Проведение финансовой политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение денежного оборота в России.
При выполнении работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть денежный оборот и его структуру, а также дискуссионные вопросы понятия "денежный оборот";
- рассмотреть организацию денежного оборота в РФ в современных условиях;
- рассмотреть методы регулирования денежного оборота и проблемы их совершенствования.

Содержание

Введение 3
I. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1. Цели и сущность финансовой политики 5
2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 9

II. Проведение финансовой политики в России
1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской
Федерации, проблемы ее реформирования 21
2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 23

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам.docx

— 49.93 Кб (Скачать документ)

         Соответственно деньги от населения поступают либо в кассы предприятий торговли, Госкомсвязи России, а также предприятий, оказывающих услуги населению, либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков.

        Организация и управление наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке, что должно обеспечивать устойчивость и эластичность денежного обращения.

         Процессы глобализации в современной мировой экономике затрагивают и сферу денежного обращения, она давно уже стала международной. Вместе с тем состояние экономики любой страны во многом зависит от организации национального денежного обращения. Устойчивое состояние и стабильное развитие сферы денежного обращения являются необходимым условием развития экономики, а нарушение денежного баланса неминуемо приводит к экономическому кризису.

       Именно поэтому центральные банки всех государств мира постоянно изучают международный опыт и тенденции развития денежного обращения, стремятся разрабатывать и внедрять новые схемы его организации исходя из национальных особенностей.

        В начале эпохи бурного развития электронных технологий (включая Интернет) многие предсказывали быстрый переход к "электронным деньгам" и к функционированию платежных систем в электронном виде почти полностью. Приводились доводы, что электронные системы денежных расчетов являются более удобными, более "чистыми и технологичными", более дешевыми, более безопасными и т.д. Однако в настоящее время профессионалы в области мирового денежного обращения относятся к энтузиазму приверженцев IT-платежей достаточно сдержанно. Безусловно, электронные платежи имеют целый ряд достоинств, но заменить наличный денежный оборот полностью они не в состоянии (так же, как левая и правая рука, - взаимно дополняют друг друга). По этой проблеме развернулась достаточно острая полемика.

        Использование современных схем денежного обращения позволяет существенно снизить расходы на обработку наличности. При этом стоимость наличных денег будет приблизительно соответствовать стоимости использования дебетовых карт и электронного кошелька. Кроме того, центральные банки и государство должны думать о компенсации потери дохода от сеньоража в связи с выпуском денежных знаков, который составляет значительные суммы.

      Весьма существенными являются и преимущества наличных денег:

- очевидность приема в платежи в качестве законного средства в любых условиях;

- моментальное осуществление расчетов;

- отсутствие необходимости в специальной (и постоянно действующей) инфраструктуре;

- легкость применения всеми пользователями (от 8 и свыше 80 лет);

- возможность жесткого контроля эмиссии и обращения со стороны государства;

- анонимность использования.

        Что касается России, большинство наших сограждан предпочитают использовать банковские карты для снятия наличных в банкоматах, а не как платежное средство. Так, в 2005 г. через банкоматы граждане обналичили 2,62 трлн руб., что составляет 93,5% от общей суммы по всем операциям с картами, в 2006 г. граждане сняли 3,97 трлн руб., или 93,5% от общей суммы операций (источник: РБК Daily). [4]

        Казалось бы, парадокс, но при увеличении числа банковских карт (и

[4] Ионов В. М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития. // Деньги и кредит, 2007, № 4., с. 42.

[5] Ионов В. М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития. // Деньги и кредит, 2007, № 4., с. 45.

[6] Юров А.В. Пути развития наличного денежного обращения в Российской Федерации. // Деньги и кредит, 2008, № 7, с. 3.

 
 

соответственно, увеличении количества банкоматов в ходе развития

 

 инфраструктуры  электронных платежей) произошло  возрастание спроса на наличность и резко повысились требования к ее качеству. Для того, чтобы подделывать на высоком уровне денежные знаки, необходима организация высокотехнологичного и дорогостоящего производственного процесса, тогда как для того, чтобы получить доступ к счетам и снятию наличных денег с банковских карт, такие затраты не нужны.

      Если говорить о российских условиях, то к недостаточно развитой структуре электронных платежей на огромной территории нашей страны, наводнениям и ураганам нужно добавить политические и экономические факторы. Вспомним банковские кризисы и дефолт, когда россияне не могли получить свои деньги - не только в российских банках, но и за рубежом.

     Несмотря на большие усилия и затраты по внедрению различных проектов (зарплатных и социальных, в основном), значительное число населения, уже имеющего карточки, предпочитает пользоваться ими в основном для получения наличных. Суммы операций по снятию наличных превышают суммы расчетов за товары и услуги в 70-80 раз.

    Таким образом, основными тенденциями в мировом наличном денежном обращении являются:

- глобализация процессов обращения в Европе и в мире в целом;

- увеличение объемов и оборота наличности в целом и в отдельно взятых государствах;

- аутсорсинг в вопросах производства, выпуска в обращение, обработки и уничтожения наличных денег;

- автоматизация обработки наличности;

- централизация ее обработки;

оптимизация денежных потоков;

- повышение качества и защитных свойств банкнот и монеты.

     В этих вопросах у российской банковской системы большие резервы. Хочется надеяться, что наша банковская система, готовясь к вступлению страны в ВТО, будет совершенствоваться и в такой важной сфере банковской деятельности, как работа с наличными деньгами (в том числе подсчет и снижение операционных расходов на основе оптимизации бизнес-процессов). [5] Безусловно, будет развиваться оказание банковских услуг в этой области в соответствии с мировыми тенденциями, а возможно, в чем-то и опережая их.

     Очередные шаги в этом направлении делает Банк России, преобразовав Департамент эмиссионно-кассовых операций в Департамент наличного денежного обращения. В связи с этим можно предположить, что концентрация всех функций, связанных с наличным денежным оборотом в одной организационной структуре, даст значительный положительный эффект.

 

2. Организация и  развитие денежного  оборота в России  в современных  условиях

2.1 Организация денежного  оборота в России

      Денежная система Российской Федерации - это форма организация денежного обращения, закрепленная национальным законодательством. Она состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Национальная валютная система, обладая относительной самостоятельностью, также входит в денежную систему страды.

      Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации, согласно Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", является рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается Виды денег - банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России. Они являются единственным законным средством платежа на территории России, их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, по вкладам и для перевода на всей территории Российской Федерации. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

        После проведения деноминации (укрупнения масштаба цен) с 1 января 1998 г. в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100, 500 и 1000 руб. также монеты достоинством 1, 2, 5 руб. и 1, 5, 10 и 50 коп.

      За Центральным банком РФ закреплено исключительное право осуществлять эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской федерации.

      Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. При этом описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Решение по этим вопросам направляется в Правительство РФ в порядке предварительного информирования.

     Коммерческие банки также участвуют в эмиссионном процессе. Они выпускают безналичные деньги в процессе кредитования, а при погашении ссуды происходит изъятие денег из оборота.

      В Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлены правовые основы функционирования денежной системы РФ, задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения.

     В России, как и во всех странах, налично-денежный оборот значительно меньше безналичного.

     При имеющем место колебании значений удельного веса наличных денег в общем объеме денежной массы доля их постепенно снижается. Доля наличных денег в экономически развитых странах еще меньше (10-20%), однако их присутствие необходимо, поскольку они обслуживают розничную торговлю, получение и расход большей части денежных доходов населения.

     Все предприятия, организации и учреждения на территории Российской Федерации независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Предприятия могут получать наличные деньги от коммерческих банков, физических лиц и других предприятий. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Расчеты предприятий происходят в основном в безналичной форме. Если предусмотрена оплата товаров (услуг) предприятием в наличной форме, то для этого оно либо снимает денежную наличность со своего счета в коммерческом банке, либо использует имеющиеся наличные средства, оставленные предприятию в пределах установленного лимита.

      Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы на предприятиях, а также предприятиями Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков.

     Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. и Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г.

       Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств предполагаются, как правило, ежедневными.

        Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

        Лимиты наличности, ежедневно хранимые в кассах предприятий, устанавливаются обслуживающими их банками по согласованию с руководителями этих предприятий. При этом учитывается специфика деятельности предприятия. Лимит кассы по указанию банка может обеспечивать нормальную работу предприятия с утра следующего дня, лимит может определяться в пределах среднедневной выручки наличными деньгами и т.д. Выдача банками наличных денег предприятиям производится, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.

Аналогично  регулируется наличность в кредитных  организациях, обслуживаемых РКЦ.

        Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан, территориальные учреждения Банка России или по их поручению РКЦ устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Установление лимитов оборотных касс расчетно-кассовых центров и их подкрепление осуществляется в соответствии с Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г.

Информация о работе Проведение финансовой политики в России