Пути совершенствования финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и других вопросов деятельности государства и субъектов хозяйствования с применением специфических методов его организации.
Исторически финансовый контроль возник как государственный в связи с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. По мере эволюции финансовых отношений, создания бюджетной и налоговой систем, углубления финансовых взаимосвязей с появлением и развитием финансовых рынков и частных корпораций сфера применений финансового контроля постепенно расширялась.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Финансовый контроль и его сущность…………………………………...5
1.1 Сущность, значение и задачи финансового контроля……………………5
1.2 Формы и методы проведения финансового контроля……………………..7
Глава 2. Виды и организация финансового контроля…………………………..9
2.1 Организация финансового контроля………………………………
2.2 Государственный финансовый контроль…………………………………..9
2.3 Негосударственный финансовый контроль………………………………16
Глава 3 . Пути совершенствования финансового контроля в РФ……………….23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

фик курсовая.docx

— 57.08 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Финансовый контроль и его сущность…………………………………...5

1.1 Сущность, значение и задачи финансового контроля……………………5               

1.2 Формы и методы проведения финансового контроля……………………..7

Глава 2. Виды и организация финансового контроля…………………………..9

2.1 Организация  финансового контроля………………………………

2.2 Государственный финансовый контроль…………………………………..9                                                                                                      

2.3 Негосударственный финансовый контроль………………………………16

Глава 3 . Пути совершенствования финансового контроля в РФ……………….23

Заключение………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы……………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство не может  реализовать свою внешнюю  и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических  программ, не располагая финансовыми  ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.

Контроль  является одной из функций управления, без которой не могут быть реализованы  в полной мере все другие функции  управления. Он призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки  для внесения корректив в запланированные  показатели развития. правильных решений, обеспечивающих достижение намеченных целей.

В функцию  контроля входят: сбор, обработка и  анализ информации о фактических  результатах деятельности, сравнения  их с плановыми показателями, выявление  отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых  для достижения намеченных целей. Важной функцией контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ по результатам деятельности.

Формой  реализации контрольной  функции  финансов является финансовый контроль.

Финансовый  контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и других вопросов деятельности государства  и субъектов хозяйствования с  применением специфических методов  его организации.

Исторически финансовый контроль возник как  государственный  в связи с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. По мере эволюции финансовых отношений, создания бюджетной и налоговой систем, углубления финансовых взаимосвязей с появлением и развитием финансовых рынков и частных корпораций сфера применений финансового контроля постепенно расширялась.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение  динамичного развития общественного  и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных  богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности.

 Из  этого можно сделать вывод,  что без контроля нельзя обеспечить  компетентность и конкретность  руководства. Это значит, что управлять  нужно на основе достоверной  информации, располагая которой  можно своевременно заметить  ошибки и препятствия на пути  к цели, преодолеть их, скорректировать  управление, приведя его в соответствие  с объективными изменениями, выработать  наиболее целесообразные решения  различных вопросов государственной  жизни.  Чтобы эффективно выполнять такую роль, контроль должен быть оперативным, точным и экономичным.

Тема  данной работы весьма актуальна, так  как финансовый контроль является одной  из завершающих стадий управления финансами. Вместе с тем он сопровождает все  стадии всех сфер общественной деятельности, отражая материальную результативность процесса движения финансовых ресурсов, начиная со стадии их формирования, и кончая получением финансовых результатов  от финансовых вложений.

Цель  данной работы – изучение финансового  контроля в системе управления финансами. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить финансовый контроль и его сущность, виды, методы;
  2. Рассмотреть виды и организацию финансового контроля;
  3. Выявить пути совершенствования финансового контроля в РФ.

Финансовый  контроль постоянно совершенствуется, появляются новые методы его осуществления, поэтому в этой курсовой работе будет  рассмотрен не только финансовый контроль в той форме, в которой он  существует, но и этапы его развитие в настоящее время.

 

 

Глава 1. Финансовый контроль и его сущность

    1. Значение и задачи финансового контроля

Финансовый  контроль  - это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью  хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагает необходимость  осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью. Он охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

 Это вид контроля является неотъемлемой составной частью процесса управления финансами, обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости внутреннего валового продукта должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Он является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности, призван предупреждать бесхозяйственность  и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Значение  финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики. Его  назначением является содействие успешной реализации финансовой политики государства, а также обеспечение процесса формирования и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях  хозяйства.

Выделяют  следующие задачи финансового контроля:

- обеспечение  соблюдения действующего законодательства  по финансовым вопросам;

- содействие  правильному ведению бухгалтерского  учета и отчетности;

- выявление  внутрипроизводственных резервов  роста финансовых ресурсов;

- содействие  рациональному использованию всех  ресурсов.

Действенность финансового контроля, осуществляемого  различными субъектами, в значительной степени зависит от их взаимодействия.

Объектом  финансового контроля являются основные финансовые показатели производственно-хозяйственной  деятельности предприятий и организаций  всех форм собственности.

Контроль  является деятельностью соответствующих  государственных органов, его осуществляющих. Таким образом, он не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

На основе многолетнего опыта разработаны  основные принципы организации финансового  контроля, к реализации которых во всей полноте должны стремиться все  контролирующие органы. Эти принципы закреплены в Конституции РФ и  иных нормативно-правовых актах.

     Каждый институт и разновидность контроля имеет свой регламент, то есть порядок и последовательность контрольных действий. Например, общепринятый регламент проведения комплексных ревизий хозяйствующего субъекта включает следующие  поэтапные действия контрольных органов:

  1. инвентаризацию наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;
  2. визуальную проверку правильности оформления документов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным формам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов, их данных;
  3. проверку правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредит  т.д.);
  4. проверку полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций, а также правильность и полноту отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т.д.;
  5. проверку правильности составления отчетности – бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации.

     Результативность финансового контроля зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Деятельность контрольного органа может быть ограничена подготовкой отчета о проверке, ревизии, а вопрос о санкциях рассматривают  судебные органы. Иногда, контрольным органам дано право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, а также требовать возмещения ущерба. [2 стр. 58]

 

1.2.Формы и методы проведения финансового контроля

 

 Финансовый  контроль сопровождает  стадии  всех сфер общественной деятельности, отражая материальную результативность  процесса движения финансовых  ресурсов, начиная со стадии их  формирования, и кончая получением  финансовых результатов от финансовых  вложений.

       При осуществлении финансового  контроля основное внимание уделяется  своевременности и полноте мобилизации  финансовых ресурсов, законности  расходования и получения доходов  во всех звеньях финансовой  системы Российской Федерации,  соблюдению узаконенных правил  учета и отчетности.

      Рассмотрим формы финансового  контроля.

      Формы финансового контроля принято  классифицировать по следующим  критериям:

  1. регламент осуществления – обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
  2. время поведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий;
  3. субъекты контроля – президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти и местного самоуправления, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;
  4. объекты контроля – бюджетный; контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой.

Также финансовый контроль подразделяют по содержанию на: бюджетный, налоговый, банковский, за страховой деятельностью, таможенный, валютный.

      Различают следующие методы проведения контроля:

1) Проверки документальные  камеральные;

2) Обследования;

3) Надзор;

4) Анализ финансового состояния;

5) Наблюдение (мониторинг);

         6) Ревизии.

      Финансовый контроль осуществляется  всеми государственными органами, субъектами хозяйствования, аудиторскими  фирмами и отдельными аудиторами  независимо от их основных  задач и видов деятельности, на  которые они нацелены. Поскольку  финансовый контроль выступает  в неизолированном виде, формы  и методы его дифференцируются  в зависимости от сферы или  отрасли управления, а также от  места органа, осуществляющего контрольные  полномочия. [4 стр. 61]

 

 

 

Глава 2. Виды финансового контроля

 

2.1 Организация  финансового контроля

 
       Финансовый контроль является одним  из функциональных элементов управления финансами. Посредством финансового  контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной  деятельности. 
       Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский)контроль. В свою очередь государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный. 
       Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности. В нашей стране этот контроль осуществляется такими органами, как государственные налоговые органы, Министерство финансов, Банк Российской федерации, Государственный таможенный комитет и др. Каждый из названных органов финансового контроля имеет свои функциональные обязанности и цели. 

Информация о работе Пути совершенствования финансового контроля в РФ