Потребительское кредитование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:18, реферат

Описание

Потребительское кредитование сегодня является одним из быстро растущих и развивающихся направлений банковского сектора Российской Федерации, которое занимает все более заметное место среди услуг, предоставляемых банками населению. В связи с этим между банками развернулась жесткая борьба, в которой каждый старается построить свою конкурентную стратегию так, чтобы привлечь как можно больше «качественных» клиентов.

Содержание

Введение
1. Сущность и особенности потребительского кредитования
2. Развитие рынка потребительского кредитования в РФ
3. Объем и динамика рынка потребительского кредитования в РФ,
современные тенденции
Список использованной литературы
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Реферат.Потребительское кредитование в России.doc

— 1.32 Мб (Скачать документ)

Прочные позиции на рынке POS-кредитования удерживают частные банки с иностранным капиталом. Так, лидером по объему предоставленных кредитов в торговых точках является ООО «ХКФ Банк». Объем выдачи за 1 полугодие 2011 года у него выше почти в три раза, чем у занимающего второе место ООО «РУСФИНАНС БАНК». Однако необходимо отметить, что портфель лидера в POS-кредитовании снизился с начала года на 7,8%, тогда как портфель кредитов наличными вырос на 69%, но дальнейшего снижения объемов кредитов, выдаваемых через торговые точки, не планируется.

Активно развивается на этом сегменте рынка «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК» –  прирост за первые шесть месяцев  этого года по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года составил 132%. Это  связано с расширением перечня  сотрудничества крупных компаний из различных областей деятельности.

За счет эффекта низкой базы рекордные  темпы роста (более чем в 10 раз) показали банки, не входящие в топ-15 по активам (Татфондбанк, банк «Возрождение», Транскапиталбанк, Энергобанк).

Несмотря на активное развитие микрофинансовых организаций, большинство опрошенных банков пока не рассматривают их как конкурентов, претендующих на значимую долю рынка. Только пятая часть опрошенных «Экспертом РА» банков считает, что конкуренция на рынке потребительского кредитования ужесточится из-за выхода на него микрофинансовых кредитных институтов.

Банки в 2010–2011 годах активно снижали  ставки во всех сегментах розничного кредитования (Рис.5). Пока даже с учетом снижения ставок в 2010–2011 годах потребительские ссуды при грамотном управлении рисками дают возможность получать неплохую процентную маржу.

Но делать это становится все  сложнее: если в 2010 году снижение ставок шло параллельно со снижением  стоимости фондирования, то сейчас ситуация изменилась.

Рис.5 Средневзвешенные процентные ставки по кредитам для физических лиц

Кроме того, маржу подрывает отказ  банков от комиссий – это связано  как с давлением Роспотребнадзора, так и с ростом претензий со стороны заемщиков по неправомерности  их взимания. С такими проблемами столкнулись  около 35% опрошенных «Экспертом РА» банков. Возможным выходом из таких ситуаций станет принятие закона о потребительском кредитовании с указанным в нем закрытым списком комиссий. Но среди опрошенных банков только 17% верят, что готовящийся закон будет способствовать снижению рисков банков, в частности операционных.

По словам Игоря Антонова, первого заместителя председателя правления Росбанка, данный законопроект в настоящее время претерпевает значительные правки, считается преждевременным делать выводы о его влиянии на рынок потребительского кредитования. Но, определенно, наличие подобного регламентирующего документа сделает взаимоотношения между контрагентами на рынке розничного банковского кредитования более прозрачными и цивилизованными, что пойдет лишь на пользу рынку.

Закончившийся не так давно мировой  финансовый кризис, постепенный рост отечественной экономики, характеризующийся, в том числе и восстановлением  уверенности россиян, создают хорошие  условия для развития сектора  необеспеченных кредитов. Этому также  способствует и стремление российских властей законодательно регулировать этот рынок.

Розничный рынок будет совершенствовать технологическую платформу, в том  числе через инновации, такие  как выдача кредитов в течение 15 минут, интернет-банкинг, развитие сети терминалов и банкоматов. Развитие банковских розничных сетей, в первую очередь, необходимо ожидать в регионах, где глубина проникновения банковских услуг все еще остается невысокой, несмотря на растущий спрос на банковские продукты.

По итогам 2011 года совокупный портфель кредитов наличными и выдаваемых в торговых точках увеличился на 27-30% за счет роста активности потребителей и дальнейшей либерализации условий кредитования. Более того, ряд крупных банков планируют более агрессивный рост своих портфелей (на 40-60%). При условии сохранения макроэкономической стабильности в 2012 году темпы прироста портфеля если и снизятся, то незначительно, до 25-27%.

По состоянию на 1 февраля 2011 года, лидирующими банками по объемам  потребительского кредитования стали следующие:

Первое место: Сбербанк России, выдавший за январь 2011 года потребительских ссуд на сумму 1256013 млн. рублей. Крупнейший российский банк занимает лидирующие позиции во всех сферах кредитной деятельности, из-за чего стоит отметить нишу, в которой он уступает другим банковским учреждениям.

В рейтинге банков по выданным потребительским  кредитам в иностранной валюте уже  длительное время лидирует ВТБ24, выдавший за январь 2011 года потребительских  ссуд в иностранной валюте на сумму  около 30 миллиардов рублей. Сбербанк же в данной нише занимает 4-е место, уступая ВТБ24, Дельтакредит банку и Банку Москвы. Объем потребительских кредитов в долларах и евро за первый месяц 2011 года составил всего 17,13 млрд. рублей

Второе место в общем рейтинге банков по потребительским кредитам как на 2010 так и на начало 2011 года принадлежит уже упоминавшемуся выше ВТБ24. За январь им было выдано кредитов на сумму 352,8 млрд. руб.

И, наконец, на третьем месте по выданным потребительским кредитам находится Росбанк с объемом кредитования за январь в 114,5 млрд. руб.

Данные лидеры потребительского кредитования в России входят в тройку крупнейших банков по объемам кредитования населения  уже длительное время, при том, что  рейтинге по активам на первой позиции  находится только Сбербанк. ВТБ24 занимает только 6-е место, в то время как Росбанк – 11–е.

Так же, среди банков – лидеров  по потребительскому кредитованию в  России стоит отметить следующие:

4-е место занимает Россельхозбанк, выдавший населению за январь 2011года 83,19 млрд. руб. ссуд;

5-е место – Русфинансбанк, выдавший кредитов на сумму 78,8 млрд. руб.;

6-место – ХКФ Банк, предоставивший ссуд на сумму 65 млрд. руб. Данный банк существенно улучшил свои позиции за 2010 год, сделав ставку именно на данный сектор кредитования. Если в январе 2010 года доля потребительских кредитов в его активах составляла 36,5%, то к началу 2011 она увеличилась до 54,1%. При этом, можно отметить, что наряду с ростом объемов потребительского кредитования  за этот период существенно снизилась доля просрочки, составлявшая на начало 2010 г.  более 26,5%. На декабрь 2010 г. её величина составила около 18%. В целом же, данной кредитной организации удалось подняться в рейтинге банков по потребительским ссудам с 14 –го на 6- е место.

Что касается рынка необеспеченных кредитов, то он стал самым востребованным среди банкиров в 2012 году, что обеспечило ему рекордный рост. Популярность необеспеченных потребительских кредитов за последние два года заметно выросла как среди заемщиков, так и среди банкиров. Потенциальных заемщиков не останавливают ни сохраняющаяся нестабильность в экономике, ни все еще очень высокие ставки по заемным средствам. Очередь за экспресс-кредитом – вполне типичная картина даже для небольшого офиса розничного банка. Наряду с вкладами потребительские кредиты остаются наиболее простым для понимания банковским продуктом, а его предоставление не занимает у банка много времени. При этом для ряда банков развитие данного сегмента – возможность диверсификации структуры активов и доходов, что немаловажно для повышения устойчивости бизнеса.

Однако не все участники рынка  с оптимизмом оценивают наметившийся бум на рынке кэш-кредитов и кредитных  карт. За последние три года продуктовое  предложение в кэш-кредитах всех банков изменилось – суммы и сроки  кредитов устойчиво растут. Здесь сконцентрированы значительные риски, ведь кэш-кредиты наиболее чувствительны к социальному дефолту и любым экономическим потрясениям, которые в долгосрочной перспективе мало предсказуемы. Опасения участников рынка вызывает и тенденция к сокращению разрыва между реальными доходами и расходами населения. По данным Минэкономразвития, за январь – март 2012 года денежные расходы населения превысили доходы на 256 млрд. рублей, при этом население использовало на потребление 80,5% своих денежных доходов (за аналогичный период прошлого года на эти цели было потрачено 78,6%). На фоне роста стоимости услуг тарифов ЖКХ это может привести к тому, что часть заемщиков, использующих одновременно несколько кредитных продуктов, не смогут платить по своим обязательствам в полном объеме. Все больший поток заявок на кэш-кредиты поступает от заемщиков, уже имеющих несколько действующих кредитов перед банками.  У большинства из них соотношение долг/доход уже близко к критическому уровню – 60%. Наличие небольшой (даже технической) просрочки у такого типа заемщиков в прошлом должно как минимум насторожить банк – при наличии одновременно нескольких действующих кредитов даже небольшая задержка зарплаты может привести к выходу на просрочку всех кредитов.

В результате в периоды экономического спада даже максимально диверсифицированный  по числу заемщиков и размеру  кредитов розничный портфель может  в короткие сроки оказаться невозвратным.

Конечно, взаимодействие с бюро кредитных  историй и активное развитие межбанковских систем обмена информации о заемщиках является подспорьем для банков при оценке рисков таких заемщиков. Около 42% из опрошенных «Экспертом РА» банков уже используют межбанковский обмен информацией, еще 10% планируют внедрить ее до конца 2012 года. По оценкам экспертов, доля кредитных заявок по кэш-кредитам, запросы по которым были направлены в БКИ, в среднем выросла на 15% в первом полугодии 2012 года (по сравнению с аналогичном периодом годом ранее). Однако ни система межбанковского обмена информацией, ни бюро кредитных историй не способны выявить риск социального дефолта заемщиков, при котором из-за внешних обстоятельств у человека снижается уровень дохода. Да и системы риск-менеджмента многих банков не учитывают такой риск по потребительским кредитам, а также не в полной мере принимают во внимание возможные изменения существующих расходов потенциальных заемщиков в будущем.

Кроме того, участники рынка отмечают, что дальнейший рост розницы за счет первоклассных заемщиков исчерпан. Для сохранения текущей прибыли банки начинают постепенно смягчать требования к заемщикам. Ставки по потребительским кредитам остаются примерно на том же уровне, что и годом ранее. Согласно опросу «Эксперта РА», только четверть банков повысили процентные ставки по потребительским кредитам в первом полугодии 2012 года, тогда как больше половины заявили, что ставки не менялись либо снизились. До конца 2012 года 19% опрошенных кредитных организаций планируют повысить ставки, у трети банков таких планов нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Топ-20 банков по объему портфеля кредитов наличными

Портфель необеспеченных кредитов населению сопоставим с объемом  кредитования малого и среднего бизнеса  и превышает ипотечный портфель более чем в 2,5 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Топ-20 банков по объему портфеля задолженности по банковским картам

Топ-15 банков по объему портфеля POS-кредитов

До конца 2012 года не ожидается каких-либо существенных потрясений ни в экономике, ни на банковском рынке. С учетом традиционно успешного для банкиров IV квартала портфель необеспеченных кредитов населению по итогам 2012 года достигнет,  по прогнозам экспертов, 5-5,2 трлн. рублей, что на 55-60% больше, чем в начале года. Опережающую динамику продемонстрирует сегмент кредитных карт (порядка 70-75% по итогам 2012 года). Динамика POS-кредитов будет в значительной степени зависеть от того, успеет ли до конца года ВТБ24 проявить  активность на этом рынке, и от масштабов экспансии уже вышедшего на него Сбербанка. Однако в любом случае годовой темп прироста сегмента не превысит 20-30% . По прогнозам, активнее других будут наращивать портфель банки второго эшелона, обладающие сегодня большими запасами прочности по капиталу.

В 2013 году темпы прироста рынка  могут замедлиться до 45-55% . Лидеры рынка вряд ли сознательно пойдут на принятие рисков закредитованности заемщиков, а активность особо «смелых» игроков будет намеренно ограничивать регулятор. Вместе с тем, предпосылками для дальнейшего роста объемов розницы, для банков, готовых расти в этом сегменте, будут выступать повышение уровня проникновения банковских услуг и выход в регионы. На данный момент около половины всех кредитных организаций сосредоточены в Центральном федеральном округе. Низкий уровень финансовой грамотности населения сейчас является фактором, ограничивающим рынок. Одновременно это и создает потенциал для дальнейшего развития рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении можно сделать вывод  о том, что рынок потребительского кредитования открывает широкие  перспективы для банковского  сектора. Если цель конкретного банка  - быть лидером на высококонкурентном рынке потребительского кредитования или если банк только разрабатывает стратегию выхода на него, ему просто необходимо изучать и использовать новые подходы и технологии в осуществлении кредитования населения. Ведь если банк дорожит своими клиентами, он должен  постоянно модифицировать линейку кредитных продуктов, быть относительно лояльным и внимательным к каждому клиенту.

Таким образом, необходимо отметить, что активное развитие потребительского кредитования в нашей стране и высокая конкуренция на данном рынке положительно сказываются на экономике, как банковского сектора, так и экономике России в целом.

 

Список использованной литературы

  1. Эксперт РА: Рейтинговое агентство. Потребительское кредитование в России: технологии против рисков. Бюллетень,  10/2010г. – с.25;
  2. Эксперт РА: Рейтинговое агентство. Потребительское кредитование в России: опасная гонка. Бюллетень,  10/2012г. – с.27;
  3. AnalyticResearchGroup: Исследовательская группа. Анализ рынка потребительского кредитования России на 2011 год;
  4. Данилова Е., Поляченко И. Потребительские кредиты: рост неизбежен // Прямые инвестиции, №04 (36), 2005г. – с.85-87;
  1. Сарнаков И.В. Потребительское кредитование в России: теория, практика, законодательство. – М., 2010г., – с.230;

  1. Филина Ф., Селянин С. Рейтинговый обзор: рынок потребительского кредитования, 05/2011г.

Информация о работе Потребительское кредитование в России