Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:44, дипломная работа
Цель работы - изучить систему обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и новые подходы к пенсионному обеспечению граждан.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить систему пенсионного страхования в Российской Федерации.
2. Проанализировать структуру и принципы работы Пенсионного фонда РФ.
3. Определить основные этапы и результаты пенсионной реформы в РФ.
4. Определить уровень работоспособности системы пенсионного страхования в РФ.
5. Сформулировать перспективные направления деятельности по улучшению системы пенсионного страхования в РФ.
Введение
Глава I. Понятие пенсионного страхования в российской федерации
1.1 Обязательное пенсионное страхование
1.2 Добровольное пенсионное страхование
Глава II. Пенсионный фонд российской федерации
2.1 Структура Пенсионного фонда Российской Федерации
2.2 Уровень пенсионного обеспечения в Белгородской области
Глава III. Система пенсионного страхования в белгородской области
3.1 Структура, результаты работы и уровень пенсионного обеспечения в ГУ УПФР по Корочанскому району Белгородской области
3.2 Перспективы улучшения системы пенсионного страхования в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Можно выделить четыре основных
этапа в организации и развитии
как Пенсионного фонда
Пенсионный фонд Российской
Федерации (России) (ПФР, Фонд) был образован
постановлением Верховного Совета РСФСР
от 22.12.1990 № 442-1. Целью образования
ПФР является государственное управление
финансами пенсионного
1. Пенсионный фонд РСФСР
является самостоятельным
2. Все предприятия и
организации независимо от
3. Руководство Пенсионным
фондом РСФСР осуществляется
Правлением Фонда и его
4. Пенсионный фонд РСФСР подотчетен Верховному Совету РСФСР.
5. Совету Министров РСФСР, Центральному банку РСФСР и Правлению Пенсионного фонда РСФСР с участием профсоюзов РСФСР до 1 января 1991 года разработать и представить в Верховный Совет РСФСР:
условия и порядок уплаты гражданами обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР;
порядок взимания и учета страховых взносов, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и организациями в Пенсионный фонд РСФСР;
Положение о Пенсионном фонде РСФСР.
В соответствии с постановлением
№ 442-1 Верховным Советом РСФСР
были приняты Временное положение
о Пенсионном фонде РСФСР и
Порядок уплаты страховых взносов
предприятиями, организациями и
гражданами в Пенсионный фонд РСФСР,
которые утратили силу на основании
пункта 8 постановления Вопросы
Действовавшая до 1991 года система
пенсионного обеспечения
В течение 1996-1997 г. г. второго
этапа реформы Правительством РФ
предполагалось осуществить подготовку
проекта федерального закона о пенсионном
обеспечении, в котором были бы отражены
основные положения Концепции. Однако
в рассматриваемом периоде
В результате всего комплекса
существующих в стране негативных социальных
и экономических тенденций
Третий этап (1998-2001 г. г.) осуществления
пенсионной реформы связан с принятием
Правительством РФ Программы пенсионной
реформы в Российской Федерации.
Программой был определен подход
к разработке нового пенсионного
законодательства. За основу был взят
пакетный метод формирования правовой
базы будущего устройства пенсионной
системы России. При этом установлено,
что система должна представлять
собой совокупность правовых, экономических
и организационных институтов и
норм, предусматривающих
Особенностью данного этапа проведения пенсионной реформы и развития пенсионного обеспечения стало полное погашение Пенсионном фондом Российской Федерации своей задолженности по финансированию выплаты пенсий (октябрь 1999г.), образовавшейся по независящим от него причинам, в сумме 26,6 млрд. деноминированных рублей.
Четвертый этап пенсионной реформы
начался с 2002 года, но многие вопросы
пенсионного обеспечения к
В настоящее время осуществляется
плановое сокращение управлений ПФР, входящих
в состав территориальных органов
ПФР, и создание клиентских служб, на
которые возлагаются
В соответствии с действующим
российским законодательством обязательное
пенсионное страхование в стране
осуществляется страховщиком, которым
является ПФР (государственное учреждение)
и его территориальные органы
- отделения и управления ПФР (отделы
и центры по назначению и выплате
пенсий). Они составляют единую централизованную
систему органов управления средствами
обязательного пенсионного
Схема 1. Организация пенсионной системы, формируемой с 2002 года
Руководство Пенсионного
фонда России осуществляет Правление
и его постоянно действующий
орган - Исполнительная дирекция. Дирекции
подчиняются отделения в
В состав Правления по должности
входят председатель, первый заместитель,
а также управляющие
На Правление фонда возлагается ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР, определение перспективных и текущих задач фонда, составление бюджета ПФР, отчета о его исполнении и сметы расходов на очередной год, а также утверждение структуры ПФР. Кроме того, правление ПФР назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ЛФР и руководителей его отделений, издает в пределах своей компетенции нормативные акты, а также решает другие вопросы, относящиеся к его компетенции.
В обязанности Пенсионного фонда России входит:
1. Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов.
2. Привлечение в Фонд
добровольных взносов
3. Контроль, в том числе
и с участием налоговых
4. Организация банка
данных по всем категориям
плательщиков страховых
5. Межгосударственное
и международное
6. Изучение и обобщение
практики применения
7. Проведение научно -
исследовательской работы в
8. Проведение разъяснительной
работы среди населения и
Средства ПФР находятся
в государственной
В соответствии с действующим
законодательством ПФР
выплату в соответствии с
действующим на территории России законодательством,
а также межгосударственными
и международными договорами государственных
пенсий, в том числе гражданам,
выезжающим за пределы Российской Федерации
к постоянному месту
оказание материальной помощи органами социальной зашиты престарелым и нетрудоспособным;
оказание материальной помощи общественным организациям пенсионеров и инвалидов;
оказание материальной помощи
префектурам в решении
создание базы данных по учету плательщиков страховых взносов;
подготовку кадров и повышение их квалификации [49,100].
В 2002 году в России началась пенсионная реформа. Она направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.
Действовавшая прежде пенсионная система основывалась на собирательно - распределительном принципе, то есть взносы, перечисляемые в Пенсионный фонд, направлялись на выплату текущих пенсий. Для обеспечения минимальных выплат одному пенсионеру требовались взносы не менее чем двух работающих. Однако демографическая ситуация в России такова, что сегодня на пенсионные выплаты одному пенсионеру приходятся отчисления с заработных плат менее чем двух граждан трудоспособного возраста, а к 2020 году, по оценкам экспертов, на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Соответственно, по мере старения населения России существовавшая ранее пенсионная система не смогла бы обеспечить даже минимального уровня пенсионных выплат. Кроме того, в прежней пенсионной системе размер пенсии зависел только от стажа работы и от размера заработка за два последних года трудовой деятельности, соответственно, вклад каждого человека в доходы пенсионной системы учитывался не полностью.
В соответствии с мировой практикой существует два пути обеспечения минимальных пенсионных выплат в условиях старения населения.
Информация о работе Понятие пенсионного страхования в Российской Федерации