Понятие пенсионного страхования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:44, дипломная работа

Описание

Цель работы - изучить систему обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и новые подходы к пенсионному обеспечению граждан.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить систему пенсионного страхования в Российской Федерации.
2. Проанализировать структуру и принципы работы Пенсионного фонда РФ.
3. Определить основные этапы и результаты пенсионной реформы в РФ.
4. Определить уровень работоспособности системы пенсионного страхования в РФ.
5. Сформулировать перспективные направления деятельности по улучшению системы пенсионного страхования в РФ.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие пенсионного страхования в российской федерации
1.1 Обязательное пенсионное страхование
1.2 Добровольное пенсионное страхование
Глава II. Пенсионный фонд российской федерации
2.1 Структура Пенсионного фонда Российской Федерации
2.2 Уровень пенсионного обеспечения в Белгородской области
Глава III. Система пенсионного страхования в белгородской области
3.1 Структура, результаты работы и уровень пенсионного обеспечения в ГУ УПФР по Корочанскому району Белгородской области
3.2 Перспективы улучшения системы пенсионного страхования в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 83.42 Кб (Скачать документ)

 

личное накопительное  пенсионное страхование, предусматривающее  формирование, назначение и выплату  личных дополнительных пенсий на основании  пенсионных договоров, заключённых  физическими лицами в свою пользу, или физическими либо юридическими лицами в пользу третьих физических лиц, независимо от их места работы и жительства;

 

корпоративное накопительное  пенсионное страхование, предусматривающее  формирование, назначение и выплату  корпоративных дополнительных пенсий на основании пенсионных договоров, заключенных работодателем в  пользу физических лиц, состоящих (ранее  состоявших) в трудовых отношениях с работодателем, по условиям, определённым трудовым договором, либо коллективным договором, либо региональным (отраслевым, межотраслевым, территориальным, профессиональным) соглашением;

 

региональное накопительное  пенсионное страхование, предусматривающее  формирование, назначение и выплату  региональных дополнительных пенсий на основании пенсионных договоров, заключённых  по единым для данного административно-территориального образования Российской Федерации  условиям.

 

Деятельность по добровольному  накопительному пенсионному страхованию  включает в себя приём и накопление пенсионных взносов, инвестирование и  организацию инвестирования активов  добровольного накопительного пенсионного  страхования, учёт пенсионных накоплений, назначение и выплату дополнительных пенсий пенсионерам. Добровольное накопительное  пенсионное страхование осуществляется в соответствии с условиями пенсионного  договора, заключаемого между вкладчиком и накопительным пенсионным фондом. Добровольное накопительное пенсионное страхование осуществляется исключительно  накопительными пенсионными фондами, а именно, на базе осуществления  данного страхования создаётся  фонд по добровольному накопительному пенсионному фонду.

 

Вкладчиком в данный фонд могут быть различные лица:

 

1. Любое физическое лицо, являющееся гражданином Российской  Федерации, иностранным гражданином  или лицом без гражданства.

 

2. Любое юридическое лицо, зарегистрированное на территории  Российской Федерации, а также  иностранное юридическое лицо.

 

3. Исполнительные органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации и (или)  исполнительные органы местного  самоуправления.

 

Участниками данного фонда  могут быть различные физические лица, заключившие пенсионные договоры.

 

Пенсионные взносы по добровольному  страхованию уплачиваются вкладчиками  в соответствии с выбранными ими  пенсионными схемами, которые также  могут быть различного вида:

 

с установленными взносами (условия  пенсионной схемы устанавливают  порядок уплаты пенсионных взносов  вкладчиком, а порядок выплаты  дополнительной пенсии участнику определяется в момент её назначения);

 

с установленными выплатами (условия пенсионной схемы устанавливают  порядок выплаты дополнительной пенсии участнику, в соответствии с  которым оговаривается порядок  уплаты пенсионных взносов вкладчиком).

 

Вкладчики и пенсионеры вправе требовать замены пенсионной схемы, выбранной при заключении пенсионного  договора, на другую зарегистрированную пенсионную схему данного фонда. Вкладчики взносов несут обязанность  по выбору определенной пенсионной схемы, но с правом её изменения на другую предоставленную. С одной стороны, данный способ уплаты взносов является эффективным и гарантированным, но с другой стороны - имеет некоторые  несостыковки в распределении внесённых  в фонд денежных средств.

 

Фонд обязан осуществлять учет исполнения своих накопительных  обязательств перед вкладчиками  и пенсионных обязательств перед  пенсионерами в форме ведения  пенсионных счетов добровольного накопительного пенсионного страхования [18,66].

 

Необходима нормативная  база, закон, регулирующий деятельность НПФ. Добровольные пенсионные накопления необходимо также стимулировать  путем предоставления налоговых  льгот. То есть другим источником в  негосударственный пенсионный фонд будет как раз та "подушка" доходов граждан, которая будет  свободна от взносов в государственный  Пенсионный фонд. Как отмечалось выше, будет установлена верхняя планка доходов, с которых берутся обязательные взносы в государственный Пенсионный фонд. Разница между фактическим  доходом и величиной дохода, облагаемой обязательными страховыми взносами, явится реальным источником средств  для добровольного негосударственного пенсионного страхования.

 

В целях обеспечения повышения  надежности негосударственных пенсионных фондов необходимо формирование эффективной  системы надзора и регулирования  их деятельности, включая реорганизацию  существующей системы надзора и  регулирования негосударственных  пенсионных фондов с целью расширения их функций и повышения эффективности, контрактов со специализированными  управляющими компаниями-депозитариями, совершенствование системы учета  и отчетности негосударственных  пенсионных фондов, повышение информационной прозрачности деятельности этих фондов.

 

НПФ концентрировались на накопительных аспектах, четко регламентируя  взаимоотношения накопителя и учетчика пенсионных активов, их инвестора и  контролера-депозитария. При этом без  должного внимания оставались те виды пенсий, основания для которых  возникают в результате реализации непредвиденных обстоятельств, неопределенных рисков. Это, например, пенсии, выплачивавшиеся  ранее из средств фонда социального  страхования: пенсии по потере трудоспособности (инвалидности) и пенсии по потере кормильца. В странах с развитой индустрией и культурой страхования граждане и их семьи защищены от указанных  рисков специальными страховыми полисами, поэтому пенсионные системы такие  виды выплат могу и не предусматривать. Однако преобразования в государствах бьющего социалистического лагеря происходят, как правило, на фоне углубляющегося кризиса социального обеспечения  и становления национальных страховых  рынков, что необходимо учитывать  при рассмотрении вопроса о целесообразности включения рисковых пенсии в реформируемую  систему пенсионного обеспечения.

 

Казалось бы, простым и  естественным решением проблемы могла  бы стать передача этих пенсий НПФ. Но, к сожалению, емкость негосударственных  пенсионных фондов в развивающейся  системе НПО весьма ограничена, и  даже немногочисленные выплаты, производимые в результате реализации указанных  рисков, могут серьезно повлиять на платежеспособность фонда. Кроме того, роль НПФ здесь сводится в основном к выполнению функций "учетчиков" пенсионных активов и обязательств. В России, например, НПФ законодательно определены как некоммерческие организации, не имеющие права брать на себя никаких обязательств, кроме пенсионных, да и те зачастую ограничиваются лишь размерами сформированного пенсионного актива.

 

В сложившейся ситуации негосударственным  пенсионным фондам следует искать стратегических партнеров, деятельность которых связана  с "обслуживанием" рисков смерти и потери трудоспособности. Такими партнерами, к примеру, являются страховые  компании. Им, помимо "демографических" рисков, НПФ могут передавать и  часть инвестиционных рисков, что  позволит создать более или менее  адекватный механизм компенсации инфляции.

 

Дополнительным стимулом для организации подобного сотрудничества послужит возможность использования  негосударственным пенсионным фондом опыта административной деятельности страховой компании. С точки зрения совместного развития пенсионных продуктов  и внедрения новых технологий взаимодействие этих двух родственных  институтов представляет собой плодотворную кооперацию, направленную на более  полное удовлетворение запросов потенциальных  клиентов, а не на конкуренцию на одном поле, как это часто пытаются представить.

 

В сотрудничестве со страховой  компанией НПФ приобретает дополнительную емкость, определяемую емкостью страховой  компании. На практике этого бывает достаточно для обеспечения потребностей в комплексном пенсионном обеспечении  крупного промышленного предприятия, если численность его работников не превышает десять - двадцать тысяч  человек. Для формирования подобных программ на более крупных предприятиях НПФ, возможно, придется привлекать несколько  страховых компаний или включать в договор страхования пункт  о необходимости перестрахования  рисков в перестраховочной компании [14, 53].

 

Для того чтобы правильно  выбрать управляющую компанию (УК), которой доверить управление своими пенсионными накоплениями, нужно  на что - то опереться. Такими критериями могут стать:

 

надежность;

 

информационная открытость;

 

ожидаемая доходность работы;

 

деловая репутация УК.

 

О надежности можно судить по таким параметрам: стаж работы в  области управления активами: чем  он больше, тем лучше.

 

Сумма собственных средств (размер собственного капитала): при  прочих равных чем она больше, тем  лучше. Минимальный уровень, который  был установлен условиями конкурса, - 40 миллионов рублей.

 

Собственные средства - это  все имущество компании за вычетом  ее долгов (или, выражаясь более официально, активы за вычетом обязательств). Проще  говоря, сумма собственных средств - это то, что осталось бы у компании, если бы она продала все свое имущество  и расплатилась со всеми своими долгами. Большой размер этого показателя, во-первых, говорит о серьезности  намерений учредителей компании, а во-вторых, позволяет надеяться, что в случае непредвиденных неприятностей (например, компания из-за своих ошибок понесла убытки) она сможет расплатиться с пострадавшими клиентами.

 

Если этот показатель резко  вырос в последние месяцы, значит, учредители компании форсировали ее "накачку" для участия в конкурсе УК:

 

сумма средств, которыми управляет  компания (объем активов под управлением): при прочих равных условиях чем она  больше, тем лучше. Минимальный уровень, который был установлен условиями  конкурса, - 100 миллионов рублей.

 

Если в предполагаемой структуре портфеля преобладают  облигации (особенно государственные) и мала доля акций, то ожидаемая доходность портфеля будет невысокой, хотя растет его надежность. Если, наоборот, в  портфеле планируется большая доля акций, то ожидаемая доходность будет  более высокой, но вместе с тем  надежность портфеля снижается;

 

Не стоит полагаться на рекламные сообщения о доходности. Помните, что высокая доходность в прошлом не является гарантией  таких же успехов в будущем. Более  того, обещать определенную будущую  доходность УК вообще не могут - это  запрещено им законодательством. Для  того чтобы оценить результаты прошлой  деятельности УК по доходности, лучше  обратиться к квалифицированным  специалистам.

 

Теперь осталось заполнить  бланк заявления в ПФР на перевод  ваших средств в эту компанию. Не требуется указывать сумму  ваших пенсионных накоплений: ПФР  переведет все деньги, которые  учтены на вашем счете. Не требуется  заключать договор с УК или  уведомлять ее о своем решении.

 

За негосударственными управляющими компаниями основной контроль будет  осуществляться через спецдепозитарий. В соответствии с законодательством  он ежедневно и ежечасно контролирует движение пенсионных накоплении - каждую сделку. По ним спецдепозитарий ежедневно  оценивает рост или снижение стоимости  активов и сообщает в Министерство финансов РФ обо всех отклонениях, а  также о сделках, которые отличаются от разрешенных законодательством  и подзаконными актами.

 

В соответствии со ст.8 Федерального закона "Об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в РФ" создан Общественный совет по инвестированию пенсионных накоплений. Общественный совет провел ряд заседаний, на которых  рассмотрел ход проведения пенсионной реформы и свои замечания направил Правительству РФ.

 

Общественный контроль за процессом формирования и инвестирования пенсионных накоплений будет осуществляться наблюдательным советом, который формируется  Правительством РФ на паритетной основе из представителей профессиональных союзов и объединений работодателей. Заседания  наблюдательного совета должны быть открытыми для освещения средствами массовой информации [21, 32].

 

Таким образом, пенсионное страхование  выступает в нескольких формах, одной  из которых является государственное  пенсионное страхование, регулируемое Пенсионным фондом Российской Федерации. А второй формой является негосударственное  страхование - добровольное накопительное  страхование, имеющее свои отличительные  признаки.

 

В настоящее время все  работающие подлежат обязательному  пенсионному страхованию согласно Закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Плата на пенсионное страхование  реализуется в случае уплаты страховых  взносов в Пенсионный фонд РФ или  негосударственный пенсионный фонд, управляющую компанию. Законодательно застрахованным лицам предоставлено  право выбора:

 

1. Формировать накопительную  часть трудовой пенсии в Пенсионном  фонде РФ и при этом выбрать  управляющую компанию из числа  компаний, с которыми ПФР заключил  договоры доверительного управления  по итогам конкурса.

 

2. Формировать накопительную  часть трудовой пенсии в Пенсионном  фонде РФ и отказаться от  выбора управляющей компании. В  этом случае инвестирование пенсионных  накоплений гражданина будет  осуществляться государственной  управляющей компанией (ГУК).

 

3. Отказаться от услуг  ПФР и формировать накопительную  часть трудовой пенсии в негосударственном  пенсионном фонде (НПФ).

 

4. Отказаться от услуг  НПФ и перевести формирование  накопительной части трудовой  пенсии обратно в ПФР.

 

Глава II. Пенсионный фонд российской федерации 2.1 Структура Пенсионного  фонда Российской Федерации 

 

Пенсионный фонд Российской Федерации - крупнейшая и самая эффективная  система оказания социальных услуг  в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому  гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

Информация о работе Понятие пенсионного страхования в Российской Федерации