Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:58, реферат
Предпринимательство в сегодняшнем Казахстане, хотя и испытывает
значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и
будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна, ибо рыночной
экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в
зачаточном состоянии, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой
общественного производства, нет.
виды хозяйственной
государственной собственностью, другие формы хозяйствующих субъектов просто
не существовали.
В канун лета 1999 года Президентом Республики Казахстан принято
распоряжение «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических
лиц на свободу предпринимательской деятельности».
Необходимость принятия этого распоряжения витала в воздухе давно, т.к.
дальнейшее развитие инициативы граждан по самообеспечению и созданию для
себя и других граждан дополнительных рабочих мест глушится доморощенным
чиновничеством, усердствующем не столь для отчизны, сколько для себя.
Незаконные проверки и придирки со стороны проверяющих с использованием
служебного положения - это факт, который питает коррупцию.
Важнейшей составляющей политики экономических реформ Казахстана
является развитие предпринимательства. Особое значение приобретает
поддержка предпринимательства, которое представляет собой одну из важнейших
сфер экономики ,где предприятия
характеризуются малой
невысокой капиталоемкостью, несложным управлением.
С развитием
предпринимательства
потребительского рынка, рост занятости, развитие конкуренции и подъем
экономики в целом, расширение социальной базы проводимых реформ.
Государство осуществляет
поддержку
направлениям:
*создание льготных условий использования субъектами предпринимательства
государственных финансовых, статистических, материально-технических и
информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и
технологий;
*установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов
предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их
продукции;
*устранение правового режима благоприятствования для субъектов
предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения,
уплаты таможенных пошлин;
*создание системы привлечения и использования инвестиций, включая
иностранные, для поддержки и развития предпринимательства;
*принятие специальных
программ кредитования
определением финансовых источников;
*предоставление преференций
субъектов
государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;
*поддержка
включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных
связей с зарубежными партнерами;
*организация подготовки,
переподготовки и повышения
субъектов предпринимательства.
Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию
предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и
поддержки субъектов предпринимательства устанавливает законодательным путем
определенные льготы для них.
2.2 Становление
и развитие
Становление и
развитие предпринимательства
сложных и не всегда благоприятных социально-экономических условиях
транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и
снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного
сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей
объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному
развитию.
Объективные трудности связаны с общим кризисным состоянием экономики и
недостаточно требуемых финансовых ресурсов для придания сильнейшего
импульса широкомасштабному развитию предпринимательства.
Трудности субъективного характера связаны с тем, что в обществе до сих
пор сильны предрассудки относительно получения прибыли и обогащения.
Парадигма достижения коммерческой выгоды и успеха еще широко не укоренилась
в массах. Не выработаны традиции работы на потребителя с учетом колебаний
рыночного спроса и в условиях жесточайшей конкуренции за рынки сбыта и
кошельки покупателей. Отсутствуют навыки завоевания своей ниши в насыщенном
бездефицитном рынке за счет выпуска более качественной продукции и
предоставления более совершенной услуги. Нет быстрой реакции на динамичное
изменение ситуации на рынке, и не хватает опыта предприимчивости.
Предприниматели недостаточно знакомы с методами современного менеджмента и
маркетинга. При оплате труда сильная ориентация на уравниловку. Не все еще
четко осознали неизбежную необходимость смены парадигмы мышления. Престиж
личности предпринимателя в обществе невысок, и она нередко ассоциируется с
сомнительными операциями в сфере торговли, которые имели место в эпоху
постоянного социалистического дефицита и в период первоначального
накопления капитала, когда разыгрывались финансовые пирамиды.
Менталитет работников постсоветского и западного предприятий сильно
различаются. Хотя трудовые навыки и квалификация большей части
отечественных профессионалов достаточно высоки, переход к рыночным
отношениям требует коренной перестройки т социальных ориентиров, и
мышления, и самого отношения к работе. Даже квалифицированный работник
часто нуждается в смене ментальности(поскольку он, как правило, не умеет
пользоваться компьютерной техникой). Всего этого трудно достичь сразу.
Работник, вышедший из социалистической среды, ориентирован на исполнение
указаний и выполнение плана. Он не приучен к профессиональному
неформальному сотрудничеству, инициативности, персональной ответственности
за риск. Увеличение зарплаты на 20-30 % не считается побудительным мотивом
для повышения производительности.
Кроме того, зачастую
и сам руководитель
не является высокопрофессиональным менеджером, а с другой- не способен
использовать необходимые приемы и механизмы для воспитания в своих
работниках устойчивых мотиваций. Опыт менеджмента накапливается и
передается от поколения к поколению. Чтобы стать хорошим менеджером,
предприниматель должен непрерывно учиться и переучиваться и следить за
профессиональным и карьерным ростом своих работников. В рыночной системе
такая система является неотъемлемым атрибутом успешного бизнеса. Обществу
постсоветского периода предстоит выработать обычаи, традиции, правила,
основанные на свободе предпринимательства, верховенстве законов, культуре
бизнеса.
Но при всех недостатках и упущениях первых лет становления
предпринимательства, сейчас оно превращается в заметное явление в жизни
общества и завоевывает все более устойчивые и доверительные позиции. В
Казахстане все увереннее начинают заявлять о себе предприниматели новой
волны.
Происходящие в промышленности структурные изменения и реформирование
крупных государственных предприятий привели к значительному свертыванию
объемов производства и, в ряде случаев, к ликвидации отдельных предприятий
и производств. Занятость населения в государственном секторе понизилась, и
часть высвободившихся трудовых ресурсов перетекла из государственного в
частный сектор экономики.
Это подтверждается и данными государственной статистики. Общая
численность занятого населения по секторам экономики страны снизилась с
6581,8 тыс. чел. в 1994г. до 6400 тыс. чел. в 1997г. (на 181,8 тыс.чел.).
На государственных предприятиях и организациях в указанные годы
соответственно произошло падение численности занятых с 3719,0 до 2067,2
тыс. чел. 1
В 1997 году наблюдался рост количества хозяйствующих субъектов
предпринимательства. По состоянию на 1 янв. 1998 года в Республике
насчитывалось 128,6 тыс. хозяйствующих субъектов предпринимательства, что
составляло 87 % от общего числа хозяйствующих субъектов в экономике
Казахстана.
В Казахстане идет процесс формирования предпринимателя- фермера,
производителя сельскохозяйственной продукции. По состоянию на 1 янв. 1997
г. в сельском хозяйстве насчитывалось 52,5 тыс. хозяйствующих субъектов, из
числа которых в государственной собственности оставалось только 1,5%. Более
84 % товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, или 44,3 тыс.
единиц - крестьянские (фермерские) хозяйства.
Реализация двух государственных программ поддержки и развития
предпринимательства в период с 1992 по 1996 гг. позволила заложить основы
частного предпринимательства в Республике Казахстан.
Более 38 % малых предприятий были созданы в 1994-1995 гг. в период
малой приватизации. Именно в эти годы наметилась тенденция к
макроэкономической
того, высвобождалось значительное количество населения в государственном
секторе, часть которого впоследствии перетекала в сферу малого
предпринимательства.
Отрицательное воздействие на развитие малого предпринимательства
оказало общее кризисное состояние экономики, выразившееся в дефицитном
бюджете, неплатежеспособности отдельных предприятий, низком уровне жизни
населения, сокращении его платежеспособного спроса и др.
Как отмечалось ранее, имеющиеся официальные статистические данные не в
полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного сектора. В
частности, практически не оценен потенциал индивидуальной трудовой
деятельности, поскольку еще не приведена в цивилизованные рамки уличная
торговля на универсальных рынках, не контролируется беспатентная
производственная, консультационная, репетиторская, переводческая и иная
деятельность по предоставлению услуг населению. Все эти виды деятельности
часто не облагаются налогами и функционируют в теневом секторе экономики.
2.3 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления.
В последнее время предпринимательство Казахстана характеризовалось
неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников.
Отраслевая и региональная структура нерациональны. Усиливается
криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства