Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:47, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере действующего отечественного предприятия, анализа себестоимости продукции, работ, услуг.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
- изучить значение анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее элементов;
- рассмотреть методику и информационную базу анализа себестоимости продукции, работ, услуг;
- наработать возможные пути повышения эффективности деятельности предприятия.
Введение...................................................................................................................4
1. Теоретические основы анализа себестоимости продукции, работ,
услуг и ее элементов ............................................................................. 6
1.1. Значение анализа себестоимости продукции, работ, услуг и
её элементов...................................................................…...…… 6
1.2. Методика анализа себестоимости продукции, работ, услуг и
её элементов ………..……………………..…… 9
1.3. Информационная база анализа себестоимости продукции,
работ, услуг и ее элементов ………..……………………..…… 12
2. Практика анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее
элементов в ООО «АртКО»………….…………..……………..………….. 15
2.1. Краткая характеристика предприятия ……..…………..…….. 15
2.2. Практика проведения анализа себестоимости продукции, работ,
услуг и ее элементов на предприятии ……..…………..……..………… 17
3. Предложения по повышению эффективности деятельности ООО
«АртКО» …..……..…………..……..………… 24
3.1. Рекомендации для принятия управленческих решений по
итогам анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее
элементов ……………………… 24
3.2. Расчет экономической эффективности предлагаемых
мероприятий ………………………………… 25
Заключение …………………………………………………………………… 28
Список используемой литературы …………………
В рассматриваемом примере к первой группе принадлежат изделия А, В, Г, Д, Е, ко второй - Б и Ж. Аналитические расчеты, которые выполнены по исходным данным Приложения 4, приведены в Приложении 5.
По графе 3 (Приложение 5) для несравнимой группы изделий вместо средних фактических затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции определяем отношения суммы фактических затрат на производство в отчетном периоде (2009 г.) к фактической стоимости продукции в предшествующем периоде (2008 г.). В нашем случае имеем
Совокупные затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции за отчетный период сравнительно с предшествующим уменьшились на 1,52 коп.: в том числе в группе сравнимых изделий затраты уменьшились на 7,42 коп., а в группе несравнимых изделий, наоборот, увеличились на 5,9 коп. В свою очередь, в первой группе затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции уменьшились благодаря ценовому и структурному факторам и увеличились вследствие повышения себестоимости единицы продукции. Значительное увеличение затрат в группе несравнимых изделий обусловлено прежде всего увеличением себестоимости и структурными изменениями.
В рыночных условиях естественным является стремление предприятий обновлять состав своей продукции. На основе маркетинговых исследований предприятие отказывается от производства устаревшей продукции и начинает вырабатывать новую (в нашем примере предприятие отказалось от производства продукции Б, это ткани которые не пользуются особым спросом и начало осваивать изделия Е и Ж). При этом новая продукция в начальный период может иметь низкую рентабельность, а временные затраты в дальнейшем компенсируются. Пример влияния возраста продукции на динамику ее себестоимости приведен в таблице 4.
Таблица 4.- Затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции
Группа изделий по возрасту |
2008 |
2009 |
Изменения показателя затрат на 1 руб. (гр.3 : гр. 1) х 100% | ||
коп. |
% к первой возрастной группе |
коп. |
% к первой возрастной группе. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Е, Ж 1 – 1-2 года |
97.91 |
100 |
97.0 |
100 |
99.1 |
Г, Д 2 – 2-4 года |
82.55 |
84.3 |
71.79 |
74.0 |
87.0 |
(Б, В) 3 – 5-7 года |
100.7 |
102.8 |
95.33 |
98.3 |
94.7 |
А 4 – более 8 лет |
91.05 |
92.99 |
90.00 |
92.8 |
98.8 |
В среднем по всем возрастным группам |
91.52 |
х |
90.00 |
х |
98.3 |
Е, Ж 1 – 1-2 года |
97.91 |
100 |
97.0 |
100 |
99.1 |
Г, Д 2 – 2-4 года |
82.55 |
84.3 |
71.79 |
74.0 |
87.0 |
Наименьшие затраты на 1 руб. реализованной продукции имеют изделия возраст которых составляет 2-4 года. В этой группе оказались наиболее существенные изменения затрат на отчетный период сравнительно с предшествующим, а именно: на 13% (100 - 87) при среднем уменьшении на 1,7% (100 - 98.3). Наибольшие затраты в предшествующем периоде имели изделия, возраст которых составлял 5-7 лет. Одно из изделий этой группы было снято с производства как нерентабельное, что оказало содействие уменьшению затрат в этой возрастной группе на 5.3% (100 - 94.7). Затраты на 1 руб. реализации новой продукции (Е и Ж) пока что высокие, но за год они должны уменьшиться и соответственно тенденции с переходом к изделиям возрастной группы 2-4 года еще большей мерой уменьшатся.
Выполним анализ влияния себестоимости отдельных групп продукции по уровню их рентабельности, для того, чтобы выполнить такой анализ, продукцию, которую выпускают, разделяют по уровню рентабельности (относительно среднеотраслевого уровня) на группы : нерентабельная (убыточная), низко-, средне-, высокорентабельная.
В нашем случае среднеотраслевой уровень рентабельности продукции составляет 10%. Учитывая это изделия Г и Д причислим к высокорентабельной группе, А - к среднерентабельной, В, Е и Ж - к низкорентабельной. В отчетном периоде нерентабельной продукции не было. Изделие Б как нерентабельный вид продукции было снят с производства.
Анализ влияния плановых и фактических затрат по указанным группам продукции приведен в таблице 5.
Приведенные данные свидетельствуют, что наибольшую долю в структуре выпуска имеет низкорентабельная продукция - почти 60%. Несмотря на решающее значение выполнения плановых задач для снижения себестоимости, именно относительно этой группы фактические затраты превысили запланированные на 3.1%. Общее уменьшение фактических затрат на 1.1% сравнительно с плановыми было достигнуто преимущественно благодаря положительным изменениям в группах продукции среднерентабельной (на 7.65%) и высокорентабельной (на 6.15%).
Таблица 5.- Анализ влияния изменений затрат по группам продукции по уровню их рентабельности
Группа продукции по уровню рентабельности |
Себестоимость продукции за 2008 г., тыс.руб. |
Структура выпуска, процент к итогу гр. 1 |
Отклонение от планового уровня, % (гр. 2 : гр. 1) х 100% - 100% |
Взнос в общее уменьшение затрат, % (гр. 3 х гр. 4) : 100% | |
плановая |
фактическая | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Низкорентабельные: В, Е, Ж |
5135 |
5295 |
56.43 |
+3.12 |
+1.76 |
Среднерентабельная: А |
1072 |
990 |
11.78 |
-7.65 |
-0.90 |
Высокорентабельные: Г, Д |
2893 |
2715 |
31.79 |
-6.15 |
-1.96 |
Итого |
9100 |
9000 |
100.00 |
-1.10 |
-1.10 |
С учетом доли каждой группы их взнос в общее уменьшение затрат на 1.1% (см. гр. 5 табл.5.) составляет для группы высокорентабельной продукции –
-1.96, средне рентабельной - -0.90, низкорентабельной - +1.76. В последней группе имеются новые изделия (Е и Ж) и следует убедиться, что именно дополнительные затраты, которые связаны с их освоением, служат причиной низкой рентабельности и что такая ситуация временная. Относительно изделия В из этой самой группы следует убедиться в целесообразности его дальнейшего выпуска. При этом надо также определить, не приведет ли отказ от определенных объемов производства даже низкорентабельной продукции к непокрытию постоянных затрат.
Проведем анализ себестоимости по калькуляционным статьям затрат.
За калькуляционными статьями анализируют себестоимость по предприятию в целом для того, чтобы оценить отклонения фактических затрат от запланированных и определить влияние этих отклонений на общее изменение себестоимости реализованной продукции.
Таблица 6.- Анализ себестоимости по калькуляционным статьям затрат
№ п/п |
Статья затрат |
Объем реализованной продукции в отчетном периоде по себестоимости, тыс. руб. |
Отклонение затрат, тыс. руб.: экономия (-), перерасход (+), (гр. 2 – гр. 1) |
Изменения затрат, % | ||
по статье (гр. 3 : гр. 1) х 100 |
за полной себестоимостью реализованной продукции всего (гр. 3 : р.13 гр. 1) х 100 относительные | |||||
плано-вой |
факти-ческой | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Сырье и материалы |
2370 |
2300 |
-70 |
-2.9 |
-0.77 |
2 |
Вспомогательные материалы |
140 |
140 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Транспортно - заготовительные затраты |
1020 |
1050 |
+30 |
+2.9 |
+0.35 |
4 |
Общая стоимость материалов |
3530 |
3490 |
-40 |
-1.1 |
-0.44 |
5 |
Топливо, энергия на технологические цели |
950 |
1000 |
+50 |
+5.3 |
+0.55 |
6 |
Заработная плата основных работников |
900 |
870 |
-30 |
-3.3 |
-0.33 |
7 |
Отчисление на социальные нужды |
430 |
430 |
0 |
0 |
0 |
8 |
Содержание и эксплуатация оборудования |
900 |
890 |
-10 |
-1.1 |
-0.11 |
9 |
Общепроизводственные затраты |
950 |
920 |
-30 |
-3.1 |
-0.33 |
10 |
Административные затраты |
1350 |
1300 |
-50 |
-3.7 |
-0.55 |
11 |
Итого заводская себестоимость |
9010 |
8900 |
-110 |
-1.2 |
-1.21 |
12 |
Затраты на сбыт |
90 |
100 |
+10 |
+1.1 |
+0.11 |
13 |
Полная себестоимость реализова |
9100 |
9000 |
-100 |
-1.1 |
-1.1 |
Как видим из данных таблицы 6 свыше планового уменьшения затрат на 100 тыс. руб. состоялось благодаря экономии по статьям "Сырье и материалы" (70 тыс. руб.), "Заработная плата основных работников" (30 тыс. руб.), "Общепроизводственные и административные затраты" (соответственно 30 и 50 тыс. руб.). Вместе с тем повысились сравнительно с планом затраты на энергоносителе (на 50 тыс. руб. или на 5.3%) и транспортно - заготовительные затраты (на 30 тыс. руб. или на 2.9%). Взнос каждой калькуляционной статьи к общему снижению затрат (в процентах) приведенный в гр. 5 таблицы 6, итог за этой графой есть алгебраической суммой данных за разными калькуляционными статьями.
3. Предложения по повышению эффективности деятельности ООО
«АртКО»
3.1. Рекомендации для принятия управленческих решений по
итогам анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее
элементов
В практике хозяйственной деятельности
предприятий различают источник
Важными источниками снижения себестоимости продукции являются:
увеличение объема производства за счет более полного использования производственной мощности, производственных площадей, совершенствования технологий, рациональной организации ремонта.
- от
уровня материально-
- снижение себестоимости
продукции обеспечивается, прежде
всего, за счет повышения
- снижение себестоимости
за счет экономного
- сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу зависят не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих условиях ниже себестоимость каждого изделия. В состав общезаводских расходов в значительной степени включаются также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а, следовательно, и к экономии общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве [15].
3.2. Расчет экономической эффективности предлагаемых
мероприятий
Для снижения себестоимости на предприятии ООО «АртКО» рекомендуется провести следующие организационно – технические мероприятия:
Информация о работе Предложения по повышению эффективности деятельности ООО «АртКО»