Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:30, реферат
Изучение экономической роли государства - неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто - либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.
Введение…………………………………………………………………….3
Показатели системы национальных счетов: чистый внутренний продукт, национальный доход, личный доход, личный располагаемый доход………………………………………………..5
Цели, функции и формы государственного регулирования рыночной экономики………………………………………………..9
Задача………………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………….24
1) монополия;
2) несовершенная информация;
3) внешние эффекты;
4) общественные блага.
Во всех этих случаях приходит
на помощь государство. Оно пытается
решить эти проблемы, осуществляя
антимонопольную политику, социальное
страхование, ограничивая производство
товаров с отрицательными внешними
эффектами и стимулируя производство
и потребление экономических
благ с положительными внешними эффектами.
Эти направления деятельности государства
составляют как бы нижнюю границу
вмешательства государства в
рыночную экономику. Однако в современном
мире экономические функции
Государственный аппарат
стремился решить две взаимосвязанные
задачи: обеспечить нормальную работу
рынка и решить (или хотя бы смягчить)
острые социально-экономические
Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определённые ограничения.
Прежде всего, недопустимы
такие методы вмешательства государства,
которые разрушают рыночный механизм,
подменяют его прямым администрированием.
Гораздо эффективнее действуют
косвенные регуляторы (налоги, субсидии
и т.д.), особенно те из них, которые
органично встроены в рыночную экономику.
Поэтому государственное
Современная экономика, преодолев
крайности альтернативного
Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство - институт, представляющий всё общество и обладающий правом внешнеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращает эту задачу в «вечную» проблему.
Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:
1. При прочих ранних
условиях предпочтение следует
отдавать рыночным формам
2. Государственное
3. Государственная финансовая,
кредитная и налоговая
4. Государственное вмешательство
в рыночные процессы тем
5. Особую значимость
Таким образом, современная
рыночная экономика является «государственно
регулируемой». Более того, именно государство
превратилось сегодня в гаранта
стабильности, оптимальности и
Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:
· минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
· создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
· обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.
Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательств и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».
Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:
· жесткий контроль над ценами предприятий монополистов;
· поддержку конкуренции (в т.ч. и посредством контролируемого доступа на отечественный рынок иностранных производителей)
· антимонопольную экспертизу принимаемых законов
Столь же актуальна и дефляционная
политика (стабилизация уровня цен) государства,
поскольку современной рыночной
экономике присущи
· или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует ограничения прироста денежных доходов населения;
· или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен;
· или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.
Рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только государство. Уже одна эта функция даёт государству роль «регулятора» рыночной экономики. Действительно, размеры наличной и депозитной - чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень её обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платёжеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и её валютный курс).
Однако понятие «финансы» имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства (государственный бюджет), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.
Хотя размеры государственных доходов постоянно растут, величина государственных расходов растёт ещё быстрее. Эта диспропорция объясняется направлениями государственного бюджета в современном обществе:
· субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики, оказывать поддержку предприятиям, попадающим в критическую ситуацию
· финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения
· государственное потребление
(государственные закупки
Понятно, что размеры затрат по каждому из названных направлений способны оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики.
В настоящее время государство обладает широким «набором» эффективных финансовых регуляторов:
1. Налоги - обязательные государственные
сборы. Именно справедливость
и рациональность
2. Инвестиции. Государственные
инвестиции и заказы создают
гарантированный рынок,
3. Дотации - денежные суммы,
выделяемые из госбюджета для
преодоления отраслевых
4. Учётная ставка - разница
между номиналом ценных бумаг
и размером их досрочной
5. Регулирование цен.
Стабилизационная функция государства
Эта функция предполагает
обеспечение сохранности
Использование имеющегося мирового
опыта по стабилизации экономики
в России затруднено, а часто невозможно
по двум основным причинам: во-первых,
в России отсутствует достаточная
конкурентная среда рынка с его
инфраструктурой; во-вторых, инфляция
в российской экономике сочетается
с общим кризисом существующей общественно-экономической
системы, что в мировой практике
встречается редко. Чтобы подавить
инфляцию государство вводит временное
замораживание цен и доходов,
устанавливаются верхние
В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствлённой рыночной экономики, действующей в административно-командном режиме.
Среди функций, выполняемых государством во всех без исключения странах с рыночной экономикой, большое место занимает распределительная функция. Она направлена на ликвидацию большого разрыва в доходах различных социальных групп населения, который может возникать, и возникает в результате действия механизмов саморегуляции, присущих рыночной экономике. Специфика действия этих механизмов такова, что часть населения вообще не может обеспечить достойный уровень существования, сложившийся на данный период времени и учитывающий традиции данного общества. Законы рынка довольно жестки и жестоки. При этом, как известно, они заставляют страдать не обязательно и не всегда виноватых. Для обеспечения всем членам общества достойной жизни, а тем самым для поддержания в обществе атмосферы спокойствия и равновесия и недопущения социальных конфликтов и потрясений государство выполняет распределительную функцию. Изымая часть доходов различными, достаточно хорошо отработанными методами, государство затем распределяет их в пользу нуждающихся. В частности, повышает доходы малоимущим слоям населения, выдает беднякам продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям, создает систему обучения и переквалификации безработных, обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума, предоставляет бесплатные услуги здравоохранения и обучения. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство. Но государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов, т.к. неравенство доходов - это обязательное условие эффективного функционирования рыночной экономики. А государство, в свою очередь, средства для выплаты этих самых пособий черпает из взимания налогов, например, в США, около 60% федеральных доходов от акцизного налогообложения дают всего три товара - алкоголь, табак и бензин. Благотворительные фонды имеют бесспорное преимущество перед другими способами, т.к. решение богатого поделиться с бедным продиктовано лишь его желанием, а не навязано извне. Этим благотворителем может выступить и государство.