Проведение финансовой политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:21, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение денежного оборота в России.
При выполнении работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть денежный оборот и его структуру, а также дискуссионные вопросы понятия "денежный оборот";
- рассмотреть организацию денежного оборота в РФ в современных условиях;
- рассмотреть методы регулирования денежного оборота и проблемы их совершенствования.

Содержание

Введение 3
I. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1. Цели и сущность финансовой политики 5
2. Виды финансовой политики и механизм ее реализации 9

II. Проведение финансовой политики в России
1. Современное состояние бюджетной системы и политики Российской
Федерации, проблемы ее реформирования 21
2. Российская финансовая политика: тенденции и перспективы 23

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам.docx

— 49.93 Кб (Скачать документ)

        Наличные деньги, находящиеся в оборотной кассе РКЦ, в случае превышения установленного Центральным банком лимита, переводятся в резервные фонды, изымаются из обращения. Центральный Банк осуществляет постоянный мониторинг за наличным денежным оборотом в регионах страны.

       Итак, организацию налично-денежного обращения осуществляет Центральный банк РФ, это одна из его основных функций. Она включает:

- прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

- установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

- определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

       Центральный банк РФ осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения. В его систему входит центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры и пр. В настоящее время в России функционируют 1333 расчетных кассовых центра и других учреждений, осуществляющих расчетное обслуживание 2208 кредитных организаций, 6045 филиалов этих организаций, а также счетов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, органов федерального казначейства и других юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

      Безналичный денежный оборот. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60%, а в экономически развитых странах - до 90%. Безналичный платежный оборот осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств или путем зачетов взаимных требований. Именно широкое развитие безналичных расчетов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.

        На Центральных банк РФ как главный регулирующий орган платежной системы возложены обязанности установления правил, сроков и стандартов осуществления расчетов с соблюдением следующих принципов их организации.

1. Соблюдение  правового режима осуществления  расчетов и платежей. В Российской  Федерации он сложился к середине 90-х гг. Он включает соответствующие  нормы гражданского законодательства, отдельные федеральные законы  и подзаконные акты.

2. Осуществление  расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя (поставщика) и плательщика. Для  расчетного обслуживания заключается  договор банковского счета между  клиентом и банком, а банки  и другие кредитные учреждения  открывают корреспондентские счета  друг у друга для проведения  расчетов между собой.

3. Обеспечение  ликвидности и платежеспособности  участников расчетных отношений  как необходимого условия своевременного  выполнения долговых обязательств.

4. Наличие  согласия (акцепта) плательщика на  платеж. Механизмом реализации этого  принципа является оформление  соответствующего платежного документа  - чека, векселя, платежного поручения  или специального акцепта документов - платежных требований-поручений,  платежных требований, переводных  векселей, выписанных получателем  средств.

5. Соблюдение  срочности платежа. Этот принцип  относится не только к периоду  оплаты счетов за товары и  услуги, но и ко времени выполнения  расчетных операций банками.

6. Контроль  субъектов расчетных отношений  за своевременностью и правильностью  совершения расчетов. С этим принципом  тесно связан принцип имущественной  ответственности за соблюдение  договорных условий в форме  возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения  договорных обязательств.

        Выбор тех или иных форм безналичных расчетов зависит от уровня экономического развития страны. Самой распространенной формой безналичных расчетов в России в настоящее время являются платежные поручения; с их помощью ведутся расчеты с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, с органами страхового и пенсионного фонда, при налоговых и иных платежах.

        Недостаточно распространена аккредитивная форма расчетов, ее удельный вес невелик. Согласно законам Российской Федерации при расчетах как физическими, так и юридическими лицами могут применяться чеки, но не допускаются расчеты чеками между физическими лицами.

2.2 Развитие денежного  обращения в России

         В развитых странах мира, где безналичные платежи достаточно распространены и развиваются уже на протяжении десятков лет, объем платежей наличными деньгами составляет 70% и более. В Европе шесть из семи трансакций совершается с наличными деньгами, в России этот показатель составляет около 97%. По прогнозам специалистов в перспективе наличные деньги будут обслуживать не менее 2/3 розничных платежей во всем мире. Дело в том, что осуществление безналичных платежей требует дополнительных затрат. Операции, сумма которых сопоставима или ниже их себестоимости, невыгодно проводить в безналичном порядке.

       Основными достоинствами наличных денежных знаков являются[6]:

- универсальность данного средства платежа;

- легкость использования;

- обязательность к приему при всех видах платежей на всей территории государства а любое время суток;

- анонимность;

- оплата наличными во много раз дешевле стоимости платежа с использованием платежных карт.

       Банк России осуществляет организацию наличного денежного обращения и управление потоками наличных денег с учетом потребностей платежного оборота, а также осуществляет мониторинг основных направлений и тенденций развития современного наличного денежного обращения в мире.

 

2. Роль Центрального  банка РФ в регулировании  национальной экономики

       Особое положение в регулировании национальной экономики занимает Центральный банк РФ (Банк России, «банк банков»). Деятельность Банка направлена на развитие экономической активности и поддержание финансовой стабильности в стране. А также проведение денежно – кредитной политики. Правовой статус, функции и деятельность определяются Конституцией РФ, Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

      Несмотря на то, что Банк России является государственным банком, он независим в своей деятельности от Правительства Российской Федерации. Государство не отвечает по обязательствам Банка России и наоборот. В то же время банк тесно связан с Правительством РФ. Он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ.

       Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» определены цели деятельности банка:

·  защита и обеспечение рубля;

·  развитие и укрепление банковской системы РФ;

·  обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

       Для достижения этих целей Банк России выполняет следующие функции:

1) разрабатывает  совместно с Правительством РФ  единую государственную денежно  – кредитную политику;

2) монопольно  осуществляет эмиссию наличных  денег и организует налично-денежное  обращение;

3) является  кредитором для кредитных организаций  и организует систему рефинансирования;

4) устанавливает  правила осуществления расчетов  в РФ и устанавливает правила  проведения банковских операций;

5) осуществляет  обслуживание бюджетов всех уровней;

6) осуществляет  эффективное управление золотовалютными  резервами Банка России;

7) принимает  решение о государственной регистрации  кредитных организаций, выдает  им лицензии, а также приостанавливает  их действие. Осуществляет надзор  за деятельностью кредитных организаций  и банковских групп;

8) организует  и осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль, определяет  порядок расчетов с международными  организациями и иностранными  государствами;

9) устанавливает  и публикует официальные курсы  иностранных валют по отношению  к рублю;

10) разрабатывает  и организует составление платежного  баланса РФ;

11) устанавливает  порядок и условия осуществления  валютными биржами деятельности  по покупке и продажи иностранной  валюты. Контролирует деятельность  валютных бирж;

12) проводит  анализ и прогнозирование состояния  экономики в целом и по регионам;

13) осуществляет  иные функции в соответствии  с федеральными законами.

        Коротко можно выделить три основные функции: проведение денежно – кредитной политики; монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения; и внешнеэкономической функции.

       Денежно-кредитная политика Банка России ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России способствует поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это приводит к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

      Низкий уровень инфляции приносит вклад в создание благоприятных условий для достижения долгосрочного устойчивого и динамичного роста экономики. Последовательное снижение инфляции способствует уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации капиталов, необходимых России для модернизации основных фондов, укреплению тенденции долгосрочного экономического роста.

        В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

        Деятельность Банка России в области развития платежной системы направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывает международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

        Полномочия Центрального банка Российской Федерации по развитию денежной системы Российской Федерации, защите и обеспечению устойчивости рубля являются ключевыми для формирования экономики государства, а следовательно, для реализации прав граждан Российской Федерации на собственность, занятие предпринимательской деятельностью, социальное обеспечение.

 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

      Сейчас Россия идет  по  сложному  пути  реформ.  Несомненно  политика,

проводимая правительством в области финансов,  неоднозначна.  Она содержит как положительные стороны, так  и  много  отрицательных  моментов.  Большое, зачастую  негативное  воздействие  на  нее  оказывают  политические  аспекты экономических решений, среди которых, например, принятие бюджета  1995  года с повышенной до 34  тысяч  рублей  минимальной  заработной  платы  и  первым разрядом  Единой  тарифной  сетки  в  размере  39  тысяч,  несмотря  на  всю экономическую нецелесообразность такого действия, освобождающего инфляцию  и увеличивающего и без того крупный бюджетный дефицит.

      Мешают  адекватной  оценке  экономической   ситуации  также  требования

сельскохозяйственного,  промышленного  и  военного  лобби.  В  свою  очередь

стремление  различных партий выполнить наказы своих избирателей любой  ценой, несмотря на всю сложность  экономической  ситуации,  повышение  расходов  на государственный аппарат, бесперспективные  решения  правительства,  которое, идя на поводу у мощных лоббистских группировок и почувствовавших  свою  силу субъектов  федерации,  пытается  угодить  каждому  из  них,  пропорционально распределяя  скудные  бюджетные  поступления  и   тем   самым   окончательно нейтрализуя  скромную  пользу,  что  они  могли  бы   принести,   будь   они сконцентрированы на  каком-либо  одном  приоритетном  проекте,  —  все  это, безусловно  негативно сказывается на   объективности   финансово-бюджетной политики, общей ситуации в  стране,  а  в  конечном  счете  —  уровне  жизни населения.

Информация о работе Проведение финансовой политики в России