Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:21, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение денежного оборота в России.
При выполнении работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть денежный оборот и его структуру, а также дискуссионные вопросы понятия "денежный оборот";
- рассмотреть организацию денежного оборота в РФ в современных условиях;
- рассмотреть методы регулирования денежного оборота и проблемы их совершенствования.
Введение 3
I. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1. Цели и сущность финансовой политики 5
2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 9
II. Проведение финансовой политики в России
1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской
Федерации, проблемы ее реформирования 21
2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Наличные деньги, находящиеся в оборотной кассе РКЦ, в случае превышения установленного Центральным банком лимита, переводятся в резервные фонды, изымаются из обращения. Центральный Банк осуществляет постоянный мониторинг за наличным денежным оборотом в регионах страны.
Итак, организацию налично-денежного обращения осуществляет Центральный банк РФ, это одна из его основных функций. Она включает:
- прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
- установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
- определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Центральный банк РФ осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. В его систему входит центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и пр. В настоящее время в России функционируют 1333 расчетных кассовых центра и других учреждений, осуществляющих расчетное обслуживание 2208 кредитных организаций, 6045 филиалов этих организаций, а также счетов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, органов федерального казначейства и других юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
Безналичный денежный оборот. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60%, а в экономически развитых странах - до 90%. Безналичный платежный оборот осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств или путем зачетов взаимных требований. Именно широкое развитие безналичных расчетов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.
На Центральных банк РФ как главный регулирующий орган платежной системы возложены обязанности установления правил, сроков и стандартов осуществления расчетов с соблюдением следующих принципов их организации.
1. Соблюдение
правового режима
2. Осуществление
расчетов по банковским счетам,
которые должны быть у
3. Обеспечение
ликвидности и
4. Наличие
согласия (акцепта) плательщика на
платеж. Механизмом реализации этого
принципа является оформление
соответствующего платежного
5. Соблюдение
срочности платежа. Этот
6. Контроль
субъектов расчетных отношений
за своевременностью и
Выбор тех или иных форм безналичных расчетов зависит от уровня экономического развития страны. Самой распространенной формой безналичных расчетов в России в настоящее время являются платежные поручения; с их помощью ведутся расчеты с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами страхового и пенсионного фонда, при налоговых и иных платежах.
Недостаточно распространена аккредитивная форма расчетов, ее удельный вес невелик. Согласно законам Российской Федерации при расчетах как физическими, так и юридическими лицами могут применяться чеки, но не допускаются расчеты чеками между физическими лицами.
В развитых странах мира, где безналичные платежи достаточно распространены и развиваются уже на протяжении десятков лет, объем платежей наличными деньгами составляет 70% и более. В Европе шесть из семи трансакций совершается с наличными деньгами, в России этот показатель составляет около 97%. По прогнозам специалистов в перспективе наличные деньги будут обслуживать не менее 2/3 розничных платежей во всем мире. Дело в том, что осуществление безналичных платежей требует дополнительных затрат. Операции, сумма которых сопоставима или ниже их себестоимости, невыгодно проводить в безналичном порядке.
Основными достоинствами наличных денежных знаков являются[6]:
- универсальность данного средства платежа;
- легкость использования;
- обязательность к приему при всех видах платежей на всей территории государства а любое время суток;
- анонимность;
- оплата наличными во много раз дешевле стоимости платежа с использованием платежных карт.
Банк России осуществляет организацию наличного денежного обращения и управление потоками наличных денег с учетом потребностей платежного оборота, а также осуществляет мониторинг основных направлений и тенденций развития современного наличного денежного обращения в мире.
2. Роль Центрального банка РФ в регулировании национальной экономики
Особое положение в регулировании национальной экономики занимает Центральный банк РФ (Банк России, «банк банков»). Деятельность Банка направлена на развитие экономической активности и поддержание финансовой стабильности в стране. А также проведение денежно – кредитной политики. Правовой статус, функции и деятельность определяются Конституцией РФ, Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Несмотря на то, что Банк России является государственным банком, он независим в своей деятельности от Правительства Российской Федерации. Государство не отвечает по обязательствам Банка России и наоборот. В то же время банк тесно связан с Правительством РФ. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ.
Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» определены цели деятельности банка:
· защита и обеспечение рубля;
· развитие и укрепление банковской системы РФ;
· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Для достижения этих целей Банк России выполняет следующие функции:
1) разрабатывает
совместно с Правительством РФ
единую государственную
2) монопольно
осуществляет эмиссию наличных
денег и организует налично-
3) является
кредитором для кредитных
4) устанавливает
правила осуществления
5) осуществляет
обслуживание бюджетов всех
6) осуществляет
эффективное управление
7) принимает
решение о государственной
8) организует
и осуществляет валютное
9) устанавливает
и публикует официальные курсы
иностранных валют по
10) разрабатывает
и организует составление
11) устанавливает
порядок и условия
12) проводит
анализ и прогнозирование
13) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Коротко можно выделить три основные функции: проведение денежно – кредитной политики; монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения; и внешнеэкономической функции.
Денежно-кредитная политика Банка России ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России способствует поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это приводит к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.
Низкий уровень инфляции приносит вклад в создание благоприятных условий для достижения долгосрочного устойчивого и динамичного роста экономики. Последовательное снижение инфляции способствует уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации капиталов, необходимых России для модернизации основных фондов, укреплению тенденции долгосрочного экономического роста.
В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.
Деятельность Банка России в области развития платежной системы направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывает международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.
Полномочия Центрального банка Российской Федерации по развитию денежной системы Российской Федерации, защите и обеспечению устойчивости рубля являются ключевыми для формирования экономики государства, а следовательно, для реализации прав граждан Российской Федерации на собственность, занятие предпринимательской деятельностью, социальное обеспечение.
Заключение
Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно политика,
проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений, среди которых, например, принятие бюджета 1995 года с повышенной до 34 тысяч рублей минимальной заработной платы и первым разрядом Единой тарифной сетки в размере 39 тысяч, несмотря на всю экономическую нецелесообразность такого действия, освобождающего инфляцию и увеличивающего и без того крупный бюджетный дефицит.
Мешают адекватной оценке экономической ситуации также требования
сельскохозяйственного, промышленного и военного лобби. В свою очередь
стремление различных партий выполнить наказы своих избирателей любой ценой, несмотря на всю сложность экономической ситуации, повышение расходов на государственный аппарат, бесперспективные решения правительства, которое, идя на поводу у мощных лоббистских группировок и почувствовавших свою силу субъектов федерации, пытается угодить каждому из них, пропорционально распределяя скудные бюджетные поступления и тем самым окончательно нейтрализуя скромную пользу, что они могли бы принести, будь они сконцентрированы на каком-либо одном приоритетном проекте, — все это, безусловно негативно сказывается на объективности финансово-бюджетной политики, общей ситуации в стране, а в конечном счете — уровне жизни населения.