Проблемы и перспективы развития государственной инвестиционной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:29, научная работа

Описание

Инвестиционная сфера в последние годы становится объектом внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом. Это связано с тем, что инвестиции играют центральную роль в обеспечении эффективности функционирования экономической системы и всего общественного воспроизводства, поскольку непосредственно влияют на возможность экономического роста в долгосрочной перспективе.

Работа состоит из  1 файл

НАУЧКА.docx

— 35.43 Кб (Скачать документ)

    Закономерности  дальнейшего рыночного развития народного хозяйства определили необходимость  совершенствования  инвестиционной политики как механизма  оптимизации процессов функционирования и развития промышленных холдингов  в топливно-энергетическом комплексе  мировой экономики. Пока возможности  ТЭК России отстают от потребностей ускоренного роста ВВП (табл.1).

    Таблица 1.

    Возможности отраслей ТЭК по обеспечению внутренних потребностей страны в первичных ТЭР (без газовой отрасли) 

      
    Отрасль     Год
    2010     2015     2020     2030
    Нефть     170-180     190-210     180-220     180-220
    Уголь     180-200     220-240     220-240     270-330
    Электроэнергия  АЭС и ГЭС     140-160     160-180     200-220     320-380
    Нетрадиционные  и прочие ТЭР     50-60     70-80     90-110     120-160
    Импорт  ТЭР (без газа)     30     40     40     40
    Импорт  газа     35     45     45     45
    Итог  возможности(без собственной добычи газа)     610-660     730-780     800-860     990-1170

 

    Основные  фонды изношены, что влечёт за собой  не только отставание в эффективности  производства, но и увеличивает риск аварий в топливно-энергетическом комплексе. Необходимо резкое увеличение инвестиций на обновления основных фондов, внедрение  передовых технологий, освоение новых  месторождений, развитие инфраструктуры транспорта энергоносителей. Однако пока нет нормального инвестиционного  цикла в ТЭК России, а он появится тогда, когда закончатся реформы  отраслей ТЭКа, установятся рыночные цены на энергоносители, пойдут инвестиционные сигналы. Сегодня ТЭК России требует  масштабных инвестиций. Предполагается, что именно ТЭК станет ключевым фактором для повышения деловой активности, давая новый импульс развитию других отраслей промышленности и экономики  России в целом.

    Целесообразность  активной государственной политики в области инвестирования диктуется  условиями, реально сложившимися в  хозяйственной системе нашей  страны, особенно в её социальной сфере. Социальные инвестиции- вложения в объекты социальной сферы в целях получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей. При этом дискутируемым является вопрос о степени вмешательства государства в инвестиционный процесс. Существует две модели :

    - государство принимает на себя  большую часть инвестиционных  функций;

    - предоставление частным инвесторам  значительной свободы действий  при осуществлении государством  функций регулирования в сфере  макроэкономических инвестиционных  процессов.

    При этом возникает необходимость выбора постоянно корректируемой комбинации административных и косвенных методов  регулирования инвестиционной деятельности.

    В силу преимущественно государственного финансирования социальных инвестиций особенно значимой становится  проблема оценки их эффективности:

    - социальный эффект-степень удовлетворённости  людей качеством жизни;

    - социальная эффективность-изменение  индекса потребительских цен,  повышение рождаемости;

    - социально-экономическая эффективность-снижение  текущих затрат организаций социальной  сферы, снижение выплат по безработице;

    - экономическая эффективность - отражает  экономическую эффективность проекта  на основе соотношения результатов  и затрат.

    Также следует учитывать и региональную политику. Объем выделяемых из федерального бюджета средств на инвестиционные нужды отдельным регионам определяется необходимостью достижения этими регионами  среднероссийских или базовых стандартов жизни. Как известно, все регионы  имеют свою особенность за счёт их места расположения, развития экономики, т.е за счёт инвестиционного климата - совокупность социально-экономических, политических, финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска.

    Инвестиционный  климат включает объективные возможности  страны и условия деятельности инвестора.

    По  оценкам отдельных экспертов, слабые стороны России - недостаточно эффективная  система управления; нестабильная и  не отвечающая современным требованиям  кредитно-финансовая политика. Но есть и сильные стороны - научно-технический  потенциал, трудовые, природно-сырьевые ресурсы. Оптимальное использование  их позволит повысить её конкурентные возможности. Что касается отраслевой конкурентоспособности, то лидирующие, перспективные  позиции здесь  могут занимать такие сферы, как  аэрокосмическая, приборостроение, судостроение и отдельные отрасли военно-промышленного комплекса.

    Бюджетные средства используются для финансирования целевых программ и отдельных  проектов. Государство принимает  долевое участие в совместном финансировании проектов, оказывает  поддержку частным инвесторам в  рамках этих проектов. С помощью  налогов, кредитов, ускоренной амортизации  государство координирует деятельность всех инвесторов. Особое место в  деятельности государства отводится  решениям и мерам, призванным стимулировать  приток иностранных инвестиций в  национальную экономику. Масштабы государственного вмешательства должны находиться в  таких пределах, в которых это  не ведёт к ослаблению стимулирующей  роли рыночного  механизма. Определение  объёмов   инвестиционной деятельности федерального органов государственной  власти в регионах и на местах является одной из важных задач, решаемых в  ходе разработки инвестиционной политики и формирования механизма её реализации.

    Основополагающей  задачей государства, которая позволит упрочнить международные позиции  России, должна стать разработка стратегии  роста конкурентоспособности страны, охватывающая последовательное достижение целей как на макроуровне , так и регионально-отраслевых ориентиров.

    Особая  роль стратегии должна отводиться диверсификации экономики через оптимизацию  национальных и привлечённых иностранных  факторов производства, инвестиций, а  также эффективного использования  природно-ресурсного потенциала. Стратегия  и тактика государственной политики должны быть направлены на стимулирование развития новых отраслей перерабатывающего  сектора, преодоления диспропорций в регионально-отраслевой структуре  привлечения внутренних и внешних  инвестиций. Привлечение иностранного капитала является положительной стороной для развития экономики страны. Так  как это содействует притоку  инвестиций в критически важные отрасли  экономики. Как известно, инвестиции- это не только денежные средства, но и новые технологии, совершенствование процесса управления, инжиниринга и др.

    Особого внимания заслуживают соглашения о  разделе продукции, экономический  смысл которых состоит в том, что инвестор, вложивший свой капитал  в освоение месторождений и добычу минерального сырья, окупает затраты  за счёт части произведённой продукции, передаваемой в его собственность. Поскольку освоение российских месторождений  минерального сырья является дорогостоящим, то в большинстве случаев в  осуществлении конкретных проектов могут принимать участие отечественные  и иностранные инвесторы (как, например, американская компания «Амоко» и российские нефтяные компании при освоении Приобского нефтяного месторождения). Совместная работа над такими масштабными проектами будет способствовать взаимному обогащению инновационными технологиями производства и управления.

    Хотя  иностранные инвестиции, по-видимому, не станут главным двигателем экономического подъёма в России, всё же, учитывая масштабы страны, они могут сыграть  важную роль в её будущем развитии. Так как привлечение инвестиций в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Сегодня российская инвестиционная политика разрабатывается  и реализуется в условиях относительной  макроэкономической стабильности, устойчивого  валютного курса и прогнозируемой инфляции. Основной задачей инвестиционной политики Российской Федерации является создание благоприятных условий  всем субъектам экономической деятельности для усиления инвестиционной активности с целью экономического роста, повышения  эффективности производства и решения  социальных проблем.

    В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки  для инвестиционного и хозяйственного подъёма. Однако главная опасность  для будущего развития страны заключается  в том, что рост инвестиций пока неустойчив и во многом базируется на благоприятной  конъюнктуре мировых рынков. Не устранены  фундаментальные причины слабости экономики: незавершённость структурных  и институциональных реформ в  реальном секторе, его низкая конкурентоспособность  и изношенность производственного  аппарата, структурные деформации национального  хозяйства, низкая восприимчивость  предприятий к инвестициям. Решение  этих непростых проблем требует  осуществления активной инвестиционной политики, критического переосмысления на основе государственно-частного партнёрства.

    При разработке инвестиционной политики важнейшими задачами должны стать: создание условий  для активизации инвестиционной деятельности; углубление институциональных  и структурных преобразований, главной  задачей которых должна быть финансовая стабилизация и включение в инвестиционную сферу всех возможных источников.

    В экономике России есть как проблемы, связанные с инвестициями, так  и перспективы. У России есть огромный потенциал, развитие которого может  позволить улучшение качества жизни, развитие многих отраслей, что позволило  бы улучшить, укрепить экономику. Государство  играет очень большую и значимую роль, является главным регулятором  все экономики страны. Поэтому  необходима правильная постановка решений, правильное инвестирование в нужные отрасли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    
  1. Федеральный закон "О банке развития" от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ
  2. Глухов В. В. Сбережения и инвестиции домашних хозяйств / В.В.Глухов // Финансы и кредит.-2008.- №19
  3. Комплексная оценка результатов инвестирования в развитии инновационной инфраструктуры. // финансы и кредит.-2008 .-№21.
  4. Красавин А. В. Инвестиции в России - новые тенденции / А.В. Красавин // Финансы и кредит.- 2008.- №15.
  5. Литвиненко В. А. Инвестиционная политика России: состояние и перспективы развития / В. А. Литвиненко / / Аудит и финансовый анализ. - 2008. - N 2. - С. 323-331.
  6. Литвиненко В. А. Нормативно-законодательное обеспечение - основа активизации инвестиционных процессов в России / В. А. Литвиненко / / Право и экономика. - 2008. - N 9. - С. 95-98
  7. Прокопьева Е. Л. Инвестиционная политика страхового сектора: основные тенденции, проблемы, перспективы / Е. Л. Прокопьева, И. С. Меньшагина / / Страховое дело. - 2011. - N 8. - С. 3-8
  8. Федорова Е. А. Инвестиционная политика на рынке предметов искусства / Е. А. Федорова, Д. А. Крутов / / Аудит и финансовый анализ. - 2010. - N 6. - С. 267-273
  9. Шевченко И. В. Проблемы совершенствования инвестиционных механизмов управления промышленными холдингами в ТЭК России / И. В. Шевченко, С. А. Козловская / / Финансы и кредит. - 2008. - N 6. - С. 12-16
  10. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/

Информация о работе Проблемы и перспективы развития государственной инвестиционной политики в РФ