Проблемы и перспективы развития государственной инвестиционной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:29, научная работа

Описание

Инвестиционная сфера в последние годы становится объектом внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом. Это связано с тем, что инвестиции играют центральную роль в обеспечении эффективности функционирования экономической системы и всего общественного воспроизводства, поскольку непосредственно влияют на возможность экономического роста в долгосрочной перспективе.

Работа состоит из  1 файл

НАУЧКА.docx

— 35.43 Кб (Скачать документ)
 
  ЧЕБОКСАРСКИЙ  КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

АНО ВПО  ЦС РФ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» 
 

XXXVI-ая  Межрегиональная студенческая научная конференция

 «МОЛОДЕЖЬ И КООПЕРАЦИЯ-2012»,

посвященная 50-летию Чебоксарского кооперативного института 
 
 
 

                Секция  ___________________

                __________________________ 
                 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА

                    на тему: 

«Проблемы и перспективы развития государственной инвестиционной политики в РФ» 
 

                                       Автор работы:

                                       студентки гр. ФК-93Д

                                       Фокина С. Н.,

            Халиуллина Р. Т. 

                                                                              Шифр ______ / _______

                                                                                        (не заполнять) 

                          Научный руководитель:

                                       Богатова Т. А., к.э.н.  
             
             
             
             
             
             
             

ЧЕБОКСАРЫ

2012

 
 
 
Шифр ______ / _______

                                                                                                              (не заполнять) 
 
 

    ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Инвестиционная  сфера в последние годы становится объектом внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом. Это связано с тем, что инвестиции играют центральную роль в обеспечении  эффективности функционирования экономической  системы и всего общественного  воспроизводства, поскольку непосредственно  влияют на возможность экономического роста в долгосрочной перспективе.

    В процессе инвестиционной деятельности решаются крупные макроэкономические проблемы: структурная перестройка  национальной экономики и технический  прогресс, возможно преодоление инфляции, происходит расширение налогооблагаемой базы и пополнение бюджета, увеличение числа рабочих мест. В связи  с этим, для решения проблемы привлечения  инвестиций в экономику страны, необходима серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и  направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

    Инвестиционная  политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий  по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в  экономику страны и отдельные  ее сферы и отрасли, повышению  инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства.  Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.

    Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной  среды, способствующей привлечению  и повышению эффективности использования  инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды. Поэтому  цель нашей работы заключается в  рассмотрении проблем и перспектив развития государственной инвестиционной политики на современном этапе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ 

    Реализация  задач современного этапа экономического развития требует более активной поддержки инвестиционной сферы. Инвестиционные проблемы российской экономики на современном  этапе продолжают оставаться актуальными, как и в предыдущий период становления  рыночных отношений. Только с 2000-х годов  наметилась тенденция к улучшению  инвестиционного климата, и увеличился приток иностранных инвестиций в  Россию.

    Инвестиционные  ресурсы занимают позиции ведущего источника развития национальной экономики, обеспечения темпов экономического роста. Интерес к проблеме  по регулированию инвестиционного  процесса вызван учётом, как этого  обстоятельства, так и того, что  негативные тенденции в инвестиционной политике стали представлять уже  явную и серьёзную угрозу экономической  безопасности России. Разрушение системы  инвестирования, существовавшей прежде в рамках централизованно управляемой  экономики, произошло в относительно сжатые сроки.

    Надо  отметить, что инвестиционных вложений в основной капитал было недостаточно для восстановления основных фондов предприятий российской экономики.

    Большие объёмы недофинансирования на протяжении длительного времени привели  к воспроизводственным деформациям  инвестиционного процесса в реальном секторе экономики. Увеличилась  степень износа основных фондов; если в 2000г. Она составляла 39,3%, в 2002г.-44%, в 2004г.-43,5%, в 2006 году 46,3%, в 2009г.-45,3%, в 2010г.-47,1%. Вследствие низких темпов обновления,- ухудшилось возрастное состояние производственного аппарата. В последние годы наметилась некоторая структурная переориентация инвестирования. В качестве объектов вложение всё в большей степени выступает активная часть основных фондов - машины, оборудование. Наиболее быстрыми темпами растут финансовые вложения предприятий и организаций. Проблемой является то, что финансовый поток устремлён не в производство, а за его пределы, происходит не приток капиталовложений, а их отток, что не позволяет обеспечить быструю и масштабную технологическую модернизацию производственных мощностей.

    В движении иностранных инвестиций только в последние годы наметилась тенденция  роста. При этом иностранные инвесторы  предпочтение отдают нефтегазовой отрасли, а также другим сырьевым отраслям национальной экономики. За пределами  инвестирования в значительной мере остаётся промышленное производство. Это iпозволяет на базе использования современных технологий создавать конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом, как на внутреннем, так и на iвнешнем рынке. 

    Помимо  зарубежных инвестиций, внутренним источником инвестиций является банковский  кредитный  капитал, «свободные » финансовые средства предприятий, сбережения населения. И  государство должно посредством  нормативно-законодательных актов, экономических мер, обеспечить совершенствование  инвестиционной политики.

    Надо  также отметить важную роль государства  в способствовании создания транснациональных  корпораций. Государство заинтересовано в дальнейшем наращивании инвестиций как основа подъёма национальной экономики, развития внешней торговли. Без активного участия государства  принципиальная проблема- организация воспроизводства технологических капиталовложений едва ли будет решена.

    Одним из направлений государственной  инвестиционной политики является разработка стратегии эффективного вложения финансовых ресурсов в технопарк с привлечением иностранных партнёров. За последние 10 лет в нашей стране было несколько волн создания технопарков. Результативность этих инициатив оказалась невысокой, что было связано с абсолютно нерыночным  подходом к их работе. Так как технопарки создавались с целью получить дополнительный источник бюджетных средств. Даже приблизительный расчёт окупаемости проекта не делался.  Из общего числа можно выделить только несколько эффективно действующих структур, которые стали таковыми благодаря личностям их организаторов и руководителей. К работе по созданию  инновационных технологических центров на разных стадиях подключались различные международные организации. Иностранные партнёры участвовали в создании информационных систем, различных сервисных структур. Совместные усилия позволили получить работоспособную инфраструктуру. Заметно увеличились обороты и налоговые выплаты  этих фирм. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности в настоящее время финансируется, прежде всего, за счёт капитальных расходов федерального бюджета, выделяемых для реализации инновационных федеральных целевых программ. Так, в настоящее время только по направлению «Наука, инновации и передовые технологии» реализуются 12 программ. Кроме того, федеральные целевые программы предполагают значительные объёмы финансирования, в том числе финансирования инновационной инфраструктуры, за счёт внебюджетных источников.

    Россия  занимает одно из первых мест в мире по своей территории. Всё это не может не отразиться на социально-экономическом  положении её регионов, путей их развития, особенностях расположенного в них производства. В силу территориальных  и климатических её условий, идеологии  размещения производственных мощностей  она имеет определённую особенность для  инвестирования. Отсюда огромные проблемы, связанные с отсутствием возможности сплошного освоения территорий, что приводит к значительным транспортным издержкам, затратам на дорожное строительство,- создание систем телекоммуникаций.

    Если  ещё вчера основной риск был связан с политической нестабильностью, то уже сегодня на первый план выходят  проблемы несбалансированности и неупорядоченности  нормативно-правовой базы экономических  преобразований  и неготовностью  государственных и общественных структур, других субъектов хозяйственной  деятельности к работе в рыночных условиях, то есть основной риск по-прежнему связан с отсутствием стабильности, но уже не политической, а организационной  и экономической.

    В связи с улучшением макроэкономических показателей и длительным ростом цен на энергоносители на мировом  рынке в стране появились определённые возможности активизации процесса накопления и инвестирования. Однако проблемы наличия и использования  источников финансирования не исчезли, а переросли в новое качество. Основными из них являются:

    - вывоз (бегство) отечественного  частного капитала за границу,  где обеспечены лучшие условия  для инвестирования;

    - нежелание инвесторов вкладывать  средства в долгосрочные затратные  проекты. Политические, экономические  риски до сих пор достаточно  велики. Относительно высокий темп  инфляции, что препятствует осуществлению  долгосрочных инвестиций;

    - повышенные мировые цены на  энергоресурсы против заложенных при составления бюджета способствуют дополнительному притоку валютной выручки. Эффективное инвестирование этих дополнительных источников стало одним из методов сдерживания инфляции, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке.

    По  данным ряда аналитических центров, отток  капитала  из  частного   сектора  в  2011  году в России составит примерно 20 млрд долл., при базовом (инерционном) сценарии — 55—60 миллиардов, а при неблагоприятном — превысить 70 миллиардов долларов. Бегство капитала связано с дефектами российского инвестиционного климата. Слабо развиты и ненадёжны институты перелива капитала между секторами и отраслями и в первую очередь банковская система и фондовый рынок. Также причиной является пассивность правоохранительных органов в борьбе с нарушениями в этой сфере.

    В качестве положительной тенденции  необходимо отметить преобладание в  структуре источников финансирования привлечённых средств над собственными, также развивается фондовый рынок, постепенно становясь эффективным инструментом привлечения долгосрочных инвестиций в реальный сектор российской экономики.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития государственной инвестиционной политики в РФ