Проблемы и перспективы управления государственным и муниципальным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание

После аннулирования государственного долга дореволюционной России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической политики (НЭПа) с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и особенности государственного долга 5
1.1. Экономическое содержание государственного долга 5
1.2. Государство как гарант и кредитор 9
1.3. Управление государственным долгом 13
2. Государственный долг российской федерации 17
2.1. Причины возникновения государственного долга Российской Федерации 17
2.2. Анализ обслуживания и современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации 21
2.3. Анализ обслуживания и современное состояние государственного внешнего долга Российской Федерации 24
3. Перспективы сокращения и социально-экономическое значение государственного долга российской федерации 30
3.1. Перспективы погашения государственного долга российской федерации 30
3.2. Социально-экономическое значение государственного долга Российской Федерации 42
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 49

Работа состоит из  1 файл

Дунаев - курсовая работа финансы.docx

— 95.08 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный  университет»

 

Факультет мировой экономики  и финансов

Кафедра теории финансов, кредита  и налогообложения

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ

 

 

 

 

Выполнил: студент

группы ФКЗу-101

Дунаев Юрий Сергеевич

 

Проверил: ст. преподаватель

Салосина Л. Г.

 

 

 

Волгоград – 2012 

Содержание

 

Введение 3

1. Сущность  и особенности государственного  долга 5

1.1. Экономическое  содержание государственного долга 5

1.2. Государство  как гарант и кредитор 9

1.3. Управление  государственным долгом 13

2. Государственный  долг российской федерации 17

2.1. Причины  возникновения государственного  долга Российской Федерации 17

2.2. Анализ  обслуживания и современное состояние  государственного внутреннего долга  Российской Федерации 21

2.3. Анализ  обслуживания и современное состояние  государственного внешнего долга  Российской Федерации 24

3. Перспективы  сокращения и социально-экономическое  значение государственного долга  российской федерации 30

3.1. Перспективы  погашения государственного долга  российской федерации 30

3.2. Социально-экономическое  значение государственного долга  Российской Федерации 42

Заключение 46

Список использованных источников и литературы 49

 

 

Введение

 

Государственные заимствования  уже четыре века помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.

После аннулирования государственного долга дореволюционной России в 1918г. советскому правительству в годы новой экономической политики (НЭПа) с трудом удалось восстановить функционирование рынка государственных заимствований. Займы успешно работали на благо финансовой стабилизации экономического роста. Однако в конце двадцатых годов был осуществлен переход к размещению государственных займов по подписке среди населения. Займы стали массовыми и по существу принудительными. Это привело к катастрофическому росту государственного долга. В 1957г. правительство было вынуждено прибегнуть к замораживанию долговых обязательств государств. После этого в стране обращался только один трехпроцентный выигрышный заем. Его облигации продавались и покупались сберкассами по централизованно устанавливаемым ценам.

С переходом к формированию основ рыночной экономики в начале 90-х годов Россия столкнулась  с отсутствием отечественного опыта  по организации и ведению государственных долговых операций, адекватной работы в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, одновременно обращаясь к традициям прошлого и опыту развитых стран с рыночной экономикой.

Проблемы, связанные с  управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

Целью работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга, изучение его современного состояния и социально-экономического значения, анализ перспектив сокращения государственного долга Российской Федерации.

Цель работы потребовала  решения следующих задач:

- отражение экономического  содержания государственного долга;

- рассмотрение государства  в качестве гаранта и кредитора;

- рассмотрение понятия  управления государственным долгом;

- анализ причин возникновения  государственного долга Российской  Федерации; 

- анализ обслуживания  государственного долга Российской  Федерации и его современного  состояния;

- отражение перспектив  сокращения государственного долга  России и его социально-экономического  значения.

В рамках решения вышеперечисленных  задач были использованы следующие материалы: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный бюджет Российской Федерации на 2008-2010 гг., учебные пособия по государственному долгу, материалы периодической печати, информация с сайтов Минфина и МЭРТ.

 

 

 

1. Сущность и особенности  государственного долга

1.1. Экономическое  содержание государственного долга

 

Государственный кредит –  это специфические отношения  по поводу перераспределения части  стоимости валового внутреннего  продукта и национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже – заимствованных) средств на возвратной основе или для обеспечения гарантий. В этих отношениях орган власти выступает как заемщик, гарант или кредитор.

Особенность государственного долга как финансового явления  состоит в возвратности, срочности  и платности предоставляемых  взаймы средств. Однако эти отношения  нельзя смешивать с банковским кредитом. Частный ссудный капитал используется для кредитования хозяйствующих  субъектов в целях обеспечения  бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Банковское кредитование отражает производительное в основном использование ссудного капитала (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и уплаты процентов за счет увеличения производимой добавленной стоимости.

Принцип возвратности подразумевает  возврат выданных взаймы денежных средств.

Принцип срочности означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком соблюдаться.

Принцип платности заключается  в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент.

Особенностями государственного кредита является отсутствие обеспеченности, отсутствие целевого характера, а также верховенствующая роль государства, несмотря на то, что государство является заемщиком, а не кредитором.

Целесообразность использования  заимствований для формирования дополнительных финансовых ресурсов органов  публичной власти и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для общественных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссия денег) балансирования правительственных доходов и расходов. Минимизация ущерба достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к властным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Государственные займы характеризуются  тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических  лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство органа власти, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока – и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, орган власти обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами.

В условиях централизованных методов управления экономикой и  отсутствия фондового рынка орган публичной власти реализует облигации по официальной курсовой цене. На ее величину оказывает влияние только часть перечисленных выше факторов, да и то в сторону ее повышения. Реальная курсовая цена облигаций и их привлекательность для займодателей могут быть выяснены только при свободном обращении государственных и муниципальных бумаг на финансовом рынке. Значительное отклонение курса облигаций займов от нарицательной стоимости свидетельствует о серьезных недостатках в долговой политике государства и необходимости ее срочной корректировки. Свободная котировка облигаций публичных займов на рынке является механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой цене доходных бумаг [12].

Государственные заимствования, осуществляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию дополнительных (наряду с бюджетными) финансовых средств, которые органы власти используют для удовлетворения общественных потребностей. Именно это – получение дополнительных средств – является целью проведения государственных заимствований. Поэтому государственные заимствования можно определить как отношения по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде государственных займов и кредитов, в результате которых у государства-заемщика формируются дополнительные финансовые ресурсы.

Хотелось бы отметить, что  государственный долг можно классифицировать по ряду признаков. Обычно в качестве таковых используют следующие: экономический признак (набор слагаемых компонентов), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак [10].

Согласно существующим уровням  власти (классификация по типу заемщика) государственный долг делится на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской федерации и муниципальный долг.

По срокам долговые обязательства  подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет). В России сроки погашения долговых обязательств ограничены для Российской Федерации и субъектов Российской Федерации тридцатью годами (согласно статьям 98, 99 Бюджетного кодекса РФ), а для муниципальных образований – десятью (статья 100 Бюджетного кодекса РФ).

В зависимости от рынка  заимствований, типа кредитора или  валюты заимствований государственный  долг может быть внутренним и внешним. В соответствии со статьей 98 Бюджетного кодекса РФ [9] в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены иностранной валюте; объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации; объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

По признаку держателя  ценных бумаг внутренние государственные  займы делятся на размещаемые  только среди населения, только среди  юридических лиц и универсальные.

В зависимости от формы  выплаты дохода внутренние государственные  займы делятся на процентные займы, выигрышные займы, процентно-выигрышные займы, беспроигрышные займы и беспроцентные (целевые) займы.

По методу размещения внутренние государственные займы бывают добровольные, размещенные по подписке и принудительные.

 

 

1.2. Государство  как гарант и кредитор

 

Государство в кредитных  отношениях может выступать не только как заемщик, но еще как гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемым на финансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств (реже – за счет средств фондов, формируемых на заемной основе), государство выступает как кредитор, а другая сторона – как заемщик.

В соответствии с характером операций (в их современном, развернутом  виде) государственные кредитные  отношения проявляются в форме  государственных заимствований, государственных гарантий (гарантированных заимствований) и государственных кредитов.

Следует различать государственные  заимствования и государственные  гарантии.

Гарантии могут предоставлять  органы власти всех уровней другим лицам по их обязательствам перед третьими лицами. В частности, федеральные органы государственной власти могут выдавать гарантии по займам и кредитам, привлекаемым субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными хозяйствующими субъектами.

Государственные гарантии предоставляются  по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, хозяйствующими организациями [9].

От имени Российской Федерации  государственные гарантии предоставляет Правительство Российской Федерации. На всех переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации Правительство Российской Федерации представляет Минфин России или иной уполномоченный орган. Они же заключают соответствующие соглашения от имени Правительства Российской Федерации.

По каждому случаю предоставления государственной гарантии принимается постановление Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым Министерство финансов Российской Федерации заключает с эмитентом или кредитором гарантийное соглашение. В соглашении детально оговариваются все условия сделки, включая источники и порядок погашения обязательства и выплаты дохода по займу или кредиту.

Информация о работе Проблемы и перспективы управления государственным и муниципальным долгом