Проблемы и перспктивы финансового прогнозирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:29, контрольная работа

Описание

Финансовое прогнозирование является одним из важнейших этапов финансового планирования. Цель финансового прогнозирования - увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций в экономике в перспективе; оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов; определение вариантов финансового обеспечения; выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и задачи финансового прогнозирования 4
2. Проблемы финансового прогнозирования на макро и микро уровнях 8
3. Перспективы социально-экономического прогнозирования в России 11
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Проблемы и перспктивы финансового прогнозирования в РФ.doc

— 486.00 Кб (Скачать документ)

В данную группу необходимо также  отнести развитие форм мониторинга поступления страховых взносов (не относятся к налогам) во внебюджетные фонды и разработку периодической объективной отчетности.

4. Акцизное налогообложение.

В прогнозный период государство продолжит  реализовывать политику опережающего увеличения ставок акцизов на отдельную подакцизную продукцию, в частности, на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.

Одновременно с этим повышение  акцизов на алкогольную продукцию  с высоким содержанием спирта (объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов) будет производиться опережающими темпами по сравнению с темпами ставок в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов, а также по сравнению с пивом и натуральными винами.

Налоговая политика в отношении  акцизов на табачную продукцию будет осуществляться, в том числе, путем реализации мер по снижению потребления указанной продукции, предусмотренных Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р). В связи с этим, с целью достижения среднего уровня налогообложения табачной продукции среди стран европейского региона Всемирной организации здравоохранения (с учетом покупательной способности населения) ежегодный темп увеличения минимальных ставок акцизов должен обеспечить их увеличение до 2014 года не менее чем в 3 раза относительно уровня 2011 года.

Кроме того, будет предусмотрено  установление ставок акциза в одинаковом размере на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра (папиросы).

Следует отметить, что в связи  с ускоренной индексацией минимальной  специфической ставки акциза на табачную продукцию постепенно будет происходить уменьшение разницы между розничными ценами табачных изделий в низко-, средне- и высокоценовом сегментах. В этих условиях постепенно будет снижаться значение адвалорной составляющей акцизной ставки, от которой в долгосрочной перспективе будет возможно отказаться.

В отношении прочих подакцизных  товаров, в том числе нефтепродуктов, предусматривается сохранение ставок акциза в 2012 и 2013 году в размерах, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах, с последующей индексацией ставок акциза, установленных в рублях, с 1 января 2014 г. на 10% к ставкам, применявшимся с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно.

5. Налогообложение природных ресурсов.

С 2011 года проводится политика по последовательному  увеличению ставок НДПИ на газ. В 2011 году ставка установлена на уровне с 237 рублей за 1000. куб. м (ранее ставка длительное время не изменялась и составляла 147 рублей). С 2012 года ставка будет установлена на уровне 509 рублей и далее будет индексироваться до уровня 582 рублей в 2013 году и 622 рублей в 2014 году.

В целях стимулирования развития отрасли может быть рассмотрен вопрос о дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного.

6. Налог на недвижимость.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 г.      «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» указывается на необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.

В настоящее время основные элементы налогообложения по налогу на недвижимость определены. Проводится работа по установлению размеров налоговых вычетов для определения налоговой базы при исчислении налога на недвижимость.

Для полноценного внедрения системы  будут продолжены работы по формированию государственного кадастра недвижимости, а также созданию порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Это требует проведения объемных работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

7. Кроме осуществления мер в  отношении налогов и обязательных  сборов в        2011 году были пересмотрены ранее принятые решения по определению размера ставок страховых взносов в государственные (территориальные) внебюджетные фонды. С начала текущего года базовая ставка страховых взносов была увеличена с 26% до 34 процентов. С 2012 года произойдет ее понижение до уровня 30% (для отдельных категорий компаний малого и среднего бизнеса и ряда других направлений – до 20 процентов).

Вместе с тем с целью компенсации  финансовых потерь бюджета Пенсионного фонда при его несбалансированности с 2012 года будет введена регрессивная ставка  обложения доходов сверх порогового уровня (базовый уровень – 10 процентов). Вышеуказанные решения являются временными и распространяются на 2012-2013 годы. За этот льготный период необходимо принять взвешенные обоснованные решения по реформированию пенсионной системы и снижению нагрузки на расходную часть федерального бюджета.

С учетом реализуемых мер в сфере  налоговой политики общий уровень  фискальной нагрузки в ближайшей перспективе останется стабильным на уровне 38-39% ВВП. Это в целом совпадает с ожидаемым уровнем в 2011 году, однако выше значения в предыдущие годы с учетом решений по повышению ставок страховых взносов, опережающей индексации ставок акцизов, увеличению ставки НДПИ на природный газ и других решений, принятых в 2010-2011 годах.

Следует отметить, что прогнозируется некоторое увеличения фискальной нагрузки без учета нефтегазовой составляющей (около 0,5-0,7% ВВП за 2012-2014 годы). Однако данный прогноз не связан с избыточным повышением налоговой нагрузки, а вызван поступательным изменением структуры экономики и увеличением доли ненефтегазовой сферы.

Бюджетная политика

Основные приоритеты социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации в 2012-2014 гг. должны быть обеспечены необходимыми бюджетными ресурсами. В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 гг., федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

Операционным приоритетом бюджетной  политики на ближайшие годы становится сокращение бюджетного дефицита, приближение к сбалансированному бездефицитному бюджету за счет повышения налогов и оптимизации расходов, а также посткризисное восстановление бюджетных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния).

Налоговая нагрузка на экономику (общий  уровень доходов бюджетной системы) уже существенно повысилась в 2011 году в основном за счет повышения страховых выплат – до 36,5% ВВП с 31,6% в 2010 году, и в 2014 году она ожидается на уровне 35,9% ВВП. Собственно налоговая составляющая (без пошлин и страховых выплат) увеличится с 21,3% ВВП до 22,6% ВВП. В базовом оптимистичном сценарии (вариант 2) расходы бюджетной системы несколько возрастут – с 39,2% ВВП в 2010 году до 39,3% ВВП в 2014 году. В консервативном сценарии они понизятся до 38,7% ВВП. Это позволит сократить бюджетный дефицит (системы в целом) с 3,8% ВВП в 2010 году до 0,2% ВВП в 2014 году по базовому варианту.

Государственный долг может возрасти с 10,4% ВВП в 2011 году до 15,7% ВВП в 2014 году, а бюджетные фонды (Резервный  фонд и Фонд национального благосостояния) могут повыситься с 7,8% ВВП до 9,3-9,7% ВВП в 2014 году (в зависимости от варианта).

Баланс бюджетной системы, % ВВП

 

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы

35,4

39,1

38,5

38,1 - 38,4

38,8 - 39,1

Расходы

39,2

38,5

39,6

39,0 - 39,6

38,7 - 39,3

Профицит (+) / Дефицит (-)

-3,8

0,6

-1,2

-1,2 / -0,8

-0,2 / 0,1

Справочно:

         

 Объем государственного долга Российской Федерации

9,3

10,4

13,0

14,7 - 14,9

15,7 - 16,0

Объем Резервного фонда

1,7

3,0

4,2

4,7 - 4,9

5,8 - 6,1

Объем Фонда национального благосостояния

6,0

4,8

4,3

3,9

3,5 - 3,6


В структуре расходов бюджетной системы возрастет доля  расходов на социальные цели и обороноспособность и безопасность при стагнации (или сокращении по консервативному варианту) собственно бюджета развития.

Усилится потребительская направленность влияния государственных расходов на развитие экономики. Темпы роста расходов консолидированного бюджета на потребление в реальном выражении на протяжении всего прогнозного периода останутся положительными. Однако произойдет увеличение темпов роста расходов с 7,2% в        2011 году до 8,9% в 2014 году, что в основном будет обусловлено увеличением темпов роста расходов на потребление федерального бюджета в реальном выражении. При этом потребительские расходы региональных бюджетов будут также расти в реальном выражении в 2013-2014 гг. в результате заложенной в варианте 2 дополнительной индексации заработной платы бюджетников в социальных отраслях.

Инвестиционные  расходы консолидированного бюджета  в реальном выражении, напротив, сокращаются на протяжении всего прогнозного периода ежегодно на              0,5-6,7 процента. Отрицательная динамика связана с инвестиционными расходами федерального бюджета, которые снижаются в реальном выражении ежегодно с 1,7% до 15,8 процента. Это обусловлено главным образом значительным сокращением расходов, направляемых на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы и инвестиционных проектов в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации. Кроме того, в 2012 году завершится финансирование ряда крупных проектов (строительство большинства объектов для проведения саммита АТЭС и олимпийских объектов в г. Сочи). Вместе с тем инвестиционные расходы регионов могут начать увеличиваться в реальном выражении с 2013 года, поддерживаемые прогнозируемой положительной динамикой доходной части региональных бюджетов.

В целом государственные  капитальные вложения за счет бюджетов всех уровней снизятся с 3,8% ВВП в 2010 году) до 3,2-3,4% ВВП в 2012 году и по варианту 2 к        2014 году они составят 3% ВВП (2,7% ВВП по консервативному варианту).

Расходы на образование и здравоохранение. В 2012-2014 гг. запланированы мероприятия, направленные на оптимизацию расходов и связанные с осуществлением денежных выплат отдельным категориям врачей и медицинскому персоналу за счет средств обязательного медицинского страхования, а также с передачей с 1 января 2012 г. обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования и обеспечения ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство за счет средств субъектов Российской Федерации.

Принятые решения по выравниванию заработной платы учителей средней школы со средней заработной платой в регионах, подкрепленные увеличением субсидий со стороны федерального бюджета, по оценке, обеспечат рост номинальной заработной платы в образовании на  15-16% в 2012 году.

В умеренно-оптимистичном варианте развития расходы на образование, с учетом возможных решений по увеличению заработной платы в бюджетном секторе в            2013-2014 гг., могут возрасти с 4,2% ВВП в 2011 году до 4,3% ВВП в 2014 году, расходы на здравоохранение повыситься соответственно с 4,2% ВВП до 4,4% ВВП.                          В консервативном варианте они могут понизиться соответственно с 4,2%  ВВП до           3,8% ВВП.

Расходы на инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных секторов экономики. В соответствии со Стратегией инновационного развития внутренние затраты на научные исследования и разработки на федеральном уровне должны составить 0,94% ВВП в 2014 году против 0,87% ВВП в 2010 году. В консервативном варианте прогноза они снизятся до 0,65% ВВП или на 7,8% в реальном выражении относительно 2010 года. В целом расходы инновационного характера на период 2011-2014 гг., включая инвестиции в высокотехнологичные отрасли и научную базу, а также научные фонды, могут составить от 1% ВВП до 1,2% ВВП в умеренно-оптимистичном варианте и от 0,9% ВВП до 1% ВВП в консервативном варианте прогноза.

Умеренно-оптимистичный вариант роста государственных расходов на НИОКР и инновации в сочетании с предусмотренными Стратегией институциональными преобразованиями позволит модернизировать отечественный сектор НИОКР и фундаментальной науки, а также высокотехнологичных отраслей экономики и повысить его международную конкурентоспособность.

Расходы на поддержку отраслей, обеспечивающих диверсификацию экономики и развитие инфраструктуры. Транспортная инфраструктура остается в списке важнейших приоритетов экономической политики. Расходы на ее развитие должны составить по оптимистичному сценарию к 2014 году 1,1%, тогда как при консервативном – сократиться почти на 0,2 п. пункта ВВП.

С 2013 года начинается реализация новой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Поддержка автопроизводителей путем субсидирования кредитов под инвестиционные проекты должна соответствовать потребности сектора в данном инструменте. В результате расходы федерального бюджета на стимулирование диверсификации и поддержку базовых отраслей, по оценке Минэкономразвития России, составят в умеренно-оптимистичном сценарии в среднем за 2011-2014 гг. около 1,4-1,5% расходов бюджета или 0,3% ВВП.

Распределение расходов бюджетной системы в целом 
на 2011-2014 гг., в % к ВВП

 

2011

2012

2013

2014

Расходы бюджетной системы

38,5

39,6

39,0-39,6

38,7-39,3

Процентные  расходы

0,7

0,8

0,9

0,9

Непроцентные расходы

37,9

38,8

38,1-38,8

37,8-38,4

Общегосударственные вопросы

2,5

2,4

2,2-2,3

2,0-2,2

Национальная  оборона, национальная безопасность и  правоохранительная деятельность

5,7

6,4

6,9

7,1-7,2

Национальная  экономика

5,1

5,2

4,6-4,9

4,3-4,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

2,2

2,0

1,9

1,8

Образование

4,2

4,2

3,8-4,2

3,6-4,3

Здравоохранение и спорт

4,3

4,3

4,0-4,3

3,9-4,5

здравоохранение

4,2

4,2

3,9-4,2

3,8-4,4

Социальная  политика

13,0

13,5

13,4

13,1-13,2

   Пенсионное обеспечение

8,0

8,0

8,0-8,1

7,8-8,0

   Другие расходы в области социальной  политики

5,0

5,4

5,3-5,4

5,2-5,3

Информация о работе Проблемы и перспктивы финансового прогнозирования в РФ