Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:18, реферат
Потребительское кредитование сегодня является одним из быстро растущих и развивающихся направлений банковского сектора Российской Федерации, которое занимает все более заметное место среди услуг, предоставляемых банками населению. В связи с этим между банками развернулась жесткая борьба, в которой каждый старается построить свою конкурентную стратегию так, чтобы привлечь как можно больше «качественных» клиентов.
Введение
1. Сущность и особенности потребительского кредитования
2. Развитие рынка потребительского кредитования в РФ
3. Объем и динамика рынка потребительского кредитования в РФ,
современные тенденции
Список использованной литературы
Заключение
Постепенно, потребительское кредитование приобрело массовый характер, что сказалось на положительных результатах. Помимо банков, весьма выгодным явлением потребительское кредитование является для торговых организаций. К началу 2005 года, по оценкам различных аналитических агентств, товары, продаваемые в кредит составляли порядка 60% от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов. Лидерами среди них являлись такие торговые сети как: «М-Видео», «Эльдорадо», «МИР». На территории данных организации в среднем представлено по 5-10 банков, которые готовы предложить рынку свои уникальные условия.
Пытаясь увеличить спрос на потребительские кредиты, банки выходят на рынок с новыми условиями. Появляется такое понятие как «акция», а соответственно банки вводят новые продукты: «бесплатный кредит», «кредит без первоначального взноса», «беспроцентный кредит». Однако такие акции не могут появляться в ущерб банку. Именно этого, так и не понимает потенциальный заемщик, когда обращается в банк за кредитом. Думая о том, что банки действительно выдают беспроцентные кредиты, клиент пытается успокоить себя, что, по сути, он покупает товар в рассрочку.
На самом деле банки применяют изощренные механизмы, за счет которых, компенсируются недополученные доходы. К примеру, широко распространен способ включения недополученных процентов в стоимость товара. На ценниках в магазинах можно встретить две цены: первая – в кредит, вторая – за наличные. Разница таких цен составляет порядка 6-9%. Таким образом, покупая в кредит товар за 10 000 рублей (а если без кредита, то цена составляла бы – 9 300 рублей), клиент уже заплатил те самые проценты, которые он считает, что платить не будет. Заманивая клиентов подобными акциями, банки увеличивают свои прибыли, а организации объемы продаж.
Однако, несмотря на выгодность таких продуктов, банки несут и большие риски. За время, работы на данном сегменте банковского рынка, банки собрали большое количество досье на заемщиков, которые брали кредиты. Такие базы данных есть практически у всех банков, которые занимаются потребительским кредитованием и составляют особую коммерческую тайну. На «черных» рынках цена таких баз данных доходит до нескольких десятков миллионов долларов. В связи с принятием закона о создании кредитных бюро, большой объем таких данных стал доступным в широком доступе, что, безусловно, уменьшило для банков (особенно тех, кто только начинает заниматься потребительским кредитованием) риск невозвратности кредитных ресурсов.
На сегодняшний день потребительское кредитование охватило всю территории нашей страны. Что говорит о том, что розничный банковский сегмент развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.
Проводя анализ развития потребительского кредитования в России можно выделить положительные и отрицательные черты.
К положительным можно отнести:
– получение банками стабильно высокой прибыли;
– увеличение объема продаж торговыми организациями и автосалонами;
– увеличение покупательской платежеспособности;
– увеличение клиентской базы, как для банков, так и для торговых организаций.
К отрицательным:
– повышенные риски невозвратности денежных средств для банков;
– значительные переплаты за товар, который покупает клиент.
Тем не менее, комплексная реализация программ потребительского кредитования несет для экономики страны больше положительных тенденций, нежели отрицательных. Однако, сохранение потребительского кредитования в тех формах, которые оно носит сейчас весьма проблематично. Следующим этапом (который начал реализовываться уже сейчас) станет нецелевое кредитование при помощи пластиковых карт.
Сейчас формы подобного
Развитие «карточного» бизнеса вообще находится практически в зачаточном состоянии: несмотря на значительный объем эмитированных карт (почти 200 млн. штук по итогам I квартала 2012 года), основной объем операций (78%) пришелся на снятие наличных денег.
Однако прогресс налицо – двумя годами ранее доля таких операций составляла 87% . В России меньше 15% экономически активного населения пользуется кредитками. Другие развивающиеся рынки, например Бразилия, Польша и Турция, тоже начинавшие с уровня проникновения кредиток 10-15%, в период аналогичного бурного роста за пять лет вышли на уровень 30-50% . У России есть все шансы повторить этот путь.
Однако, уже в ближайшем будущем, следуя мировым тенденциям развития потребительского кредитования, в нашей стране банковское розничное направление трансформируется в три основных направления:
– кредитование на пластиковые карты;
– автокредитование;
– ипотечное кредитование.
Для развития данных программ банкам необходимо:
– снижение процентных ставок, как фактор повышения спроса;
– страхование финансовых рисков под возможные потери;
– создание кредитных бюро на всей территории России;
– развитие технологий банковской инфраструктуры.
Одной из важных тенденций, наметившихся на рынке потребительского кредитования, является усиление конкуренции, что, безусловно, благоприятно скажется на росте выдачи потребительских кредитов.
Можно предположить, что при сохранении позитивной динамики макроэкономических показателей в России степень конкуренции между участниками рынка будет только усиливаться, прежде всего, за счет появления на рынке новых крупных игроков. Многое будет зависеть от вступления России в ВТО.
При вступлении России этим летом в ВТО, доступ иностранных финансовых структур на российский рынок существенно упростится, а привлекательность самого рынка вырастет. В результате присоединения к ВТО ускорится процесс прихода в Россию глобальных игроков рынка потребительского кредитования.
Выход иностранцев на российский рынок будет означать не только усиление конкуренции, но и более интенсивное внедрение новых технологий борьбы за лояльность потребителей.
Чтобы вовлечь в процесс кредитования как можно больше участников, банки, их партнеры должны будут предъявить рынку новые маркетинговые и рекламные технологии. В этой связи весьма актуальными могут оказаться совместные программы банков и торговых сетей.
Так, например, величина дисконта, предоставляемого по кредитной карточке того или иного банка, а также количество торговых сетей, дающих скидки по банковским картам, могут дать существенное преимущество выпустившему карточку банку.
Наряду с этим на первый план в конкурентной борьбе выйдут качество обслуживания клиентов, сила брэнда, широта спектра предоставляемых банком сопутствующих услуг, возможность гибкого учета индивидуальных потребностей клиента.
Популяризацией потребительских кредитов занимаются не только банки, проводящие активные рекламные кампании разнообразных кредитных продуктов, но также производители и продавцы товаров и услуг. Поэтому для банка отношения с торговыми сетями и производителями потребительских товаров приобретут особую значимость для достижения поставленных целей на рынке кредитования физических лиц.
Одним из главных итогов усиления конкуренции на рынке станет вовлечение в ряды его участников все большего числа граждан, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению объема рынка потребительского кредитования и расширению его географии.
3. Объем и динамика рынка потребительского кредитования в РФ, современные тенденции
Развитие потребительского кредитования является серьезной макроэкономической задачей, это важный инструмент формирования потребительского спроса. Анализ рынка потребительского кредитования за истекший 2011 год показал, что 62% российского населения живет в кредит.
Рынок имеет чрезвычайно высокий потенциал. По некоторым оценкам, на сегодня он разработан не более чем на 30%. По состоянию на сентябрь 2010 года накопленная задолженность по потребительским кредитам на душу населения составляла в России в валютном эквиваленте порядка 890 долларов США (или всего 1,29 средней месячной зарплаты) [25]. Например, в Китае, по данным The Boston Consulting Group (BCG), душевой потребительский кредит составляет сегодня 1,2 тыс. долларов (2,7 месячной зарплаты); в Чехии – 5 тыс. долларов (4,0 зарплаты); во Франции – 19,2 тыс. долларов (5,4 зарплаты); в Германии – 21 тыс. долларов (7,0 зарплаты); в Англии– 28,4 тыс. долларов (8,5 зарплаты).
Кредиты населению по отношению к ВВП выросли с 1% в 2001 году до 10% в 2008-м, а доля розничных кредитов в суммарном кредитном портфеле банков (без учета межбанковских кредитов) увеличилась за этот же период с 7 до 24% [25]. Масштабы потребительского кредитования у нас все еще существенно меньше, чем в Польше, Венгрии, Чехии и Китае (около 30% ВВП), не говоря уже о странах со зрелой банковской системой. Так, в Германии розничные кредиты составляют 54% ВВП, в Англии – 78%.
Наиболее вероятной причиной столь серьезного отставания российских показателей от западноевропейских является слабое развитие у нас ипотечного кредитования. Так, по данным Центробанка, доля ипотечных кредитов в розничном кредитном портфеле российских банков составляет 28%, в то время как в Германии, как свидетельствуют цифры BCG, – 68%, в Англии – 83%.
Также нельзя не принимать во внимание недостаточно высокий уровень проникновения банковских услуг, развития инфраструктуры и социальной защищенности работников. Существенный потенциал роста розничного кредитования заложен в развитии микрокредитования.
По оценкам «Эксперта РА», портфель кредитов наличными и POS-кредитов (POS — Point Of Sale — направление розничного бизнеса банков, предусматривающее выдачу кредитов на определенные товары непосредственно в торговых точках) вырос с начала 2011 года на 23%. При этом объем предоставленных кредитов данного типа на 57% превысил показатели аналогичного периода 2010 года. На кредиты наличными и выдаваемые в торговых точках POS-кредиты приходится почти половина от общего портфеля кредитов населению, а объемы выдачи в 1 полугодии 2011 года оказались в 3 раза больше, чем на ипотечном рынке. Это неудивительно, ведь если к ипотеке клиент обращается один два раза в жизни, то к POS-кредитованию и кредитам наличными он может прибегать несколько раз в год. Стремясь нарастить долю на привлекательном рынке, банки решились на либерализацию требований к заемщикам. С начала 2011 года 42% опрошенных банков снизили требования к клиентам, а еще около 30% банков хотят сделать это до конца года. По словам вице-президента «ВТБ 24», в активную фазу кризиса банки ужесточили все кредитные процедуры так, что кредит мог получить 1 из 10 претендентов, но сейчас кредиты одобряют 6-7 клиентам из 10.
Кроме смягчения требований, для рынка потребительского кредитования характерно снижение процентных ставок, увеличение сроков и сумм кредитования. Большинство кредитов, выдаваемых населению, берутся на срок свыше 12 месяцев.
В сфере POS-кредитования помимо сегмента бытовой техники развиваются альтернативные каналы продаж (магазины автозапчастей, мебели, одежды). Активно развиваются дистанционные каналы обслуживания. Растет доля кредитов, оформленных через сервис интернет-банкинга, увеличилось число кредитов, погашенных дистанционно, а не через офисы банков.
Сегмент кредитов наличными (кэш-кредитов) растет быстрее, чем кредитование в торговых точках (POS-кредитование). В 1 полугодии 2011 года темпы прироста объемов кэш-кредитов были в 2 раза выше, чем по ссудам, выдаваемым в торговых точках. При этом портфель POS-кредитов с начала года немного сократился.
Интерес со стороны населения к потребительскому кредитованию подтверждает тот факт, что именно этот продукт, по данным НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) на начало 2011 года, выбрали 9 из 10 заемщиков-физлиц. Потребительское кредитование не только стимулирует спрос, но и выполняет важную социальную функцию. Зачастую это единственное решение для человека, который хочет повысить качество жизни.
Лидерами по объему выдачи кредитов наличными остаются госбанки. В «Сбербанке России» объем выданных кредитов по итогам 1 полугодия 2011 года составил 99 млрд. рублей, при этом прирост объемов выдачи составил 43%. В абсолютном выражении самый большой портфель демонстрирует «ВТБ 24» – 241 млрд. рублей, с начала года он увеличился на 18,8%. Вместе с тем, по темпам прироста портфеля госбанки (в среднем около 19%) уступают крупным частным российским банкам, таким как «Московский кредитный банк» (138%), СКБ-Банк (56%), «Азиатско-Тихоокеанский банк» (43%), НБ «ТРАСТ» (38%).
В сегменте POS-кредитования крупные государственные банки пока не представлены. В зарубежной практике также отсутствуют примеры успехов государственных банков на рынке кредитования в точках продаж. Очевидно, это связано с его спецификой: для него характерны высокие риски, необходимость быстро перестраивать сеть и продуктовую линейку, взаимодействовать с партнерами. Все это пока лучше удается частным банкам. Даже планируемый выход «Сбербанка России» на рынок POS-кредитования будет осуществляться не самостоятельно, а через совместное предприятие с BNP Paribas. Выход на рынок POS-кредитования «Сбербанка России» пока не вызывает особых опасений у опрошенных банков. Только четверть опрошенных банков считают, что появление на рынке кредитования в торговых точках «Сбербанка России» или его «дочек» способно подорвать позиции остальных игроков. Действительно, на рынке кредитования в торговых точках опыт кредитования в других сегментах практически не применим, поэтому «Сбербанку России» потребуется время для перехода на новые технологии и выстраивание отношений с большим количеством торговых сетей. В этой связи не вызывает удивления тот факт, что «Сбербанк России» решил выходить на рынок POS-кредитования через партнерство с BNP Paribas. По прогнозам экспертов, частные банки смогут и дальше прочно удерживать места в пятерке лидеров рынка. Как и прежде, в потребительском кредитовании отлаженные технологии останутся более важным конкурентным преимуществом, чем доступ к дешевому фондированию.