Предложения по повышению эффективности деятельности ООО «АртКО»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в изучении, на примере действующего отечественного предприятия, анализа себестоимости продукции, работ, услуг.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
- изучить значение анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее элементов;
- рассмотреть методику и информационную базу анализа себестоимости продукции, работ, услуг;
- наработать возможные пути повышения эффективности деятельности предприятия.

Содержание

Введение...................................................................................................................4

1. Теоретические основы анализа себестоимости продукции, работ,
услуг и ее элементов ............................................................................. 6
1.1. Значение анализа себестоимости продукции, работ, услуг и
её элементов...................................................................…...…… 6
1.2. Методика анализа себестоимости продукции, работ, услуг и
её элементов ………..……………………..…… 9
1.3. Информационная база анализа себестоимости продукции,
работ, услуг и ее элементов ………..……………………..…… 12
2. Практика анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее
элементов в ООО «АртКО»………….…………..……………..………….. 15
2.1. Краткая характеристика предприятия ……..…………..…….. 15
2.2. Практика проведения анализа себестоимости продукции, работ,
услуг и ее элементов на предприятии ……..…………..……..………… 17

3. Предложения по повышению эффективности деятельности ООО
«АртКО» …..……..…………..……..………… 24
3.1. Рекомендации для принятия управленческих решений по
итогам анализа себестоимости продукции, работ, услуг и ее
элементов ……………………… 24
3.2. Расчет экономической эффективности предлагаемых
мероприятий ………………………………… 25

Заключение …………………………………………………………………… 28
Список используемой литературы …………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эконом.анализу.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

В рассматриваемом примере  к первой группе принадлежат изделия А, В, Г, Д, Е, ко второй - Б и Ж. Аналитические расчеты, которые выполнены по исходным данным Приложения 4, приведены в Приложении 5.

По графе 3 (Приложение 5) для несравнимой группы изделий вместо средних фактических затрат на 1 руб. стоимости реализованной продукции определяем отношения суммы фактических затрат на производство в отчетном периоде (2009 г.) к фактической стоимости продукции в предшествующем периоде (2008 г.). В нашем случае имеем

Совокупные затраты  на 1 руб. стоимости реализованной продукции за отчетный период сравнительно с предшествующим уменьшились на 1,52 коп.: в том числе в группе сравнимых изделий затраты уменьшились на 7,42 коп., а в группе несравнимых изделий, наоборот, увеличились на 5,9 коп. В свою очередь, в первой группе затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции уменьшились благодаря ценовому и структурному факторам и увеличились вследствие повышения себестоимости единицы продукции. Значительное увеличение затрат в группе несравнимых изделий обусловлено прежде всего увеличением себестоимости и структурными изменениями.

В рыночных условиях естественным является стремление предприятий обновлять состав своей продукции. На основе маркетинговых исследований предприятие отказывается от производства устаревшей продукции и начинает вырабатывать новую (в нашем примере предприятие отказалось от производства продукции Б, это ткани которые не пользуются особым спросом и начало осваивать изделия Е и Ж). При этом новая продукция в начальный период может иметь низкую рентабельность, а временные затраты в дальнейшем компенсируются. Пример влияния возраста продукции на динамику ее себестоимости приведен в таблице 4.

 

 

 

Таблица  4.- Затраты  на 1 руб. стоимости реализованной продукции

 

Группа изделий по возрасту

2008

2009

 

Изменения показателя затрат на 1 руб. (гр.3 : гр. 1) х 100%

 

 

коп.

% к первой возрастной группе

 

 

коп.

% к первой возрастной группе.

1

2

3

4

5

6

Е, Ж

1 – 1-2 года

97.91

100

97.0

100

99.1

Г, Д

2 – 2-4 года

82.55

84.3

71.79

74.0

87.0

(Б, В)

3 – 5-7 года

100.7

102.8

95.33

98.3

94.7

А

4 – более 8 лет

91.05

92.99

90.00

92.8

98.8

В среднем по всем возрастным группам

91.52

х

90.00

х

98.3

Е, Ж

1 – 1-2 года

97.91

100

97.0

100

99.1

Г, Д

2 – 2-4 года

82.55

84.3

71.79

74.0

87.0


 

Наименьшие затраты  на 1 руб. реализованной продукции имеют изделия возраст которых составляет 2-4 года. В этой группе оказались наиболее существенные изменения затрат на отчетный период сравнительно с предшествующим, а именно: на 13% (100 - 87) при среднем уменьшении на 1,7% (100 - 98.3). Наибольшие затраты в предшествующем периоде имели изделия, возраст которых составлял 5-7 лет. Одно из изделий этой группы было снято с производства как нерентабельное, что оказало содействие уменьшению затрат в этой возрастной группе на 5.3% (100 - 94.7). Затраты на 1 руб. реализации новой продукции (Е и Ж) пока что высокие, но за год они должны уменьшиться и соответственно  тенденции с переходом к изделиям возрастной группы 2-4 года еще большей мерой уменьшатся.

Выполним анализ влияния себестоимости отдельных групп продукции по уровню их рентабельности, для того, чтобы выполнить такой анализ, продукцию, которую выпускают, разделяют по уровню рентабельности (относительно среднеотраслевого уровня) на группы : нерентабельная (убыточная), низко-, средне-, высокорентабельная.

В нашем случае среднеотраслевой уровень рентабельности продукции  составляет 10%. Учитывая это изделия Г и Д причислим к высокорентабельной группе, А - к среднерентабельной, В, Е и Ж - к низкорентабельной. В отчетном периоде нерентабельной продукции не было. Изделие Б как нерентабельный вид продукции было снят с производства.

Анализ влияния плановых и фактических затрат по указанным группам продукции приведен в таблице 5.

Приведенные данные свидетельствуют, что наибольшую долю в структуре выпуска имеет низкорентабельная продукция - почти 60%. Несмотря на решающее значение выполнения плановых задач для снижения себестоимости, именно относительно этой группы фактические затраты превысили запланированные на 3.1%. Общее уменьшение фактических затрат на 1.1% сравнительно с плановыми было достигнуто преимущественно благодаря положительным изменениям в группах продукции среднерентабельной (на 7.65%) и высокорентабельной (на 6.15%).

Таблица 5.- Анализ влияния изменений затрат по группам продукции по уровню их рентабельности

 

Группа продукции по уровню рентабельности

Себестоимость продукции за 2008 г., тыс.руб.

Структура выпуска, процент к итогу гр. 1

Отклонение от планового уровня, %

(гр. 2 : гр. 1) х 100% - 100%

Взнос в общее уменьшение затрат, %

(гр. 3 х гр. 4) : 100%

плановая

фактическая

1

2

3

4

5

6

Низкорентабельные: В, Е, Ж

5135

5295

56.43

+3.12

+1.76

Среднерентабельная: А

1072

990

11.78

-7.65

-0.90

Высокорентабельные: Г, Д

2893

2715

31.79

-6.15

-1.96

Итого

9100

9000

100.00

-1.10

-1.10


С учетом доли каждой группы их взнос в общее уменьшение затрат на 1.1% (см. гр. 5 табл.5.) составляет для группы высокорентабельной продукции –

-1.96, средне рентабельной - -0.90, низкорентабельной - +1.76. В последней группе имеются новые изделия (Е и Ж) и следует убедиться, что именно дополнительные затраты, которые связаны с их освоением, служат причиной низкой рентабельности и что такая ситуация временная. Относительно изделия В из этой самой группы следует убедиться в целесообразности его дальнейшего выпуска. При этом надо также определить,  не приведет ли отказ от определенных объемов производства даже низкорентабельной продукции к непокрытию постоянных затрат.

Проведем анализ себестоимости по калькуляционным статьям затрат.

За калькуляционными статьями анализируют себестоимость  по предприятию в целом для того, чтобы оценить отклонения фактических затрат от запланированных и определить влияние этих отклонений на общее изменение себестоимости реализованной продукции.

Таблица 6.- Анализ себестоимости по калькуляционным статьям затрат

 

№ п/п

 

Статья затрат

Объем реализованной продукции в отчетном периоде по себестоимости, тыс. руб.

 

 

 

Отклонение затрат, тыс. руб.: экономия

(-), перерасход (+), (гр. 2 – гр. 1)

Изменения затрат, %

 

 

по статье (гр. 3 : гр. 1) х 100

за полной себестоимостью реализованной продукции всего

(гр. 3 : р.13 гр. 1) х 100

относительные

плано-вой

факти-ческой

1

2

3

4

5

6

7

1

Сырье и материалы

2370

2300

-70

-2.9

-0.77

2

Вспомогательные материалы

140

140

0

0

0

3

Транспортно - заготовительные затраты

1020

1050

+30

+2.9

+0.35

4

Общая стоимость материалов

3530

3490

-40

-1.1

-0.44

5

Топливо, энергия на технологические цели

950

1000

+50

+5.3

+0.55

6

Заработная плата основных работников

900

870

-30

-3.3

-0.33

7

Отчисление на социальные нужды

430

430

0

0

0

8

Содержание и эксплуатация оборудования

900

890

-10

-1.1

-0.11

9

Общепроизводственные затраты

950

920

-30

-3.1

-0.33

10

Административные затраты

1350

1300

-50

-3.7

-0.55

11

Итого заводская себестоимость

9010

8900

-110

-1.2

-1.21

12

Затраты на сбыт

90

100

+10

+1.1

+0.11

13

Полная себестоимость реализованной продукции

9100

9000

-100

-1.1

-1.1


 

Как видим из данных таблицы 6 свыше планового уменьшения затрат на 100 тыс. руб. состоялось благодаря экономии по статьям "Сырье и материалы" (70 тыс. руб.), "Заработная плата основных работников" (30 тыс. руб.), "Общепроизводственные и административные затраты" (соответственно 30 и 50 тыс. руб.). Вместе с тем повысились сравнительно с планом затраты на энергоносителе (на 50 тыс. руб. или на 5.3%) и транспортно - заготовительные затраты (на 30 тыс. руб. или на 2.9%). Взнос каждой калькуляционной статьи к общему снижению затрат (в процентах) приведенный в гр. 5 таблицы 6, итог за этой графой есть алгебраической суммой данных за разными калькуляционными статьями.

 

 

 

 

 

3. Предложения по повышению эффективности деятельности ООО

«АртКО»

3.1. Рекомендации для принятия управленческих решений по

итогам  анализа себестоимости  продукции, работ,  услуг и ее

элементов

В практике хозяйственной деятельности предприятий различают источники и факторы снижения себестоимости. Под источниками понимают количественно соизмеримую экономию всех произведенных предприятием затрат в процессе производства и реализации продукции. В различных отраслях промышленности источники снижения себестоимости имеют свои особенности.

Важными источниками снижения себестоимости  продукции являются:

увеличение объема производства за счет более полного использования производственной мощности, производственных площадей, совершенствования технологий, рациональной организации ремонта.

    - от  уровня материально-технической  базы предприятия, степени использования ее производственного потенциала зависят конечные результаты хозяйствования, в частности уровень себестоимости, объем выпускаемой продукции, рентабельность, прибыль. Если производственная мощность предприятия используется недостаточно полно, то это приводит к увеличению доли постоянных издержек в общей сумме и как следствие увеличению себестоимости продукции;

- снижение себестоимости  продукции обеспечивается, прежде  всего, за счет повышения производительности  труда. С ростом производительности  труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате;

- снижение себестоимости  за счет экономного использования  сырья, применения заменителей,  совершенствование ассортимента  и структура производимой продукции, сокращение непроизводственных расходов и сокращение брака. Материальные затраты, как известно, занимают большой удельный вес в структуре себестоимости, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект;

- сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу зависят не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих условиях ниже себестоимость каждого изделия. В состав общезаводских расходов в значительной степени включаются также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а, следовательно, и к экономии общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве [15].

3.2. Расчет экономической эффективности предлагаемых

мероприятий

Для снижения себестоимости  на предприятии ООО «АртКО» рекомендуется провести следующие организационно – технические мероприятия:

  1. Совершенствование организации производства и труда. Этот процесс, практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности труда, стимулирует более качественное использование трудовых ресурсов, имеющихся на предприятии. Отсюда и сокращение издержек производства. На данном этапе, на предприятии рекомендуется всемерно улучшать эргономику труда работников путем создания полноценного социально - психологического климата. Предлагается ввести должность психолога, который будет следить за психическим здоровьем работников. Так как большинство потерь рабочего времени связано с различными болезнями, наиболее весомым среди которых является грипп, необходимо создать собственный медицинский пункт, который будет следить за состоянием здоровья работников.
  2. Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы.  Добиться этого возможно двумя путями:
    • Совершенствование структуры аппарата управления. Для реализации этого проекта мы считаем нужным создать планово-экономический отдел, одним из главных направлений деятельности которого, будут планирование и прогнозирование деятельности предприятия. На данный момент прогнозированию, разработке целевых проектов по совершенствованию работы предприятия не уделяется должного внимания. Поэтому, на основе экономического отдела предлагается организовать планово-экономический отдел и акцентировать его работу на планировании и прогнозировании деятельности предприятия.
    • Совершенствование работы управленческого персонала. В данный момент все отделы связанные с обработкой экономической информации и принятия управленческих решений не используют в достаточной степени компьютерное обеспечение, заменяя их примитивными калькуляторами. Таким образом, необходимо повышение квалификации управленческого персонала и привлечение на постоянную работу экспертов в области компьютерных технологий. Это позволит максимизировать эффективность управления и в конечном итоге уменьшить затраты на содержание управленческого персонала, а это в свою очередь приведет к снижению себестоимости продукции в целом [5].
  3. Организация полноценной службы маркетинга на предприятии. Маркетинг – неотъемлемая часть рыночной экономики и в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка стал жизненно необходимым элементом управления такого субъекта хозяйствования как производство. На данном этапе существования предприятия ООО «АртКО» один сбытовой отдел не в состоянии решать весь комплекс проблем связанных с позиционированием, продвижением собственного товара на местный рынок. Эти и другие задачи решает служба маркетинга. Таким образом, мы считаем нужным рекомендовать предприятию проведение следующих мероприятий, которые позволят ему укрепиться на местном рынке и нарастить объемы производства, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости выпускаемой продукции:

Информация о работе Предложения по повышению эффективности деятельности ООО «АртКО»