Проблемы взаимодействия предприятий и банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование организационно - экономического взаимодействия банков и предприятий а также проблемы их взаимодействий. Поставленная цель исследования предопределила решение следующих задач:
o раскрыть теоретические основы взаимодействия промышленных предприятий и банков;
o определить специфику процесса взаимодействия системы «предприятие-банк», особенности, закономерности и перспективы развития;
o выявить особенности формирования организации системы взаимодействия промышленных предприятий и банков в России.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы взаимодействия промышленных предприятий и банков
2. Нормативно-правовое регулирование:
1. Организация расчетно-кассового обслуживания предприятий в банках;
2. Ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины.
3. Статистический анализ и исследования рынка банковских услуг:
1. Общее состояние спроса;
2. Потребность в банковских услугах;
3. Особенности при выборе обслуживающего банка предприятиями;
4. Оценка доступности финансовых услуг.
4. Проблемы взаимодействий предприятий и банков:
1. Основные выводы по результатам исследований;
2. Выделение и анализ главных проблем.
Вывод
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 514.54 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Теоретические основы взаимодействия промышленных предприятий и банков
  2. Нормативно-правовое регулирование:
      1. Организация расчетно-кассового обслуживания предприятий в банках;
      1. Ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины.
  1. Статистический анализ и  исследования рынка банковских услуг:
      1. Общее состояние спроса;
      1. Потребность в банковских услугах;
      2. Особенности при выборе обслуживающего банка предприятиями;
      3. Оценка доступности финансовых услуг.
  1. Проблемы взаимодействий предприятий и банков:
      1. Основные выводы по  результатам исследований;
      1. Выделение и анализ главных проблем.

Вывод

Список  используемой литературы 
 
 
 
 

Введение

     Некогда сверхдоходные операции по государственным  ценным бумагам, купле-продаже валюты и другие виды операций, связанные  с получением банками значительных доходов, ушли в прошлое. На первый план выходят традиционные банковские услуги, предоставляемые клиентам, причем стала  очевидной необходимость постоянного  улучшения их качественных характеристик  при расширении банком спектра услуг. Политика банков пересматривается в  отношении экономической целесообразности кредитования реального сектора  экономики, предприятий малого бизнеса, остро нуждающихся в увеличении оборотных средств, тем самым  создаются предпосылки для увеличения количества участников и расширения рамок функционирования самого кредитного рынка.

     Предпосылками для развития системы взаимодействия предприятий и банков на данный момент являются наличие у предприятий  острого недостатка собственных  средств, необходимых для дальнейшего  функционирования, с одной стороны, и невозможность дальнейшего  функционирования банковского сектора  без преодоления оторванности от производственной сферы – с другой. В будущем устойчивые позиции  займут банки, которые будут руководствоваться  не получением сиюминутной выгоды от вложенных средств, а найдут пути их эффективного использования для  решения долгосрочных задач развития промышленного производства. Это  возможно достичь посредством расширения методов и форм взаимодействия банков с клиентами - промышленными предприятиями.

     Исследование  вышеназванных вопросов с теоретической  и практической точек зрений своевременно и необходимо в связи с их важностью  и вместе с тем недостаточной  изученностью, что предопределило выбор  темы и содержательные компоненты данной курсовой работы.

     Разработки практической направленности формирования и развития процессов взаимодействия банковского и промышленного капитала пока не получили должного освещения и нуждаются в более глубоком научном обосновании. В частности, обобщение состояния изученности проблемы указывает на отсутствие единого подхода к определению современных процессов взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности.

     Целью данной курсовой работы является исследование организационно - экономического взаимодействия банков и предприятий а также проблемы их взаимодействий. Поставленная цель исследования предопределила решение следующих задач:

    • раскрыть теоретические основы взаимодействия промышленных предприятий и банков;
    • определить специфику процесса взаимодействия системы «предприятие-банк», особенности, закономерности и перспективы развития;
    • выявить особенности формирования организации системы взаимодействия промышленных предприятий и банков в России.

     Предметом исследования являются экономические  отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, участвующих в процессах взаимодействия банковского и промышленного капитала.

     Объектом  исследования является процесс взаимодействия банковского и промышленного секторов экономики России.

     Теоретической базой исследования послужили концепции  отечественных и зарубежных экономистов  в области корпоративного управления, экономики предприятия, банковского  дела, финансов, материалы монографических  работ и современных научных статей, тематические публикации по рассматриваемой проблеме.

     Исследование системы взаимодействия промышленных предприятий и банков может быть рекомендована к использованию промышленным предприятиям и банкам для улучшения  их взаимодействия, для расширения своей деятельности, снижения рисков, повышения эффективности партнерства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретические основы взаимодействия промышленных предприятий  и банков

     Взаимоотношения предприятий с банком многообразны. Это и традиционное расчетно-кассовое обслуживание и безналичные расчеты, кредитные услуги, а также услуги во внешнеэкономической сфере, депозитные и инвестиционные услуги, трастовые, депозитарные и консультационные услуги. От выбранного банка, предоставляемых  им услуг во многом зависит успешная деятельность предприятия, его прибыльность и процветание.

     Рассмотрим  основные функциональные направления  финансовых потоков между предприятием и банком:

    • обслуживание расчетов между предприятиями в денежной форме и с применением документарных видов операций и корпоративных пластиковых карточек (связи поставщиков и потребителей, хозяйственный оборот;
    • обслуживание расчетов предприятий с населением — физическими лицами и работниками этих предприятий (в частности путем внедрения «зарплатных проектов» с использованием пластиковых карточек);
    • обслуживание долговых обязательств предприятий (предоставление банковских гарантий;
    • активизация вексельного оборота путем акцептования и авалирования векселей предприятий, внедрение факторинговых операций, только еще получающих распространение в отечественных условиях;
    • квалифицированное обеспечение интересов предприятий на финансовых рынках (оказание услуг по приобретению ценных бумаг в интересах формирования собственности и корпоративного влияния в экономических комплексах — холдингах (присоединение, поглощение, слияние) и с целью сохранения и преумножения денежных средств, временно высвобождающихся из производственного процесса;
    • по размещению собственных ценных бумаг предприятий (акций, облигаций), в частности андеррайтингу, для увеличения собственного капитала и привлечения дополнительных средств в развитие производства и на нужды хозяйственного оборота);
    • участие банков в управлении предприятиями через механизм владения акциями последних и процедуру банкротства;
    • участие предприятий в управлении банками;
    • оказание взаимных консультационных услуг;
    • оказание банками депозитарных услуг по хранению ценностей и ценных бумаг предприятий;
    • взаимодействие в рамках процессов банковского инвестирования и кредитования (развитие материально-технической и технологической базы производственных предприятий путем осуществления проектного финансирования; инвестиционное, среднесрочное и краткосрочное (в том числе овердрафтное) кредитование на различные цели).

     Объясняя эффективность партнерских  отношений,  сопоставим в Таблице 1 функции и задачи банка с функциями и задачами предприятия-клиента в процессе их взаимодействия (см. Табл.1 стр.9)  
 
 

     Таблица  1: Сопоставление функций и задач банка с функциями и задачами предприятия-клиента в процессе их взаимодействия.

 
 
 
 
 

     Разрешение банкам сотрудничать с предприятиями, имея в их бизнесе собственный интерес, может способствовать росту экономической стабильности, так как банки в этом случае в меньшей степени склонны ставить своих клиентов в трудные       ситуации. 

     Посредническая  форма финансовых отношений –  «обычное» банковское обслуживание денежных потоков предприятия: расчетно-кассовое, депозитное, валютное, кредитное, трастовое, банкоматное, дилерское, депозитарное. Составной частью указанных отношений  являются формы консультационного  обслуживания предприятия. Партнерская  форма финансовых взаимоотношений  возникает при участии банка  в разработке плановых финансовых документов предприятия и заключении договора о его комплексном банковском обслуживании. В зависимости от срока, на который планируется сотрудничество, можно говорить о стратегических и тактических клиентах. Наиболее подходящим и заинтересованным партнером  в разработке результативного финансового  плана для предприятия считается  коммерческий банк, клиентом которого оно является.

     Перечень  положительных эффектов тесного сотрудничества хозяйствующего субъекта с коммерческим банком приводится в таблице 2 на странице 11.

     Приведенные аргументы свидетельствуют о  том, что коммерческий банк является наиболее подходящим субъектом для  разработки альтернативного варианта развития предприятия. В силу того, что банковский финансовый аналитик обладает собственными информационными  источниками и методами прогнозирования  рыночных тенденций, и глубже знает  возможности банка по решению  различных финансовых проблем, то он может предложить оптимальный вариант  решения финансовых проблем предприятия.

     Таблица  2: Перечень  положительных эффектов тесного сотрудничества хозяйствующего субъекта с коммерческим банком

 

     Кроме того, установление партнерских финансовых отношений выгодно банку и потому, что дает ему некоторые инструменты для решения следующих задач его финансового менеджмента:

    • структурирования привлеченных денежных средств по срокам, объемам и стоимости;
    • повышения качества текущей и срочной ликвидности банка;
    • регулирования процентного риска за счет гибкой ценовой политики и диверсификации сроков и объемов привлечения денежных средств клиентов;
    • расширения ресурсной базы и соответственно возможностей

      проведения активных операций, обеспеченных структурированными ресурсами;

    • регулирования организационной, финансовой, коммерческой и функциональной устойчивости;
    • расширения клиентской базы и занятия новых рыночных ниш;

      приобретения  имиджа «клиентоориентированного»  и

      «технологичного»  банка, предлагающего предприятиям банковские продукты, обеспечивающие решение их индивидуальных проблем;

    • увеличения срочных денежных средств в ресурсной базе банка по сравнению со средствами на счетах до востребования;
    • обеспечения сбалансированности между прибыльностью и

      ликвидностью  банка.

     Таким образом, партнерская форма отношений  позволяет более эффективно решать многие задачи финансового менеджмента как предприятия, так и банка. Это создает объективные предпосылки для ее успешного развития на рынке банковских услуг. При достижении уровня партнерской формы финансовых отношений банка и клиента посреднические отношения выступают как отдельные направления системы взаимодействия, выполняющие отдельные функции. Для реализации функции финансовых посредников необходимо наличие процедур, методов и технологий сбора и аналитической обработки информации о предприятиях-клиентах. В этой связи важное место во взаимодействии предприятия и кредитной организации занимают цели и методы постановки анализа деятельности предприятий, необходимость глубокого изучения условий его деятельности, фактических и потенциальных проблем и возможностей. Положение предприятия – потенциального заемщика на рынке, экономическое окружение и качество управления (а не только его финансовое состояние) должны играть решающую роль в процессе принятия решения банком относительно предоставления банковских продуктов. Таким образом, партнерские отношения предприятия и банка – это совокупность инициируемых ими реальных, планируемых или потенциальных действий, условием осуществления которых является наличие общих целей и максимальное использование свойств, возможностей и предложений противоположной стороны с учетом ее условий и требований, и направленных на достижение определенных целевых ориентиров каждой из сторон. Значительная роль в отношениях предприятия и банка отводится также прошлым и ожидаемым результатам указанных действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы взаимодействия предприятий и банков