основных форм в большинстве рыночных стран успешно функционирует кооперативная (коллективная) форма собственности. Как правило, это производственные кооперативы или небольшие предприятия, выкупленные коллективом в свою собственность. Очень важную роль во многих отраслях играет и государственная форма собственности. Госсектор обычно охватывает малодоходные отрасли производства (энергетика, часть транспорта, почта и т.п.). И социальную инфраструктуру (просвещение, наука, здравоохранение, социальное обеспечение). Госсектор выполняет две взаимосвязанные функции: служит источником независимого от негосударственного сектора источника доходов бюджета и выступает регулятором самых разнообразных рыночных процессов (от смягчения проблем занятости до поддержания конкуренции в прибыльных сферах экономики).

Фиаско рынка - это случаи, когда рынок оказывается не в  состоянии обеспечить эффективное  использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

Информация о работе Показатели системы национальных счетов