Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:00, курсовая работа

Описание

Анализ дебиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия.
Дебиторская задолженность – это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы оценки и управления дебиторской задолженности
1.1. Сущность и виды дебиторской задолженности, и факторы на нее влияющие………………………………………………………………….5
1.2. Политика предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей…………………………………………………………………10
1.3. Методы инкассации дебиторской задолженности…………………....15
2. Организационно-экономическая характеристика организации……………21
3. Оценка и управление дебиторской задолженностью
3.1. Анализ дебиторской задолженности…………………………………..34
3.2. Кредитная политика и её роль в управлении дебиторской задолженностью…………………………………………………………38
3.3. Оборачиваемость дебиторской задолженности и пути ее ускорения..41
4. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности………………………………………………………………..45
Заключение………………………………………………………………………...47
Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

analiz_debitorskoy_zadolzhennosti.doc

— 393.50 Кб (Скачать документ)

где Выр. – выручка от реализации, тыс. руб.;

      ДЗ – средняя величина дебиторской задолженности, тыс. руб. (по строкам 230 и 240    баланса)

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием.

Средний период инкассации, дней

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях отражает продолжительность одного оборота дебиторской задолженности в днях. При этом, чем продолжительнее период погашения, тем выше риск ее непогашения.

Так как финансовое положение предприятия находится в зависимости от того насколько средства,  вложенные  в активы, превращаются в деньги, необходимым является изучение доли в них дебиторской задолженности.

Доля краткосрочной дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов, % =

Чем выше этот показатель, тем менее мобильна структура имущества предприятия.

Коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью

Сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности является одним из этапов анализа дебиторской задолженности и позволяет выявить причины образования последней. При этом многие аналитики считают, что если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то организация рационально использует средства, т.е. временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает из оборота. Бухгалтера относятся к этому отрицательно, поскольку кредиторскую задолженность организация обязана погашать независимо от состояния дебиторской задолженности.

Наиболее популярными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты. Так например, владельцу счета может быть послано письмо о том, что он на десять дней просрочил платеж; более суровое письмо, за которым последует телефонный звонок, может быть послано, если деньги не получены через 30 дней, а через 90 дней счет может быть передан агенту по инкассо. Эти меры правомерны, но они могут привести к потере благорасположения клиентуры. [1]

Поэтому наиболее оптимальным вариантом является использование скидок при срочной оплате, предназначенных для поощрения быстрых платежей. Решения о размерах скидок анализируются путем балансирования затрат и результатов, связанных с различными условиями скидок.

Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:

1) если снижение цены приводит к расширению продаж, а струк­тура затрат такова, что Реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет доста­точно высокую долю постоянных затрат;

2) Если система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии, возможно кратко срочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата о проведения конкретных сделок;

3) Система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.

Во всех случаях можно говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к уменьшению текущей стоимости ре­ализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.

В индустриально развитых странах наиболее распространенной является схема «2/10 полная 30», означающая следующее:

     Покупатель получает 2%-ную скидку с цены товара в случае его оплаты в течение 10 дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);

     покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период 11-го по 30-й день договорного срока;

   В случае неуплаты в течение месяца покупатель дополнительно к стоимости товара уплачивает штраф, величина которого зависит от момента платежа.

Политика «сбора денег» проводится при условии наличия в штате предприятия специального менеджера по управлению дебиторской задолженностью. При отсутствии такого работника решению проблемы в индустриально развитых странах помогают факторинговые компании.

Задача факторинговых отделов банков или компаний заключается в том, чтобы на платной и договорной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных с быстрейшим завершением их расчетов за товары и услуги с клиентами (покупателями).

В настоящее время факторинговый отдел банка может предоставлять своим клиентам следующие виды услуг:

а) приобретать у предприятий-поставщиков право на получе­ние платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы, состав которых заранее согласовывается с банком (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным);

б) осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным, не оплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности);

в) приобретать векселя у своих клиентов (операции по учету векселей).

При покупке факторинговым отделом банка (компанией) у своих клиентов просроченной дебиторской задолженности по товарным операциям, он оплачивает ее поставщику не во всех случаях, а при определенных условиях: при сроке задержки платежа не более трех месяцев и лишь при получении от банка плательщика уведомления о том, что покупатель не снят полностью с кредитования и не объявлен неплатежеспособным.

Операции по переуступке клиентом факторинговому отделу банка просроченной дебиторской задолженности имеют повышенную степень риска. Это обусловливает более высокое комиссионное вознаграждение, уровень которого в 1,5-2,0 раза выше, чем при покупке банком задолженности по товарам отгруженным, срок оплаты которых еще не наступил.

Процесс инкассации может дорого стоить как в смысле переменных расходов, так  и в смысле потери благорасположения клиентуры, но тем не менее все-таки необходима определенная твердость, чтобы не допустить неоправданного растягивания периода погашения покупательной задолженности и минимизировать прямые убытки. Нужно установить баланс между затратами и общим полным результатом различных вариантов политики инкассации. [10]


2.      Организационно-экономическая характеристика организации.

ООО «Лесопромышленный комплекс» является коммерческой организацией, учрежденной с целью организации хозяйственной и коммерческой деятельности на внутреннем и внешнем рынке, для удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.

Учредителями ООО «Лесопромышленный комплекс» являются физические лица, согласно учредительного договора, не имеющие запрета или ограничения для участия в создании  обществ с ограниченной  ответственностью.

ООО «Лесопромышленный  комплекс» является  юридическим лицом:

- зарегистрировано Постановлением главы самоуправления   г. Шарьи Костромской обл.   от  «16»   июня   1999г.   N 374;

- поставлено  на  налоговый учет в  налоговом  органе  «17»  июня  1999 года (Свидетельство   серия   44   N 0005575   выдано   «17» июня   1999 г.   инспекцией   по налогам  и  сборам    по  г. Шарье,  код 4407); выдано новое свидетельство серия 44 № 000454136 от 01 марта 2004г.

Занесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024402037990 (свидетельство серия 44 000453038 от  «17» декабря 2002 года).

Фактический адрес ООО «Лесопромышленный комплекс»: Костромская область, г. Шарья,  пос. Ветлужский, ул. Первомайская,  дом 22 а.

ООО «Лесопромышленный комплекс» является учредителем:

- ООО «Шарьялес»   Местонахождение:  Костромская область,  пос. Ветлужский,  ул. Первомайская, д.22а

- ООО «Лесопромышленный комплекс» имеет структурные подразделения Вохомский леспромхоз и Павинский леспромхоз.

ООО «Лесопромышленный комплекс» в своей хозяйственной деятельности руководствуется законодательством РФ, уставом и иными нормативными документами, регулирующими отношения коммерческих предприятий.

Для достижения своих целей ООО «Лесопромышленный комплекс» вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством, основные из которых:

- лесозаготовка;

- деятельность по торговле строительными лесоматериалами;

- розничная торговля лесоматериалами;

- производство  пиломатериалов, профилированных по кромке или пласти;

-  производство древесной шерсти, древесной муки;

- производство технологической щепы и стружки;

- плотовой сплав древесины;

- выгрузка из воды и погрузка.

ООО «Лесопромышленный комплекс» занимает ведущее положение по лесозаготовке, переработке и реализации лесоматериалов на северо-востоке Костромской области. Ресурсной базой для ООО «Лесопромышленный комплекс» являются лесхозы: Павинский, Вохомский, Октябрьский.

Главной целью ООО «Лесопромышленный комплекс» является получение дополнительной  прибыли за счет увеличения лесозаготовки, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, повышения качества выпускаемой продукции, предоставления рабочих мест.

В своей деятельности ООО «Лесопромышленный комплекс» использует как собственные, так и заемные средства.

Основной причиной использования кредитных средств является сезонный характер лесозаготовительных работ, основным периодом лесозаготовки является осенне-зимний период, именно данный период требует дополнительных вложений в производство, одним из источников которых являются кредитные средства. ООО «Лесопромышленный комплекс» осуществляет кредитование в Шарьинском отделении Сбербанка РФ № 4366 и филиале ОАО Банк ВТБ в г. Костроме, имеет положительную кредитную историю. Суммы кредита и проценты выплачиваются в срок и в полностью.

ООО «Лесопромышленный комплекс» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже.

В состав ООО «Лесопромышленный комплекс» входят следующие цеха и подразделения:

Основные цеха и участки деревообрабатывающего производства:

- разделочно-сортировочный узел

- автотранспортная служба по вывозке древесины

- лесоцех (распиловка сырья)

- цех обработки пиломатериалов (сушка пиломатериала)

- деревообрабатывающий цех (производство строганного погонажа, столярных изделий и клееного бруса)

- цех по производству древесной муки

- склад готовой продукции (отгрузка готовой продукции)

- служба контроля и учета сырья

- служба технического контроля

Вспомогательные  цеха:

- участок ремонта кранов

- ремонтно-механический цех

- автотранспортная служба по обеспечению деревообрабатывающего производства

- тепло-электроцентраль (производство тепла  и электроэнергии)

- ремонтно-строительная группа

- участок ремонта пути

- участок ремонта электрооборудования (обслуживание кабельных и воздушных высоковольтных линий, обслуживание подстанций, высокотехнологичного программируемого производственного оборудования)

В основных цехах выполняются операции по изготовлению продукции, предназначенной для реализации. В цехах (подразделениях) основного производства предметы труда превращаются в готовую продукцию.

Вспомогательные цехи (подразделения) обеспечивают условия для функционирования основного производства (инструменты, энергия, ремонт оборудования), осуществляют услуги для нужд основных цехов: выполняют работы по ремонту оборудования и зданий, снабжают электроэнергией и т. п.

ООО  «Лесопромышленный комплекс» работает как со странами ближнего зарубежья, так и дальнего.

Эффективность работы ООО «Лесопромышленный комплекс» зависит от правильного использования функций, знания приемов управления, стандартов учета и нормативных актов, регулирующих деятельность работы предприятия, умения и навыков оценки конкретных финансовых ситуаций.

Для этого на предприятии создана самостоятельное подразделение – финансовая служба.

Генеральный директор

 

Финансовый директор

 

                              Главный бухгалтер            Начальник отдела труда и з/п

 

                        Бухгалтерия                                   Экономист

 

Рис 1. Финансовая служба ООО «ЛПК»

 

Для организации финансовой работы хозяйствующий субъект создает специальную финансовую службу. Деятельность финансо­вой службы подчинена главной цели — обеспечению финансовой стабильности, созданию устойчивых предпосылок для экономиче­ского роста и получения прибыли.

Финансовая служба предприятия - это специальное структурное подразделение, выполняющее свои определенные функции в системе организации деятельности предприятия. Ее основным предназначением является выработка и реализация оптимальной финансовой политики предприятия.

Информация о работе Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности