Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:57, курсовая работа
Налоговый контроль – это проверка или наблюдение с целью проверки. В процессе сбора информации субъект налогового контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте, проанализировать информацию и сделать соответствующие выводы. Качественно выполнять такую работу можно, когда четко определена сущность налоговых проверок, их виды, особенности проведения и документирования. Без правовых, четко определенных, основ ведения налоговых проверок невозможно вести речь о развитии справедливых рыночных отношений в государстве, что так важно для Казахстана. Данное положение подтверждение актуальности темы исследования.
Цель работы – определение порядка проведения налоговых проверок в Казахстане.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность налоговых проверок, охарактеризовать виды проверок, предусмотренные налоговым законодательством РК;
2) определить особенности проведения налоговых проверок разных видов.
В написании работы были использованы законодательные акты Республики Казахстан по налогообложению, исследования ученых - экономистов.
Введение
1. Понятие и виды налоговых проверок
1.1. Понятие и виды налоговых проверок
1.2. Сроки проведения налоговых проверок
1.3. Основания проведения налоговых проверок
2.Порядок проведения налоговых проверок
2.1. Проведение комплексных проверок
2.2. Проведение тематических проверок
2.3. Проведение встречных проверок
2.4. Проведение рейдовых проверок
Заключение
Список использованной литературы:
Законодательством РК не предусмотрена возможность проверять полноту исполнения налогового обязательства того налогоплательщика, у которого производится встречная проверка, во время её проведения. Поэтому какие – либо выводы, сделанные в акте встречной проверки о наличии налоговых нарушений, будут неправомерными.
Другой особенностью проведения встречных проверок является то, что на них не распространяются требования по периодичности проведения встречных налоговых проверок. Если комплексные проверки могут осуществляться не чаще одного раза в год, то какие - либо требования по поводу проведения встречных проверок Налоговым кодексом не установлены.
Из вышесказанного следует то, что встречные проверки могут производиться по мере возникновения необходимости в их проведении, независимо от того, когда у этого налогоплательщика была предыдущая встречная проверка, независимо от того, за какой период времени встречная проверка производится или ранее производилась. Особый порядок проведения встречных проверок, согласно пункта 4 статьи 252 Налогового кодекса, предусмотрен в отношении налогоплательщиков, имеющих обороты по НДС, облагаемые по нулевой ставке, и подавшие в налоговые органы заявление о возврате налога. При этом:
-
не производятся встречные
-
не производятся встречные
-
обязательной встречной
По итогам проведения встречных проверок
возврат НДС производится в пределах сумм,
подтвержденных результатами встречных
проверок.
4.4. Проведение рейдовых проверок
В отличие от документальных проверок, рейдовая проверка проводится в отношении сразу нескольких налогоплательщиков.
В
предписании налоговой проверки
указывается проверяемый
В случае выявления нарушений по результатам
налоговой проверки органом налоговой
службы такому налогоплательщику направляется
уведомление органа налоговой службы,
также могут применяться такие меры, как
привлечение к административной ответственности.
Одно из направлений - проведение рейдовых проверок по вопросу постановки налогоплательщиков на регистрационный учет в налоговых органах. В ходе таких проверок осуществляется выявление лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без налоговой регистрации в качестве налогоплательщиков. Эта работа несет постоянный, систематизированный характер и осуществляется мобильными группами наблюдения (МГН). Для организации работы МГН вся административная территория, входящая в юрисдикцию того или иного районного налогового комитета, делится на зоны с присвоением каждой зоне порядкового номера. Такое разделение осуществляется произвольно, но с учетом того, чтобы за один рабочий день мобильная группа наблюдений смогла обследовать одну зону.
Целью
такого зонирования является систематизация
и упорядочение работы МГН, исключение
многократных исследований и проверок
одних и тех же налогоплательщиков. Зонирование
позволяет распределить для работы всю
территорию на определенный период времени.
Другой целью зонирования является повышение
эффективности использования рабочего
времени. Размер зоны определяется в зависимости
не только от её площади, но и от количества
объектов предпринимательской деятельности,
расположенных в этой зоне.
Следующим
элементом работы по проведению рейдовых
проверок по вопросу постановки налогоплательщиков
на регистрационный учет, является формирование
базы данных о налогоплательщиках, зарегистрированных
в налоговых органах. Это необходимо для
упрощения задачи по выявлению лиц, не
зарегистрированных в налоговых органах.
Эти сведения представляются в идее таблицы.
У проверяющего лица запрашиваются документы,
подтверждающие факт его регистрации
в налоговом органе. По результатам рейдовой
проверки составляется акт, в котором
отражается наличие или отсутствие нарушений
по постановке на регистрационный учет.
По результатам рейдовой проверки, на
основании составленного протокола, акта
и объяснительных документов, председателем
налогового комитета выносится постановление
об административном правонарушении.
Согласно статьи 205 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» размер штрафа составляет:
- для физических
лиц от 5 до 10 МРП;
- для юридических лиц от 10 до 50 МРП;
- для должностных лиц от 10 до 20 МРП.
Не
позднее пяти рабочих дней после
выявления нарушения
Налоговыми
органами проводятся рейдовые проверки
правильности применения контрольно –
кассовых машин с фискальной памятью.
В соответствии со статьей 546 Налогового
кодекса на территории РК денежные расчеты,
осуществляемые при торговых операциях
или оказании услуг посредством наличных
денег, платежных банковских карточек,
чеков, должны производиться с применением
контрольно - кассовых машин с фискальной
памятью с выдачей контрольного чека.
Исключение составляют индивидуальные
предприниматели (кроме реализующих подакцизные
товары):
- которые
осуществляют деятельность на
основе разового талона или патента;
- если с момента государственной регистрации
налогоплательщика в качестве индивидуального
предпринимателя не истекло шесть месяцев;
- которые осуществляют деятельность в
рамках специального налогового режима
для крестьянских (фермерских) хозяйств.
Также без применения контрольно – кассовых машин могут работать налогоплательщики, оказывающие услуги в области игорного бизнеса, игровых автоматов без денежного выигрыша, по боулингу, картингу, бильярду, организации игры лото и производящие уплату фиксированного суммарного налога. Освобождены от применения ККМ лица, осуществляющие адвокатскую деятельность.
Также кассовый аппарат может отсутствовать и в тех случаях, когда населению оказываются услуги с выдачей квитанций, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравненных к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным уполномоченным государственным органом.
В отличие от других видов рейдовых проверок при начале этой проверки уведомление подлежит обязательной регистрации в органах правовой статистики. Этот вид налоговой проверки производится следующим образом. Посетив объект, предназначенный для проверки, работник налогового комитета не афиширует свою принадлежность к контролирующим органам, после того как в присутствии работников налогового комитета налогоплательщик осуществляет реализацию какого - либо товара обычному покупателю и произведет окончательный расчет, предъявляется служебное удостоверение и оригинал предписания. В оригинале предписания ставится отметка об ознакомлении с ним налогоплательщика и получении им копии с указанием даты, времени, фамилии налогоплательщика и проставлением его подписи.
После этого у налогоплательщика запрашиваются документы:
- свидетельство
о государственной регистрации
в качестве субъекта
- регистрационная карточка на ККМ с ФП;
- книга учета движения денежных средств;
- трудовые
договора с наемными
Только
после получения данных документов
производится снятие кассы. При этом
выручку считает сам
Все
выявленные расхождения и нарушения
фиксируются в акте рейдовой проверки.
Кроме того, с лица, ответственного
за применение ККМ по каждому выявленному
нарушению берутся письменные объяснения.
В случае отказа со стороны налогоплательщика
от подписания акта, от дачи письменных
объяснений данные факты заверяются подписями
двух понятых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любая
проверка, а в особенности налоговая,
вносит определенную дезорганизацию в
работу предприятия, так как для
обеспечения деятельности проверяющих
необходимо отвлекать от основной работы
сотрудников бухгалтерии и юридической
службы, да и сам факт нахождения проверяющего
на предприятии создает определенную
нервозность, что не лучшим образом отражается
на работоспособности.
Однако даже, если результаты проверки
оказались "отрицательными" для организации-налогоплательщика
- еще не все потеряно!
Все действия (бездействие) должностных
лиц налоговых органов, проводящих проверку,
могут быть обжалованы в суде, так же, как
и решение о привлечении налогоплательщика
к ответственности и иные акты налогового
органа.
При проведении налоговой проверки налогоплательщику необходимо внимательно изучать документы, предъявленные налоговыми инспекторами: решение о проведении проверки, требования и т.д. Несоблюдение формы документа, его изъяны могут оказаться существенной аргументацией в суде со стороны налогоплательщика при возникновении налогового спора. По возможности необходимо налогоплательщику делать и оставлять при себе копии этих документов.
При проведении проверки проверяющим необходимо представлять только те документы, которые они затребовали. Показывая "лишние" документы, можно спровоцировать проверку тех областей своей финансово-хозяйственной деятельности, которые первоначально проверять не планировалось.
При чтении акта проверки необходимо обращать внимание: на документы, которые были использованы в ходе проверки; что является источником ошибки, повлекшей доначисление сумм налога; необходимо проверять правильность расчетов, указанных в акте и приложения к нему. Бывают случаи, когда доначисление налогов производится без учета переплат по налогам, выявленных при проверке. Проверяющие тоже люди, и иногда допускают арифметические ошибки. Бывают просто опечатки.
Знание
налогоплательщиком прав и обязанностей
как своих, так и проверяющей стороны позволит
активно участвовать в проведении проверки,
в ходе определения ее результатов, вынесения
решения по проведенной налоговой проверке
и привлечении или непривлечении к ответственности
при выявлении каких-либо нарушений законодательства.
Список использованной литературы:
1.
Кодекс Республики Казахстан
"О налогах и других
2. Саткалиева Ф.С. "Новое в налоговом администрировании".// Вестник налоговой службы Республики Казахстан. 2007. 4, 13 с.
3. Хамзин К. "Налоговые проверки за 2006г.".// Вестник налоговой службы Республики Казахстан. 2007. 3, 15 с.
4. Дарибекова А.С. Налоги и налогообложение. Караганды-2006. 184 с.
5. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы: "Каржы - Каражат", 2000. 50 с.
6. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы: Уч-к. Алматы. 2001. 500 с.
7.
Оспанов М.Т. Проблемы совершенствования
системы управления
налогами в Республике Казахстан. Алматы:
Познание. 1998. 156 с.
8.
Сборник по разъяснению основных положений
Кодекса Республики
Казахстан "О налогах и других обязательных
платежах в бюджет"
(Налоговый кодекс). Астана. 2002. 201 с.
9.
Худяков А.И., Бродский Г.М. Теория налогообложения:
учебное пособие. Алматы: ТОО "Издательство
"НОРМА-К", 2002. 300с.