Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:57, курсовая работа
Налоговый контроль – это проверка или наблюдение с целью проверки. В процессе сбора информации субъект налогового контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте, проанализировать информацию и сделать соответствующие выводы. Качественно выполнять такую работу можно, когда четко определена сущность налоговых проверок, их виды, особенности проведения и документирования. Без правовых, четко определенных, основ ведения налоговых проверок невозможно вести речь о развитии справедливых рыночных отношений в государстве, что так важно для Казахстана. Данное положение подтверждение актуальности темы исследования.
Цель работы – определение порядка проведения налоговых проверок в Казахстане.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность налоговых проверок, охарактеризовать виды проверок, предусмотренные налоговым законодательством РК;
2) определить особенности проведения налоговых проверок разных видов.
В написании работы были использованы законодательные акты Республики Казахстан по налогообложению, исследования ученых - экономистов.
Введение
1. Понятие и виды налоговых проверок
1.1. Понятие и виды налоговых проверок
1.2. Сроки проведения налоговых проверок
1.3. Основания проведения налоговых проверок
2.Порядок проведения налоговых проверок
2.1. Проведение комплексных проверок
2.2. Проведение тематических проверок
2.3. Проведение встречных проверок
2.4. Проведение рейдовых проверок
Заключение
Список использованной литературы:
При
назначении рейдовых проверок в предписании
должны быть указаны проверяемый
участок территории, вопросы, подлежащие
выяснению в ходе проверки, а также
сведения, предусмотренные пунктом
1, за исключением подпунктов 3), 4) и 7)
настоящей статьи.
При назначении тематических, дополнительных,
встречных проверок в предписании указываются:
При
этом предписание должно быть подписано
первым руководителем органа налоговой
службы или лицом, замещающим его, заверено
гербовой печатью и зарегистрировано
в специальном журнале налоговой инспекции.
Если налогоплательщик воспрепятствует
доступу должностных лиц органа налоговой
службы проводящих налоговую проверку,
на указанные территории или в помещения
(кроме жилых), то составляется протокол
об административном правонарушении с
последующим вынесением постановления
об административном нарушении. При этом
размер штрафа может составлять от 40 до
50 МРП на индивидуальных предпринимателей
и должностных лиц.
В случае продления сроков проверки, предусмотренных статьей 535 настоящего Кодекса и (или) изменения количества лиц, производящих проверку, и (или) изменения проверяемого налогового периода оформляется дополнительное предписание, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего предписания, фамилия, имя, отчество лиц, привлекаемых к проведению проверки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если в соответствии с законодательными актами РК для допуска на территорию или в помещение налогоплательщика требуется специальные допуски, то работник налогового комитета, помимо предписания, должен иметь при себе указанный допуск. Это требование может возникнуть при проведении налоговых проверок предприятий оборонного значения, различных военных и иных объектов, деятельность которых государственную и военную тайну.
На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка.
Отказ налогоплательщика (налогового агента) от получения предписания не является основанием для отмены налоговой проверки.
В
период осуществления налоговых
проверок не допускается внесение налогоплательщиком
изменений и дополнений в налоговую отчетность
проверяемого налогового периода.
4. Порядок проведения налоговых проверок
4.1. Проведение комплексных проверок
Комплексная проверка является одним из видов документальной проверки и её следует осуществлять по графику, который утверждается руководством налогового органа, кроме тех случаев, когда проверки проводятся по заданию Правительства, вышестоящей организации, правоохранительных органов или при поступлении информации о нарушениях налогового законодательства или имеющих место признаках налогового преступления.
При составлении графиков проверок особое внимание обращают на предприятия, имеющие нарушения в значительных размерах, систематически допускающие ошибки в исчислении платежей, нарушения введении бухгалтерского и налогового учета. Также в график налоговых проверок включаются отдельные убыточные предприятия с целью выяснения причин убытков.
Особенностью
комплексных проверок является то,
что в ходе их проведения в комплексе охватываются
все вопросы, связанные с правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
перечисления платежей в бюджет. Интервалом
времени между проведением одной комплексной
проверки между другой является 1 год,
то есть 12 месяцев.
Независимо от даты проведения предыдущей
налоговой проверки может быть назначена
комплексная проверка, осуществляемая
в связи с истечением срока контракта
на недропользование. То же самое относится
и к комплексным дополнительным проверкам,
проводимым на основании решения органа,
рассматривающего жалобу налогоплательщика
на уведомление по акту налоговой проверки.
Внеочередная комплексная проверка может
быть проведена и в связи с приказом руководителя
уполномоченного органа в отношении конкретного
налогоплательщика и по основаниям, предусмотренным
уголовно – процессуальным законодательством
РК.
После
того, как предписание вручено налогоплательщику,
определены рабочие места для работников
налогового комитета, начинается сама
проверка. В период начала проверки работникам
налогового комитета нужно понять, как
организованы бухгалтерский учет и налоговый
учет предприятия, каким образом проводится
отражение финансово – хозяйственной
деятельности, как оформляются итоговые,
сводные данные.
Из – за многообразия организаций бухгалтерского
учета работник налогового комитета не
может сразу запросить какие - либо документы
в точном соответствии с теми наименованиями,
которые приняты на проверяемом предприятии,
так как одни и те же по содержанию документы
у одного налогоплательщика называются
по разному. Комплексная налоговая документационная
проверка должна строиться по принципу
«от общего - частному». Начиная проверку
работник налогового комитета определяет,
с какого вида налога он начнет свою работу.
Обычно, в первую очередь проверяют налоги
наиболее сложные для исчисления и для
проведения проверки. Поэтому налоговую
проверку следует проводить в следующей
последовательности:
1) Корпоративный
подоходный налог;
2) Налог на добавленную стоимость;
3) Индивидуальный подоходный налог;
4) Социальный налог;
5) Налог на имущество юридических лиц;
6) Земельный налог;
7) Налог на транспортные средства;
8) Остальные виды налогов;
9) Сборы и платы.
Начиная
налоговую проверку с КПН, проверяющее
лицо может изучить фонд оплаты труда,
получить информацию об имуществе налогоплательщика,
его земельных участках, транспортных
средствах и других объектах налогообложения,
налогах и платежах. И при дальнейшем ходе
проверки, проверяя правильность исчисления
налога на имущество, земельного налога
и других налогов. Работник налогового
комитета имеет полную информацию об объектах
обложения. При проведении проверки сложных
видов налогов у работника налоговых органов
может возникнуть много вопросов и для
уточнения, возникающих вопросов, работникам
проверяющего предприятия требуется время.
В это время проверяющий может проверять
другие виды налогов.
Если проверку производят несколько налоговых
инспекторов, то они распределяют виды
налогов, которые они будут проверять.
При этом распределение налогов производиться
в зависимости от уровня квалификации
и уровня опытности специалиста.
4.2. Проведение тематических проверок
Как
и комплексная налоговая
Тематические проверки проводятся не чаще одного раза в полугодие по одному и тому же виду налога и другому обязательному платежу в бюджет, а также по вопросам исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операции, обязанностей установленных налоговым кодексом и государственным контролем при применении трасфертных цен. Другими словами, если у налогоплательщика была произведена тематическая налоговая проверка по какому – либо вопросу, то следующая тематическая проверка у этого налогоплательщика по этому же вопросу может быть начата только по истечении шести месяцев после завершения текущей проверки. Примером может послужить тематическая проверка по социальному налогу ТОО «Плюс». Она произведена 30 июня 2008 года. Если полугодием считать интервал времени 6 месяцев, то следующая тематическая проверка ТОО «Плюс» по социальному налогу может быть произведена не ранее 1 января 2009 года, так как очередная проверка налогоплательщика по какому – либо вопросу может быть начата только по истечении шести месяцев с даты завершения предыдущей проверки по этому же вопросу.
Периодичность проведения тематических проверок предусматривает обязательное наличие шестимесячного интервала времени между тематическими проверками, в ходе которых проверяются одни и те же вопросы. Не предусмотренные законодательством ограничения по промежуткам времени между тематическими проверками, производимыми по разным вопросам.
Тематические проверки по различным вопросам могут:
- производиться
одновременно несколько проверок по разным
вопросам;
- проводиться одна за другой;
- проводиться в любом интервале времени
от момента завершения одной проверки
до начала другой.
На каждую тематическую проверку выписывается отдельное предписание. В каждой тематической проверке составляется отдельный акт налоговой проверки. Очередная налоговая проверка может быть назначена независимо от того, когда была проведена предыдущая проверка, и независимо от того, по какому вопросу эта предыдущая проверка проводилась в следующих случаях:
- при снятии
налогоплательщика с учета по налогу на
добавленную стоимость на основании его
заявления;
- при проведении тематических проверок,
проводимых на основании заявления налогоплательщика,
на предмет достоверности сумм налога
на добавленную стоимость, предъявленного
к возврату;
- при дополнительных проверках, проводимых
на основании решения органа, рассматривающего
жалобу налогоплательщика на уведомление
по акту налоговой проверки;
- при внеочередных тематических проверках,
проводимых согласно приказу руководителя
уполномоченного органа в отношении конкретного
налогоплательщика, а также по основаниям,
предусмотренным уголовно – процессуальным
законодательством РК.
Проведение тематических проверок основывается на изучении, проверке документов налогоплательщика. Такими документами являются налоговая отчетность, документы бухгалтерского, налогового, оперативного, управленческого учетов налогоплательщика. Также используются сведения, полученные в результате письменных запросов в различные государственные и негосударственные органы и предприятия, банковские учреждения. Используется информация, установленная, в результате проведения встречных проверок. Работник налогового комитета, осуществляющий тематическую проверку, может истребовать и проверить документы, связанные с исчислением и уплатой только того вида налога и другого платежа, который указан в предписании.
В
ходе тематических проверок, могут
быть произведены проверки денежных
документов, бухгалтерских книг, отчетов,
смет, наличных денег, ценных бумаг, расчетов,
деклараций, и иных документов, связанных
с исполнением налоговых обязательств,
указанных в предписании. При выявлении
в ходе тематических проверок документов,
свидетельствующих о совершении налоговых
правонарушений, она подлежат изъятию.
Также могут быть обследованы любые используемые
для извлечения доходов объекты, связанные
с налогообложением, проводиться инвентаризации
имущества налогоплательщика.
Из вышесказанного следует, что тематическая проверка подразумевает выполнение тех же действий, которые предусмотрены при комплексной проверке, только в меньшем объеме. Уведомления о начисленных суммах налогов и других обязательных платежах в бюджет, пени и штрафов по результатам тематических проверок вручается налогоплательщику не позднее пяти рабочих дней со дня вручения акта налоговой проверки.
4.3. Проведение встречных проверок.
Встречная
проверка также является видом документальной
проверки, которая осуществляется в
связи с проведением
1) встречная
проверка производится на основании предписания;
2) началом приведения проверки считается
момент вручения налогоплательщику подлинника
предписания;
3) при завершении встречной проверки должностным
лицом органа налоговой службы составляется
акт проверки. День вручения акта налогоплательщику
считается днем завершения срока встречной
проверки;
4) к акту встречной проверки должны быть
приложены копии документов, расчеты,
произведенные должностным лицом органа
налоговой службы, и другие материалы,
полученные входе проверки.
Главная особенность встречной проверки обозначена в пунктах 3 и 4 статьи 533 Налогового кодекса Республики Казахстан и заключается в том, что целью встречной проверки является получение дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанных с третьими лицами, в которых осуществляются встречные проверки.
В ходе проведения встречной налоговой проверки какого - либо юридического лица или индивидуального предпринимателя не может быть произведено доначисления какого - либо налога или иного платежа в бюджет, не могут быть предъявлены какие - либо штрафные санкции или пеня этому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, у которого эта встречная проверка осуществляется. Но по результатам встречной проверки могут быть пересмотрены налоговые обязательства того налогоплательщика, при проверке которого было назначено проведение встречных проверок его партнеров.
Встречная
проверка – один из инструментов проверки
полноты соблюдения налогового обязательства,
но не того налогоплательщика, в котором
встречная проверка осуществляется,
а того, по взаиморасчетам с которым
осуществляется встречная проверка
третьих лиц.
Но в ходе встречной проверки могут быть
выявлены факты, позволяющие обнаружить
наличие налоговых правонарушений именно
у того налогоплательщика, у которого
осуществляется проведение встречной
проверки.